• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Что может дать йога людям разных типов?

    elenarade 1 963 Просмотров

    Если сравнить, скажем, результат традиционного медитационного ретрита «Випассана»* и йога-семинара по Хатхе, в первом случае можно видеть более-менее закономерный результат (освоение медитации в той или иной степени), то йога дает целый спектр результатов. Большинство из которых не имеют ничего общего с изначальными целями йоги, обозначенными Патанджали, Сватмарамой, Шанкарачарьей и другими «классиками». Возможно, дело в том, что если на Випассане дают всего несколько техник, а в йоге предлагается «на выбор» сразу более сотни, если не больше. Перед учениками Випассаны не стоит вопрос, какую технику и как делать — даются четкие указания, остается только «делать», то есть оставаться осознанным. В таких условиях осознанность может расти очень быстро. Либо, ум слишком обусловлен и не готов к трансформации (подчинению), то человек просто уходит с ретрита (это происходит более-менее массово и в первые же дни). В йоге же синдрома отказа почти нет — не нравится эта техника — ну, попробуй вот эту, другую. Не хочешь делать пранаямы? Не надо! Делай стоячие позы на укрепление ног. Ах, у тебя варикоз? Ну, тогда делай Сурья-намаскар и вьяямы. Работает? Да. Трансформируется при этом сознание? Не обязательно, возможно, трансформируется только варикоз.

    Я не агитирую за жесткие стили йоги, у них свои перекосы и, на мой взгляд, это вообще ложный путь, мертворожденное дитя йоги и гимнастики. Но тот «расслабленный», эклектичный стиль, который мы наблюдаем у нас — на мой взгляд, является следствием просто отсутствия понимания целей йоги, методов их достижения, и требований к искателю того или иного результата.

    В общем, можно сказать так: то, что йога доступна и полезна всем — миф. Еще большее заблуждение — думать, что каждый, независимо от физических данных и качеств ума и характера, может получить от йоги все по максимуму. В спорте явно прослеживаются ограничения и перспективы для каждого человека, почему же в йоге этот вопрос обычно как бы «гуманно» опускают? Сложно не заподозрить тут корыстный интерес: если «отбирать» учеников — много денег на занятиях не заработаешь. Поэтому Хатха-йога в «западном видении» превратилась по большей части в усредненный набор техник, которые доступны и до какой-то степени полезны всем, но т.к. даются не в том порядке, и не так, как следует (гораздо «мягче»), не дают серьезных результатов, в масштабах, описанных в трактатах (избавление от всех болезней, сиддхи, пробуждение Кундалини, контроль над праной и умом, Самореализация и т.п.). Забавно получается: человек прочитал в трактате про то, что надо заниматься пранаямой по 4 раза в день до пота и дрожи во всем теле, усвоил технику, и потом стал заниматься… по 2 раза в неделю по 15 минут, и ждет результата, описанного в этом трактате! Наивно, мягко говоря.

    Одна моя знакомая, опытный преподаватель йоги, Лора Супрун, отлично сформулировала проблему:

    «На деле западная так называемая Хатха йога превращена в способ совершенствования тела, в силовые практики и в эквилибристику. Теория и практика находятся в разрыве. Самое смешное, что даже те школы, которые практикуют чисто физический, силовой подход прикрываются философией йоги и психологией. Все смешалось».

    На мой взгляд, все хотя и смешалось, разобраться все же несложно. Итак, схема (понятно, упрощенная), типов учеников йоги и их перспектив, или лестница в йоге:

    1. «Тюлень». Человек, который страдает лишним весом и лишним самомнением (и то, и то поправимо с помощью йоги!) — то есть, имеет ограничения и по «физике», и по характеру. Такой человек интересуется Хатха-йогой, т.к. считает, что это нетрудно, недорого, и не отнимет много времени, т.е. быстро даст результат на «физике». Если серьезные практики такое тело выполнять не может, ум не готов, времени и сил тоже мало — то результат будет скромным: максимум, снизится вес и человек почувствует себя чуть-чуть бодрее. Фактически, настоящая йога такому студенту не интересна, и занятия йогой для такого человека вообще малоэффективны. Для знакомых с системой Тригуны — это человек в Гуне Тамаса (тьма, невежество, инерция). Для этого типа личности, вялые «потягушечки» 2 раза в неделю по полтора часа с четкой иллюзией «я занимаюсь йогой» — верная дорога в никуда.

    РЕШЕНИЕ: 1) Лучше заняться фитнесом, оздоровлением, закаливаем, сесть на диету, чистить организм, пойти на плавание, заняться бегом трусцой, ходить в сауну — все это даст заметно лучшие результаты, особенно в комплексе. Особенно если есть волевой потенциал и понимание принципов оздоровления. А потом уж можно и в йогу прийти — но с годным телом и немного более развитым волевым потенциалом. 2) Если есть желание и, опять же, воля «прорываться» именно в русле йоги — это тоже возможно! Есть целый пласт преподавателей йоги, которые работают именно на таких людей — «силовики», «физушники». Они привносят в Хатха-йогу, которая и так отличается некоторой агрессией по отношению к своему телу (в сравнении с Бхакти, Джняной и т.п.), известную долю гнева. И этот гнев направляется на развитие, очищение тела и сознания аформфного, костного студента. Такой преподаватель может буквально издеваться над учеником (или ученицей) — все для того, чтобы развить «тюленя» в человека, годного для йоги (и способного вести более здоровую и полноценную жизнь). Это не всегда срабатывает, и даже если срабатывает, то обычно такой человек развивается медленно (т.к. преодолевает свое зашлакованное и обрюзгшее от нездоровой жизни тело).

    2. «Прожженный». Человек, который, так или иначе, прошел эволюционный этап «тюленя», и избавился от ограничений по физическому телу. В его сознании еще остались (или были привнесены новые) небольшие перекосы. Это может быть привязанность к какой-то особенно экзотической системе йоги, в которой авторского больше, чем классики, и поэтому вектор развития сбился. Или же это может быть просто религиозная составляющая. Или занятия боевыми искусствами, или спортом. Или же эго сильно выросло: на этапе превращения «тюленя» в нечто большее человек банально возгордился.

    Много преподавателей йоги, которые принадлежат к этому типу: у него очень крепкое тело, и очень жесткое сознание, работающие в каком-то своем узком модусе. Такой человек легко собирает полные залы, часто создает новый стиль йоги, организует под себя школу, придумывает около-йогические теории, пишет книги. За таким человеком можно идти (т.к. он действительно способен тащить за собой много «тюленей»). Другое дело, что это не полноценный Учитель, т.к. у него искаженные понятия о целях и методах йоги и не побежденное Эго — он сам еще учится йоге, совершает очищение. Лучшее (и тут без иронии), что может сделать такой человек — это создать секту, школу, которая как некий йога-конвейер, трансформирует «тюленей» в таких же «прожженных», — которые, в свою очередь, начинают преподавать йогу, вступая в игру. «Прожженный» — это человек в Гуне Раджаса (страсть, гнев, энергия, агрессия). «Тюлень» же может учиться только у «Прожженного», т.к. тьма побеждается только огнем. Исключения редки, но бывают: если у Тюленя гиперразвитый разум — в редких случаях он может сразу прийти в «Светлые», ускоренными темпами поняв и практикуя Адвайту, Дзогчен или что-то подобное, т.е. высшие практики — минуя всю или почти всю «физкультуру».

    РЕШЕНИЕ: Несмотря на то, что «Прожжённый думает, что он уже всего достиг (развитое физическое тело, сотни учеников и широкий денежный поток его в этом убеждают), ему неизбежно надо эволюционировать в «Светлого», и раньше или позже это произойдет, иначе — застой и деградация (скатится в «Тюленя»: сопьется и т.п.). С Манипурынеизбежно надо подниматься в Анахату и Аджну: от Раджаса путь только в Саттву. Если эго еще не возобладало над здравым смыслом такого человека, он периодически оставляет свой преуспевающий йога-центр и отправляется в Индию или еще куда — искать кого-то мудрее себя, чтобы поучиться Истине. Такой человек, т.к. тело очищено и воля есть — способен быстро осваивать правильные техники и переходить на ступень выше — становиться «Светлым». Ограничения у этого типа только ментальные, их можно быстро убрать правильным пониманием, поэтому надо читать первоисточники по йоге и слушать Мастеров. Такой человек развивается со средней скоростью (т.к. преодолевает свой загрязненный страстями ментал), при этом курьезно, что такой йог — «сапожник без сапог», он ни разу не касался того, для чего столько трудится и на что (эффективно!) агитирует других людей. Забавно, что судя по древним трактатам, только таких — «Светлых» — людей изначально принимали в ученики по йоге, остальные должны были «вариться в собственном соку» до готовности.

    3. «Светлый». Человек в Гуне Саттвы — «чистота», «свет», «истина», «покой». Есть популярное мнение, что таких людей становится все больше. К сожалению — нет, их во все времена очень ограниченное количество, а уж в Кали-Югу, эпоху общей испорченности и извращенного понимания ведического знания, вообще горстка. Просто возможности коммуникации возросли, и Светлые могут без проблем связаться друг с другом, узнавать друг о друге — не то что в древние времена и средневековье, когда искать учителя надо было идти буквально за три моря. «Светлыми» бывают даже дети (очень редко), но в любом случае такое состояние знаменует «финишную прямую» в практике йоги: такому человеку интересно что-то «этакое», он легок на подъем и легко притягивается в йогу. Сорваться в неделю Индию или еще куда-то на семинар интересного Учителя для такого человека в норме. Такой человек легко учится, может сам учить (если есть такая «Васана» — тенденция), либо просто достигает целей духовного развития, не поднимая шума по этому поводу. Тело такого человека обычно легкое, подвижное, здоровое — хотя бывают исключения (особенно с возрастом). В таком человеке почти не осталось тьмы невежества и лени, а также гнева и агрессии, свойственной Хатха-йоге. Поэтому он готов перейти от Хатхи к Раджа-, Бхакти-, Джняна-йоге без какого-то надрыва.

    Ум такого человека стремительно эволюционирует. Это может сопровождаться порой сильным дискомфортом («чистки», «колбасит»), сменой образа жизни и окружения, работы, места жительства и т.п. Человек, почувствовав вкус, проблески Свободы, набирается смелости, ясности, сил — и начинает подбирать обстоятельства под себя, он способен найти свой стиль йоги и Мастера. Такие люди с удовольствием посещают семинары разных, причем не обязательно Просветленных, мастеров, легко и радостно учатся техникам йоги и медитации, воспринимают философию йоги без сильных перекосов.

    РЕШЕНИЕ: Успех в йоге для таких людей — вопрос времени и усилий. Главное — не снижать темп, заниматься регулярно, делать продвинутые техники несмотря на некоторое сопротивление ума и тела, при этом важно не допустить возвращения и укрепления эго, т.к. на этом этапе легко переоценить свои успехи.

    Большая удача, если человек такого типа начинает преподавать — причем удача только для людей типа «Прожженный» (которых много, и это чудесно), т.к. «Светлый» не поможет «Тюленю» — он не станет пинать его, чтобы занимался, это не его функция, а постановка задач в формулировке «Светлого» «Тюленю» не интересна, преждевременна. «Тюленям» скучно на занятиях «Светлого», «Прожжённые» чувствуют, что «тут что-то есть», а другие «Светлые» просто получают удовольствие и добирают знания, развиваются быстро и легко, т.к. осталось отработать совсем немного кармы по грубому телу и преодолеть последние ментальные заблуждения.

    Конечно, чистые типы встречаются редко. И вообще, эта схема приведена не как «шкала» для оценки людей: как говорят, нет святого без прошлого и грешника без будущего. Дело не в оценке ради самой оценки (осуждения), а в выборе оптимальной, адекватной сегодняшнему дню стратегии для дальнейшего развития каждого конкретного человека.

    * Я привожу в пример «Випассану», не какую-либо другую технику медитации, т.к. это своего рода эталон медитационной техники, и это направление имеет свою традицию, канон, как и классическая йога, при этом без религиозной подоплеки (как многие буддистские медитационные практики, тоже весьма эффективные).

    http://hanuman.ru/

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий