• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Варанаси – город Шивы. Рассказ Бориса Гребенщикова

    lesya 2 263 Просмотров


    Главным священным городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши – “город света“.

    Варанаси – самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: “Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд – а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые”.

    Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни, валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий философ-святой VIII века, писал:
    “В Каши сияет Свет.
    Этот Свет освещает все.
    Тот, кто знает этот Свет,
    Истинно пришел в Каши”.

    И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
    В “Каши Пуране” написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши – и того больше, а уж пришедший в Каши – и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит – уже быть на пути к просветлению.
    Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.

    У Варанаси странная география – он стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги – на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается “тем миром”, куда Шива переправляет души умерших.

    В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: “Кашьям маранам мукти” – “смерть в Варанаси это освобождение”. А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного – и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону – на север, в сторону Кайлаша.

    А еще Варанаси – город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил название Анандавана – “лес блаженства”; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности). Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.

    Все основные философы и религиозные реформаторы Индии – от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи – приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в пригороде Варанаси – Сарнатхе – Будда произнес свою первую проповедь.

    Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще Варанаси – это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали, основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге, был напрямую связан с этим городом.
    Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих пор полным-полно. Древняя история продолжается.

    ЛЕГЕНДЫ

    Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.

    А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати – дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом – дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами – и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
    Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши – это Авимукта; город, который он никогда не покинет.

    Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
    Однако, несмотря на всю святость, только редкостно неблагоразумный турист решится в них окунуться, ибо вода здесь мутна, течет медленно и в ней много чего плавает. Рекомендовать омовение в Ганге именно здесь я, при всем моем почтительном отношении к святыням индуизма, все-таки не возьмусь. Впрочем, это мое личное мнение; некоторые местные жители даже чистят здесь зубы.
    При этом, как ни странно, именно в Варанаси можно увидеть пресноводных дельфинов.

    ХРАМЫ

    Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их там не меньше двух тысяч.
    В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен обслуживание этих храмов – основное занятие жителей Варанаси. Даже главная индустрия города – известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды – появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда.

    И в Варанаси присутствуют храмы всех без исключения божеств индийского пантеона: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери-Дэви до планет, полубогов-бхайравов, йогинов и поэтов – все аспекты индуизма празднуются здесь.
    Но в этом священном городе нет ни одного храма, который был бы построен ранее XVIII века. Дело в том, что, будучи главной святыней индуизма, Варанаси, начиная с XII века, постоянно подвергался уничтожению и разорению.
    Эту печальную историю можно проследить на примере главного храма Варанаси – Каши Вишванатха.

    Каши Вишванатх, “Золотой храм”, самый священный храм Варанаси; здесь находится один из 12 джотьирлингамов – Ади Вишвешвара.

    Легенды гласят, что храмы под разными названиями – Ади Вишвешвар, Авимуктешвар, Омкарешвар – находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джотьирлингам. В Пуранах – древних священных книгах, написанных между V веком д.н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи. Во время правления великого Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть. Нынешний храм был построен в 1785 году; только на позолоту куполов было использовано 800 кг золота. В храме был восстановлен первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи.

    Сам этот храм расположен в лабиринте маленьких узких улиц, в месте, называющемся Вишванатх Гали, и его даже не увидеть – он со всех сторон окружен домами. К тому же, не индуисту попасть туда сложно. Чтобы посмотреть хотя бы на его золотую крышу, туристы поднимаются на третий этаж магазина в соседнем здании. Но, как говорится, “где есть воля, там есть и путь”.

    Святыня храма – лингам Ади Вишеашвара – находится в обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху.

    Кедарешвар расположен на берегу Ганги; его полосатые красно-белые стены выделяются из всех других береговых построек.
    Кедарешвар – один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху (“кедара” значит “поле” и говорят, что небесный “кедар” – это там, “где растет урожай освобождения”. Шива – повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх). Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама, и считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха.
    После Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.
    В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) – из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам Богини, этот главный, потому что именно в своем благожелательном аспекте Аннапурны Бхавани Великая Мать властвует в Варанаси.
    Другим популярным храмом Варанаси является Храм Дурги (Durga Temple) . В отличие от храма Аннапурны, здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном аспекте воительницы.
    Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. В народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм) – из-за большого количества обезьян, собирающихся вокруг него.
    Шаничар – храм, посвященный Сатурну; здесь черному каменному образу Бога поклоняются, чтобы отвести от себя зло.
    Шукрешвар – храм, посвященный Венере; сюда женщины приходят молить о рождении сына.

    ГХАТЫ

    Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная эта, в свою очередь, состоит из гхатов – “священных мест омовения”.
    В принципе гхат – это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси – 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов – это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру – наиболее священную мантру индуистов.

    Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку. Одним из важных ритуалов в Варанаси – это Панчтиртхи Ятра: путешествие по пяти наиболее святым гхатам – Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.
    Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Аарти – церемония подношения зажженных ламп святой Ганге. Зрелище ни с чем не сравнимое; его очень удобно наблюдать с лодки.

    Варанаси известен так же, как “Махашмашана” – “Великое Место Кремации”. Для правоверного индуиста величайшее счастье – это умереть в Варанаси и быть там сожженным – это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть. Но даже если умереть здесь не удалось, быть здесь кремированным – уже считается за счастье. Поэтому два из гхатов Варанаси – Махакарника и Харишчандра – целиком отданы кремации и считаются наиболее священными. Погребальные костры горят здесь и день, и ночь.

    Во избежание ненужных инцидентов я должен отметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов – особенно с фотоаппаратами – здесь смотрят довольно косо.
    И вообще, лучший вид на Варанаси – из лодочки, плавающей по Ганге.

    Как добраться в Варанаси
    В отличие от большинства священных мест Индии, в Варанаси есть свой аэропорт, самолеты в который отправляются из многих городов Индии.

    Борис Гребенщиков

    Источник: www.aquarium.ru