• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Кен Уилбер: Космические вопросы

    Центр интегральных практик "Игра" 853 Просмотров

    Интервью Кена Уилбера журналу EnlightenNext

    Вопрос: Любое возникающее мировоззрение всегда сталкивается с рядом трудностей и опасностей как изнутри, так и снаружи, когда оно начинает занимать выдающееся место в обществе. Выживет ли оно? Будет ли оно процветать вопреки спорам и критике? Сохранится ли ясность и нетронутость его главного послания, даже если все больше людей будут выступать в его поддержку?

    Какие Вы предвидите крупные проблемы и риски, с которыми столкнется интегральная духовность в ближайшие годы, по мере того, как она получает все большее признание, в теории и на практике, в нашей постмодернистской культуре? Какой путь развития ей нужно будет пройти, чтобы выдержать эту бурю?

    Кен Уилбер: Не забывайте о том, что в интегральной духовности есть одна очень интересная вещь. Если эволюционные исследования верны, то само интегральное сознание представляет собой не идею, не подход, не веру, а непосредственно уровень или стадию развития. По определению стадия – это нечто, через что все проходят в ходе развития. Это значит, что интегральная осведомленность не зависит от меня или какого-то конкретного писателя или исследователя, но является тем, где будут жить все индивиды в ходе эволюции. Есть другие факторы, составляющие особую интегральную духовность, но ключевым является то, что она происходит из бирюзовой высоты или выше. И поскольку через эти уровни пройдут все, если развитие продолжится, то право на интегральное будущее принадлежит каждому по рождению.

    Сейчас по подсчетам около 5% населения пребывают на интегральных волнах (изумрудной или выше), около 20% – постмодернистской зеленой волне, 40% – на современной оранжевой волне и 30% – на конформистской янтарной волне. Поскольку «центр тяжести» нашей культуры продолжает подниматься, эти 5% будут расти, и таким образом, можно ожидать увеличение интегральных подходов к различным дисциплинам – от духовности до медицины, политики и образования.

    Конечно, это не означает, что именно моя версия интегральной духовности выживет. Возможно, появятся другие версии, проявляющие больше истины, блага и красоты. Если так, я надеюсь, что стану их первым адептом. Но любой конкретный подход столкнется с теми же стандартными трудностями, как и любой новый, и, прежде всего, это враждебное отношение со стороны существующих теорий. Поскольку у них есть влияние, последователи и финансирование, новые или производные подходы встречают жесткое сопротивление и часто подвергаются травле. На новую истину всегда нападают.

    Конечно, как только новый подход получает более широкое распространение, пред ним встает совершенно новый комплекс препятствий, в основном, идущих из него самого: как не стать шаблонным, неизменным, скучным, не принимающим новые истины, зацикленным на собственной истине или дхарме, застрявшим в своем прошлом. Все что я могу сказать: надеюсь, я доживу до того времени, чтобы увидеть эти проблемы!

    Вопрос: В книге «Интегральная духовность» Вы сделали поразительное заявление, что в свете интегральной духовной концепции «становится очевидным, как практически все написанное о духовности, исполненное благих намерений, бессмысленно». Не могли бы Вы объяснить, что Вы имели в виду?

    Кен Уилбер: Одно их главных посланий книги заключается в том, что духовность и метафизика должны проникнуть в современный и постмодернистский мир. Крайне неудачное решение просто забраковать этот мир, особенно если учесть, что значимые представления, которые дают нам великие мудрые традиции, можно в действительности совместить с современными и постмодернистскими открытиями, и затем привнести свои чрезвычайно важные истины. На данный момент в процессе засорения современных и постмодернистских подходов к знанию великие традиции отправились в философскую урну, что крайне печально.

    Современные и постмодернистские мировоззрения, как бы они ни отличались, сходятся во мнении, что любой вид духовной реальности, или метафизическая реальность, обнаруживается в серии эпистемологических иллюзий, самая распространенная из которых называется «мифом данности». «Интегральная духовность» доказывает, что мы можем принять этот совет близко к сердцу – и можем избежать мифа данности – при этом охватив практически каждую главную истину великих традиций. Мы можем сделать это, используя интегральную концепцию. Но если мы этого не сделаем, то, по крайней мере, в глазах современного и постмодернистского мира все написанное о духовности продолжит подвергаться обстрелу мифом данности и глубокими иллюзиями об истине и реальности. И я думаю, они верны. Поэтому я пытаюсь показать, как мы можем разрушить миф данности (и другие связанные с этим проблемы), при этом четко изложив глубоко духовную мысль.

    Вопрос: Интегральная духовность призывает нас развивать различные аспекты нашей человеческой природы – что Вы называете «линиями развития» – например, моральные, когнитивные, эмоциональные, межличностные, духовные, внутренние, ценностные и т.д. Какой наш аспект играет ведущую роль в побуждении и стимулировании более высокого развития и интеграции?

    Кен Уилбер: Способность самости смотреть на что-либо в другой перспективе, брать роль других, видеть перспективы, которые отличаются от наших, ставить себя на место других – в этих направлениях расширяется и растет сознание. Росту также содействует во вторую очередь способность тренировать осведомленность (с помощью медитации) и допускать неопределенность. Но эти умения играют второстепенную роль по сравнению с возможностью принимать точку зрения других людей.

    Часть проблемы заключается в том, что способность ставить себя на чужое место и смотреть на мир глазами других является умственным или когнитивным действием. Нельзя увидеть точку зрения другого человека, используя свои чувства, эмоции или ощущения. Пожалуй, «влезание в чужую шкуру» – это умственная операция. Как только вы когнитивно примите другую точку зрения, вы можете с ней сопереживать и расширять гамму своих чувств, чтобы включить, полюбить, заботиться о ней, и т.д. Но способность к состраданию, любви и заботе о другом человеке заключается в умении видеть мир так, как он его видит, иначе вы просто любите распространение вас и ваших чувств. К сожалению, существует большое антиинтеллектуальное настроение во многих духовных движениях в этой стране. По-моему, это не трансрационально, а антирационально и даже дорационально, что крайне плачевно. Но я настроен оптимистично и надеюсь, многие альтернативные подходы к духовности медленно преодолеют предубеждение.

    Вопрос: В книге Вы говорите о четырех основных состояниях осведомленности, доступных человеческому сознанию: грубое, тонкое, каузальное и недвойственное. Грубое – связано с сознанием бодрствования, тонкое –  состояниями сновидения, а каузальное – с бесформенными состояниями и сном без сновидений; недвойственное – называется «постоянным основанием всех состояний». Вы также приводите исторический контекст духовного появления и владения, по меньшей мере, последними двумя состояниями сознания, указывая на то, что осмысления каузального уровня возникли в Осевой период истории человечества (примерно 2500 лет назад), а недвойственные – почти тысячелетие назад.

    Возможно ли, что последнее столетие мы являемся свидетелями появления новой формации, нового состояния сознания? В книге «Что такое просветление?» мы следили за развитием новой формы эволюционной духовности, которая, похоже, также имеет довольно определенный опыт соответствующего сознания. Это опыт радикальной недвойственной осведомленности и просветленного сознания, его нельзя отделить от мощного творческого всплеска эволюционного увлечения и потенциала. В первой половине XX века христианский писатель Тейяр де Шарден описал именно этот тип опыта, как и индийский мудрец Шри Ауробиндо. Позже различные эволюционные мыслители также писали о пиковых переживаниях, которые поразительно схожи с состояниями сознания, пересказанными этими двумя пионерами. Основатель ЧТП Эндрю Коэн называет это новое сознание реализацией и/или опытом «подлинной самости». Так могло ли данное вновь возникающее состояние недвойственного, эволюционного сознания получить определение доказательства существования еще одной «состояния-стадии» в интегральной модели, новое и более содержательное состояние сознания, теперь доступное человеческой осведомленности?

    Кен Уилбер: Думаю, подлинная самость, описанная Эндрю, – это комплекс недвойственного состояния и стадии третьего порядка (индиго или выше). Это отчасти состояние, потому что индивиды на нескольких разных уровнях имеют к ней доступ. Но это не просто состояние, т.к. состояния сознания ограничены. Нельзя быть пьяным и одновременно трезвым; нельзя пребывать в состоянии сновидения и в то же время в бесформенном состоянии; и т.д. Состояния, как правило, не проявляют развитие, вот почему они фрагментарны, вне зависимости от того, как «цельно» они могут себя ощущать в этот момент.

    С другой стороны, структуры или стадии содержательны. Как все эволюционные холоны, они превосходят и включают своих предшественников (например, клетки превосходят и включают молекулы, которые превосходят и включают атомы; подобным образом оранжевый превосходит и включает янтарный, который превосходит и включает красный, и т.д.).

    Вот почему я думаю, что опыт подлинной самости представляет их комбинацию. В полном смысле это недвойственное состояние (т.к. субъект и объект один), и в то же время оно не совсем истинно, пока не достигнуты, по крайней мере, интегральная или бирюзовая стадия, и до третьего порядка по-настоящему не цветет. «Эволюционная» составляющая – это аспект, который исходит из компонентов бирюзовой стадии (или выше), потому что только на этих стадиях холархическая эволюция вступает в понимание сознания.

    Итак, на мой взгляд, это ни состояние, ни стадия, а то, что ощущается, когда на бирюзовой стадии (или выше) пребываешь в недвойственном состоянии. Комплекс воспринимается так: единение с явным миром с основой в недвойственной Пустоте, индивид глубоко тронут и с упоением стремится быть частью эволюции, оказывая ей непосредственное содействие.

    Вопрос: И наконец, мы бы хотели задать Вам вопрос, чтобы дать волю Вашему воображению. Пожалуйста, опишите в потоке сознания храброе утопическое видение по-настоящему просветленного будущего… мировая теократия, где недвойственный Бог становится организующим принципом. Представьте 2316 год…

    Кен Уилбер: Хорошо, но мое воображение заклинило в начале при слове «теократия», поскольку раньше оно означало мифическую теократию, чего сейчас нам не хочется. Езжайте в Иран, если вы этого хотите. Но в по-настоящему просветленном будущем, на мой взгляд, центр тяжести культуры будет фиолетовым или выше, а состояния сознания будут управляться по желанию, что, как я почти уверен, будет сопровождаться согласованием с мозгом/компьютером. Практически все материальные потребности уступят нанотехнологиям (в этом я согласен с Реем Курцвейлом), а экологический кризис давно закончится. Главной заботой такого общества будет, как помочь индивидам продвинуться по великой спирали развития и спектру сознания, поскольку все вопросы в отношении внешних товаров и нужд решены. Что же делать бедной культуре?

    Только внутренний рост откликнется на этот зов. Внутренний рост требует структур и стадий, которые, в отличие от состояний, нельзя вызвать наркотиками, медитацией или майнд-машинами. Удовлетворить данную потребность во внутреннем развитии станет необходимостью интегральной культуры будущего.

    Как только эта задача будет решена, а я в этом уверен, второй крупной проблемой станет тот простой факт, что даже в ультрафиолетовой культуре все по-прежнему рождаются в первом квадрате, в инфракрасном, и должны начать свою эволюцию и развитие отсюда. Даже в современном обществе с оранжево-зеленым центром тяжести все рождаются в 1-м квадрате, вот почему у нас до сих пор есть ячейки красной культуры (например, в уличных бандах) и янтарной культуры (кажется, во всем Канзасе). Но такие проблемы не исчезнут в мыслимом будущем, поэтому к их решению нужно подходить творчески.

    Тогда экстраординарные состояния и стадии, доступные сегодня только тем, кто очень усердно работает (с помощью медитации, терапии, йоги и т.д.), получат общее распространение. Причина всего Бытия станет очевидна, как чье-то изначальное лицо, как обширная Пустота, объявляющая Свободу и Полноту всех душ, восторженное избавление и тихий бунт духовного сияния, проникающего во всех и во все, как вечность, снова влюбляющаяся в производство времени. Поэтому, заглянув глубоко внутрь, можно найти только целый Космос, с галактиками, кружащимися на месте твоего сердца, и сверхновыми звездами, взрывающимися посреди мозга, и сама душа проста и очевидна, как звук ливня, падающего на то, что осталось от старого заброшенного мира, давно забытого и затерянного в пространстве, это простое постоянное ощущение Бытия, сейчас и навсегда.

    Источник: integralportal.ru

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий