• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Что такое вера? Отрывок беседы Кена Уилбера и Роланда Стейница

    Центр интегральных практик "Игра" 322 Просмотров

    Роланд Стейниц: Давайте поговорим об определении веры, как её понимает Джеймс Фаулер. Он говорит, что это больше глагол, нежели существительное, такова этимология этого слова. Оно означает «принадлежать чему-то всем сердцем». Принадлежать чему-то всем сердцем – это значит верить в это. К сожалению, в английском языке слова «вера» и «религия» потеряли все богатство своих изначальных значений. Я хотел бы процитировать Джеймса – мне так нравится, как он пишет:

    “Каждого человека время от времени посещают образы, тонкие намёки и внезапные вспышки озарения, когда мы сознаём такие измерения окружающей нас реальности, которые мы не можем именовать иначе как Тайной. И все же наши ноги месят глину ежедневного тяжелого труда – давая и получая, пользуясь и будучи использованными – в борьбе за выживание и смысл. В вихре случайностей, вскормленные неизвестностью, мы проводим годы нашей благословенной и ужасной жизни в становлении через доверие и преданность таким же как мы – людям в сообществах. Мы все связаны любовью; мы сражаемся с верностью и неверностью; мы делимся своим пониманием конечного предназначения и зова; своими проекциями и надеждами; своими моментами пробуждённости; нашими страхами, оцепенением и протестом. Мы – создания, вплетённые в ткань языка, рождённые в символах и питающиеся историями. Мы долго не протянем без смыслов – что означает, что мы созданы для жизни в вере”.

    Вера – это сцена, на которой разворачиваются события нашей жизни. Это декорации, при помощи которых мы придаём жизни смысл. Они время от времени меняются, и в этом театре могут идти все возможные пьесы, и дополнительные сюжеты, и появляться все эти злодеи. И мы в конце концов растем и развиваемся. Мы начинаем понимать, что вера в определении Фаулера – это на самом деле универсальное присущее всем людям качество. Вне зависимости от традиции, к которой они принадлежат, божествам которым они поклоняются или не поклоняются, это способ сделать свою жизнь осмысленной.

    В нашем путешествии через стадии развития веры я хочу указать на очень важную вещь. Эта лестница не должна вводить нас в заблуждение. У нас нет цели взобраться на верхние ступени. Мы не говорим, что, мол, если ты на второй ступени, то ты не так хорош и не так человечен, как на третьей ступени. Мы просто применяем эту аналогию, чтобы показать, что стадии выстраиваются последовательно одна на основании другой. Вы не можете перепрыгнуть через ступеньку или две. Это просто линии жизни, сочетающиеся в самых прихотливых узорах. И, в конце концов, вы увидите, что это путешествие – это произведение искусства, невероятно сложное движение от стадии к стадии.

    Кен Уилбер: Здесь есть и другая последовательность – последовательность развития состояний. Или так называемые состояния-стадии. Это те состояния, которые мы обычно видим в созерцании и медитации. И мы в самом общем смысле называем их плотное, тонкое, причинное, недвойственное. В каждой традиции обычно насчитывается четыре – пять основных состояний сознания. Каждый человек может находиться в состоянии бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений, и, или свидетельствования, турийятита, недвойственной таковости, Большого ума. И поскольку стадия развития веры – это одна из наиболее важных последовательностей развития из всех открытых к настоящему времени, нужно указать на определённую трудность. Эта линия развития – так же как и линия развития потребностей или когнитивная линия – была обнаружена лишь современными и постсовременными специалистами. Обычно мы не можем наблюдать эти линии развития при помощи интроспекции. И это очень, очень важно. Это одна из причин, почему этот вид стадий, например, стадии развития веры, не упоминается ни в одном традиционном источнике по созерцанию. Даже если их авторы невероятно преуспели в интроспекции. Вы найдёте только стадии, связанные с состояниями. Обычно это то, что описано на стр. 7 – плотное, тонкое, причинное, турийя и турийятита. Эта последовательность была описана по результатам исследований текстов Махамудры (тибетский буддизм), проведённых Дениелом П. Брауном. И медитация, опираясь на естественные состояния бодрствования, сновидения, глубокого сна и недвойственности, уделяет основное внимание развитию пробуждённости, которая поначалу может быть обнаружена в бодрствующем состоянии, потом она проникает в тонкое состояние, потом в причинное, а затем в недвойственное. А затем эти состояния-стадии находят своё высшее выражение в состоянии просветления, состоянии разотождествленности с миром формы. Это фундаментальная природа великого пути освобождения, пути пробуждения от отождествления с этим миром.

    Тогда как вертикальная структура, которую мы рассматриваем сейчас – это увеличение количества перспектив на этот мир. И это становится крайне важным, потому что вертикальные стадии объясняют, как вы интерпретируете переживаемые вами состояния. А то, как соотносятся эти две последовательности, было выявлено только в последнее десятилетие. Так что мы видим – Ролли остановится на этом подробнее, но я хочу заранее привлечь ваше внимание к этому моменту – это две основные последовательности развития. Одна – структурная, другая – развитие состояний сознания. В том смысле, что они развиваются относительно независимо друг от друга. Мы говорим, что они расположены под определённым углом друг к другу. Вы можете находиться на – говоря в терминах цветовых обозначений уровней – янтарном уровне развития и при этом полностью пройти все стадии развития состояний, включая состояние просветления и полной пробужденности, даже если вы по-прежнему находитесь на янтарном уровне развития. То же, если вы находитесь на оранжевой стадии, зелёной или бирюзовой. Это становится крайне важным, потому что даёт нам возможность понять весьма противоречивые явления. Как, например, могла появиться на свет книга «Дзен на войне», шокировавшая американских буддистов. Потому что ее авторами были просветленные японские мастера, находящиеся на этноцентрическом уровне развития моральной линии. И когда мы видим, что эти линии под разными углами друг к другу находятся, мы понимаем, что на янтарном, или конвенциональном, или конформистском уровне развития через стадии можно пережить опыт просветления, но не продвинуться выше по вертикали. И теперь мы знаем, что это происходит, потому что эти вещи относительно независимы друг от друга. Так как же понять эти две последовательности развития, каждая из которых очень важна? Нужно понять, под каким углом друг к другу они расположены – вот что очень важно.

    Итак, когда мы смотрим на работу д-ра Фаулера в том смысле, который он придаёт духовности – он рассматривает вертикальную структуру стадий, то, как люди интерпретируют свою реальность, а не медитативные состояния, когда мы проходим через плотное состояние, тонкое состояние света и сияния, внутреннего света и звуков и созданий из света, причинные состояния сознания, к недвойственным, непроявленным состояниям нирвикальпы, сахаджа, вечно сущего Большого Ума. Итак, понимание обеих этих последовательностей и того, как они друг с другом сочетаются – по-настоящему важно, это то, что мы здесь исследуем. Например, у всех имеется опыт прохождения процесса Большой Ум Генпо Роши, и мы понимаем, что кто-то, находящийся на красном, или янтарном, или оранжевом, или зелёном, или бирюзовом уровне, может пережить состояние Большого Ума. Т.е., вам не нужно развиваться вертикально, чтобы получить медитативный опыт переживания того или иного состояния. Вы можете его получить практически на любой стадии развития сознания. Так что это один из вопросов, которые мы сегодня затронем, и я хотел обратить ваше внимание на это прямо сейчас. Спасибо, что выслушали.

    Роланд Стейниц: Я хочу вспомнить вот что. Когда я относительно недавно узнал о стадиях развития, я задумался – а на каком уровне находится моя бабушка? Она считает так себе, и вряд ли в состоянии воспринять все 38 перспектив, но она – святая! Сейчас я это понимаю, но пять лет назад, когда я впервые познакомился с теорией развития, я этого не понимал. Я думал – ого, в когнитивном смысле я далеко её опередил, но в каких-то других вещах я и рядом не стоял. Сейчас мне это понятно. И я это понял из концепции до/над заблуждения.

    Еще одна важная вещь, которую я хочу обсудить перед тем, как мы погрузимся в обсуждении стадий развития веры – это духовность. Мы здесь рассматриваем духовную линию развития, а у слова «духовность» есть множество значений. Здесь множество трудностей возникает, потому что мы никогда не знаем, что именно имеется в виду, когда мы говорим о чем-то «духовном». Интересно, что это очень хорошо соответствует модели AQAL. Итак, мы можем говорить о духовном уровне – этот человек духовный в своем когнитивном развитии, его когнитивный уровень так высок; или духовная этика – высокий уровень развития моральной линии, это человек поступает высоко духовно. Кроме того, слово «духовный» может обозначать конкретную линию развития – именно об этом мы говорим сегодня в применении работы д-ра Фаулера. Мы считаем, что его определение этой линии лучшее на сегодняшний момент, а его данные относительно этой линии наиболее полные, именно поэтому его работы столь важны. Мы можем говорить о духовном состоянии – стабильном или пиковом переживании. Вы можете сказать, что это духовный человек, он демонстрирует определённый вид открытости и высоты. И на самом деле, если мы рассмотрим четыре квадранта, то увидим, что мы можем предпочитать один квадрант всем остальным, одухотворять его. Например, реальность – вся в моём уме, я становлюсь кем-то вроде сумасшедшего режиссера. Я одухотворяю внутреннее, я начинаю думать, что вся реальность – только там. Или, противоположное заблуждение. Только то, что сейчас находится в этой комнате – это и есть реальность, и мы одухотворяем внешнее измерение в смысле сайентизма или позитивизма. Вот некоторые значения слова «духовный». Здесь мы говорим о духовной линии развития.

    Источник

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий