• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Даосское учение в философском и психологическом контексте

    Алексей Колыбельский 1 762 Просмотров

    Представляется правомерным вывод, что  даосские философские тексты класса “Дао-дэ цзина” и “Чжуан-цзы” соответствуют “философскому символизму” “Упанишад” в Индии и текстам досократиков в древней Греции.

    Особо следует рассмотреть вопрос психотехники. Прежде всего представляется важным отметить, что ввиду отличия направленности даосской философии от индийской, психотехника не выполняла функции материала для философствования. Равным образом отсутствовала и философская рефлексия  на психотехнические процедуры.

    Все это, впрочем, не мешало даосизму обладать достаточно развитой “эмпирической” психотехникой, т. е. набором средств и приемов для достижения определенных  состояний психики, оценивавшихся традицией в качестве “совершенных”, “просветленных” и т. п. Существовала и большая литература, посвященная описанию такого рода метода.

    Даосская  концепция человека как целостного организма и базирующаяся на ней  идея обретения бессмертия также придавали психотехнике ряд специфических особенностей. Поскольку высшая цель даосизма — бессмертие, даосская религиозная практика включала в себя два основных компонента: “упражнения для тела” и “упражнения для духа”, трансформировавшиеся к XI в. в учение об одновременном совершенствовании природной сущности син и жизненности мин. Следовательно, даосская религиозная практика включала в себя наряду с техникой медитативного созерцания и различные гимнастические, дыхательные и тому подобные упражнения, а также  лабораторную (“внешнюю”) алхимию. Хотя приемы такого рода были широко известны и в индийской йоге, семантика их была существенно иной, равно как их функции в структуре религиозной практики в целом.

    Первоначально,  в рамках разлагающегося шаманского комплекса, существовала техника достижения экстатических состояний, описывавшихся метафорой полета и оценивавшихся как сакральные (именно эта линия становления психотехники отражена в “Чжуан-цзы”).

    С другой стороны, существовали архаические верования в возможность бесконечного земного продления жизни посредством диетических ограничений и выполнения определенного комплекса физических упражнений типа “дао инь”, практиковавшихся  в отшельническом уединении.

    На рубеже эпохи Чжань-го (IV—III вв. до н. э.) обе эти тенденции приходят в контакт, порождая концепцию “сяня” — бессмертного гения. В рамках первой концепции формировалась “внутренняя” алхимия, т. ё. психотехника в наиболее беспримесном варианте. В рамках второй — собственно лабораторная, “внешняя” алхимия.

    В средние века, во многом под влиянием буддизма, возобладала первая тенденция, приведшая к усилению собственно психотехнического элемента в даосской религиозной практике и психологизации учения об обретении бессмертия, что, однако, не привело к полному элиминированию упражнений физиологической ориентации, что дает основания пользоваться не только термином “психотехника”, но и более широким “психофизиотехника”.К ней непосредственно примыкал также литургический (культовый) символизм, особенно в рамках традиции “Небесных наставников”, смоделированный в соответствии с парадигмой психофизиологической (“внутренней”) алхимии.

    Говоря о религиозной доктрине даосизма, следует еще раз подчеркнуть ее аморфность и неопределенность, которая усугублялась и присутствующей в даосизме концепцией продолжающегося откровения, что делало возможным появление новых направлений, базировавшихся на своих специфических текстах. Религиозный кодекс  отсутствует не только в виде символа веры, но даже и в виде таких формулировок, как “четыре благородные истины” буддизма.

    Таким образом, даосизм, как идеологическое направление может рассматриваться в качестве сложного образования, включающего в себя религиозную философию, религиозную доктрину и психофизиотехнику, к которой непосредственно примыкает культовая ритуальная практика. Вместе с тем данные уровни не разграничены достаточно четко на уровне всего даосского учения, и потому доктрина также должна была реконструироваться на основе материала многочисленных текстов “Дао де цзина”

    Содержательную важность структурно-нумерологических позиций в даосских текстах, также говорит о многом. В нем космогония дается  через числовую символику. В дословном переводе здесь говорится следующее:

    Дао рождает одно.

    Одно рождает два.

    Два рождает три.

    Три рождает все сущее (“десять тысяч вещей”).

    Все сущее несет на себе инь и обнимает ян.

    Эти ци и образуют гармонию…

    Одно — это порождаемая Дао изначальная юань-ци, два — отрицательная, пассивная инь и положительная, активная  ян, на которые разделяется единая субстанция юань ци, три — те же инь и ян, а также продукт их соединения, соотносимые обычно с Небом, Землей и Человеком.

    Дело в том, что ряд идеологем, получили соответствующее ей смысловое наполнение достаточно поздно(ок. I в. н. э.). Так, именно в это время окончательно утверждается концепция изначальной  юань-ци, первозданного хаоса ци, приравненного к “великому пределу”тай-цзи , а силы инь-ян начинают рассматриваться в качестве фундаментальных модальностей, универсальных форм существования единой ци.

    Вместе с тем, не представляется возможны, не рассмотреть  содержания “Дао-дэ цзина”. И прежде всего  § 1.

    Путь (дао), который может быть пройден (дао), не есть постоянный (вечный) Путь (дао).

    Имя (мин), которое может быть поименовано, не есть постоянное имя).

    Безымянное — начало Неба и Земли.

    Именуемое — мать всего сущего (десяти тысяч вещей).

    Оно находится в постоянном отсутствии — стремись созерцать его тайну.

    Оно находится в постоянном наличии —стремись созерцать его предел (вариант: “Постоянно не имеющий желаний  созерцает его тайну, постоянно имеющий желания видит его предел”).

    Эти двое исходят сообща, но по-разному именуются. Их вместе называю “Сокровенным”.

    От Сокровенного опять к Сокровенному — вот врата всех тайн.


    По материалам Е.А. Торчинова «Даосизм».

    А.В.Колыбельский.

    Материалы школы Ветер-Гром

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий