Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:
- вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства,
- джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время, а также создают гармонию вселенной,
- и пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание.
На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни – водой. Древние арии поклонялись ей еще и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание отложного). В то же время павлин олицетворяет в основном мирские знания и искусства, лебедь – духовные. Хотя известно, что только паравидья (духовное просветление) может дать нам мокшу (освобождение), не следует пренебрегать знанием мирских наук и искусств.
Как говорится в «Ишавасъя-упанишад»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные». Именно для того, чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.
Поскольку Сарасвати является супругой Творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной и абсолютно чистой, она изображается в ослепительно белых одеждах.
Обычно её четыре руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.
Сарасвати также называют Вач (богиней речи). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком – несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы(полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.
Она покровительствует васту (науке о гармонии внешнего пространства) более известной в наши дни как фен-шуй.
За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые почти полностью экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство – все это охватило нашу цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.
Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем -например в одежде, спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.
Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создают музыку, пишут картины, создают архитектурные проекты, пишут книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.
Говорится, что богиню Сарасвати очень трудно вывести из себя. Она – само воплощение миролюбия и спокойствия. Тем не менее, существует одна история в «Сканда Пуране», которая свидетельствует о том, что у Сарасвати также существует свой предел терпения, особенно когда нарушаются законы супружеской верности.
«Однажды Брахма решил совершить огненное жертвоприношение (ягью). Главный брахман-пуджари (священник) послал за Сарасвати, так как все ягьи должны совершаться супружеской парой. В ответ она передала, что занята и прибудет позже. Поскольку благоприятное для церемонии время подходило к концу, разгневанный Брахма приказал Индре привести первую встречную женщину, которая сыграет роль его жены. Озадаченный Индра вышел и увидел красивую молочницу Гаятри, которую он уговорил стать женой Брахмы на время проведения ягьи. Когда процедура жертвоприноше! была завершена, приехала Сарасвати и разгневалась, увидев другую жену на своем месте. Она прокляла всех, кто был свидетелем происходившего. Отныне люди не будут больше поклоняться Брахме. И в действительно, все храмы Брахмы постепенно исчезли на Земле (остатки последнего храма были полностью разрушены цунами в декабре 2004 года). За то, что Шива допустил такое «аморальное» поведение мужа, во всех посвященных ему храмах скульптурные изображения будут заменены на лингамы, что сейчас встречается повсеместно. Вишну за свое «безразличие» должен будет принять рождение в семье пастухов на Земле. Около 5 тысяч лет назад Вишну родился как Кришна в царской семье в Матхуре (в Северной Индии), но из-за угрозы быть убитым демоном Камсой, был отдан на воспитание Нанде и Яшоде, простым пастухам. Кришна провел Свое детство и юность во Вриндаване, пас коров, совершал игры с гопа и гопи (мальчиками-пастухами и пастушками), прежде чем после многих испытаний вновь обрел царский трон. Что касается брахманов-пуджа, то в будущем все их потомки вынуждены будут жить только за счет пожертвований. Гаятри была изгнана с позором и должна была никогда не иметь мужа. Однако после того как Господь Вишну и Его супруга Лакшми умилостивили Сарасвати, она согласилась вернуть Гаятри обратно как жену Брахмы с условием, что она всегда будет во всем слушаться и подчиняться ее воле».
Комментируя эту историю, духовные учителя объясняют, что подобные проклятия совершаются только по воле Всевышнего для того, чтобы Он мог проявить те или иные свои лилы (букв. перевод «игры»).
Изображение Сарасвати обычно можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше, так как она является богиней мудрости. Наиболее красивые изображения Сарасвати находятся в Халебиде в Карнатаке, где она изображена как Нритта Сарасвати (танцующая Сарасвати – богиня танца).
Обычно к Сарасвати обращаются с помощью специальной гайятри-мантры:
КЛИМ ХАМСА ХАМСАЙЯ ВИДМАХЕ
ПАРАМА ХАМСАЙЯ ДХИМАХИ
ТХАННО ХАМСАХ ПРАЧОДАЙЯТ
или
АУМ САРАСВАТЬЯЙ ВИДМАХЕ
БРАХМАПУТРЬЯЙ ДХИМАХИ
ТАННО САРАСВАТИ ПРАЧОДАЯТ
или
АУМ АЙМ САРАСВАТЬЕ НАМАХ
или
АУМ ШРИ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ
или
ОМ AIM SRI SARASWATYAI NAMAH
Мантра уже усилена биджа-мантрой. Но лучше сначала начитать биджа-мантру 108 раз, а потом ту мантру, которую Вы выбрали. Так будет более действенно.
Биджа-мантры – это семенные мантры, состоящие из нескольких слогов, считается, что они сильнее обычных мантр. Чтобы усилить воздействие мантры, к ним присоединяется биджа-мантра, в начале или в конце. Биджа-мантры могут не иметь вербального смысла, но всегда указывают на конкретных богов или богинь.
АЙМ – биджа-мантра Сарасвати. Читающему эту манру открываются все знания, и всё, что сказано этим человеком, обязательно сбудется.
Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.
Из минералов с энергией Сарасвати связаны аметист, гелиотроп, оливин, перламутр, чароит, хризолит и белый нефрит. Из металлов – серебро.
В человеке Сарасвати вместе с Варуной (Нептуном) управляет творческим интеллектом, вишудха-чакрой, почками и водно-солевым обменом. Она контролирует работу эндокринных клеток поджелудочной железы. От нее зависит состояние гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма, которое Сарасвати реализует через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему. Вместе с Вайю (богом ветра) она управляет второй сигнальной системой.