• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Архив: Какова разница между любовью и состраданием? OSHO

    niyati 4 518 Просмотров

    Какова разница между любовью и состраданием?

    Пойми эти три слова: секс, любовь, сострадание. Секс – это начало любви, первая ступень лестницы. Сострадание – последняя ступень лестницы. Любовь – это название лестницы.

    Секс – это самое низменное состояние любви, самое грубое. Вот значение секса: я хочу получить что-то от другого, я неполон без другого, я пуст без другого, я должен наполнить себя другим. Секс – это эксплуатация. Вот значение секса: Я хочу использовать другого как средство. Муж использует жену, жена использует мужа. Они используют друг друга в качестве средств. Поэтому возникает столько гнева: никто не хочет быть средством. Душа каждого человека – сама по себе цель.

    Великий немецкий философ, Иммануил Кант, так определил мораль: “Использование другого человека, которое делает его средством, безнравственно; использование другого человека, которое делает его целью, нравственно”.

    Это очень фундаментальное утверждение. Использовать другого ради себя – это похоть. Ты только говоришь о любви; ты говоришь: “Я тебя люблю”, но внутри ты хочешь, чтобы тебя любил другой. Поэтому, когда ко мне приходят люди – приходили тысячи, – они говорят: “Я не получил любви от того, кого любил”. Я ни разу не встречал человека, который бы сказал: “Я на самом деле не любил человека, которого любил”. Это интересное явление. Кто бы ни пришел, он говорит: “Я, конечно, люблю того, кого я люблю”; он никогда в этом не сомневается. Нет, он говорит: “Я не получаю любви от того, кого люблю”. А когда ко мне приходит другой, он говорит то же самое: “Человек, которого я люблю – я дал ему любовь, но не получаю ее от него. Меня обманули. Я чувствую себя одураченным, преданным”. А когда приходят оба – муж и жена, отец и сын, друзья, – оба говорят одно и то же: “Я его любил”. Истина в том, что никто из них никого не любил, и я говорю, что, если человек действительно любит, такой же ответ неизбежен – он отражается эхом и возвращается. Что ты даешь, то всегда и получаешь.

    В этом мире есть старая поговорка: “Может быть, не сразу, но справедливость восторжествует”. Я говорю вам, что нет ни несправедливости, ни промедления. Почему не сразу? Если не сразу, то и справедливость станет несправедливостью. Это промедление может быть слишком долгим. Если ты любишь сегодня, а ответ получаешь через миллионы и миллионы жизней, это будет несправедливостью.

    Поэтому я говорю, что нет ни промедления, ни несправедливости. Если ты любишь, ты немедленно получишь ответ; ты получишь его в самой любви. Ответ не зависит от другого, это эхо самой твоей любви. Это резонанс твоей любви. К тебе возвращается то же самое, что ты даешь.

    Поэтому люди говорят: “Мы любили, но не получили никакой любви в ответ”. Реальность в том, что вы не любили; ваша любовь – это только притворство, обман. Реальность была в том, что вы ожидали любви. Без любви, просто говоря о любви, вы хотели получить любовь. Вы только говорили о любви, а в ответ хотели получить сердце другого, самоотдачу другого, все его существо, но не смогли. Другой делал то же самое, продолжая говорить о любви, писать стихи о любви – но ничем не делясь, – чтобы владеть существом другого. Оба хотели получить все бесплатно, оба хотели получать, ничего не давая, отсюда конфликт.

    Именно поэтому так называемые влюбленные постоянно ссорятся. В этом конфликте та же причина – оба хотят сделать другого средством. А душа другого рождается как сама по себе цель, не как средство. Каждый человек сам по себе цель, и он чувствует себя порабощенным, если кто-то использует его, наступает на него, как будто он – только ступень лестницы.

    Секс – это самая низменная форма любви – когда ты просишь кого-то отдать все и ничего не даешь сам. Сострадание – это высочайшая форма любви – ты даешь все и ничего не просишь взамен. Лишь на предельной высоте любви ты отдаешь все и ничего не просишь. Тогда ты делаешь другого целью, а сам становишься средством. Ты говоришь: “Мне повезло, потому что я могу сдаться. Живу ли я для тебя или умираю для тебя, я счастлив. Я буду счастлив в любой ситуации, нет никаких ожиданий. Я благодарен, что ты принимаешь мою любовь. Я дал, и ты не отверг, этого достаточно для благодарности”.

    Это интересно: в сексе ты просишь и не получаешь, в сострадании ты не просишь, но получаешь. Это тайна жизни. Это парадокс жизни. Ожидающий человек умирает, не состоявшись, а сострадательный человек всегда удовлетворен, в каждое мгновение удовлетворен. Потому что жизнь резонирует – ты получаешь то, что даешь. В этом мире то, что ты получаешь, не зависит ни от кого другого, ты получаешь лишь то, что даешь сам.

    Вчера я читал слова Будды. Он часто повторяет: Эс дхаммо санатано , “Это вечный закон: ты получаешь то, что даешь”. Если ты попытаешься уничтожить вражду враждой, ты никогда ее не уничтожишь. Если ты отвечаешь любовью, она уже уничтожена. Это вечный закон, это вечная религия, это древний, вечный закон. Ничто никогда не бывает по-другому.

    Секс означает требование любви, сострадание означает отдачу любви. Любовь находится в промежутке, где отдают и принимают поровну. Никто никогда не чувствует себя удовлетворенным сексом, а в сострадании человек всегда удовлетворен. Любовь находится в промежутке между сексом и состраданием, посредине. Есть некоторая удовлетворенность, но сохраняется и неудовлетворенность, потому что любовь – это наполовину сострадание, наполовину желание. Любовь состоит из обоих в равных пропорциях – поэтому в ней столько радости и столько страдания.

    К несчастью, девяносто девять процентов людей никогда не испытывают любви. О сострадании не может быть и речи – это отдаленная мечта, мираж. Девяносто девять из ста умирают в похоти. Какова их иллюзия? Их иллюзия в том, что они любили.

    Подумай об этом немного: прежде чем задаваться вопросом, получаешь ли ты любовь, посмотри внимательно, даешь ли ты ее. Потому что я говорю, что, если ты даешь любовь, она, несомненно, вернется к тебе. Это вечный закон. Если ты не получил, наверное, ты ничего не дал. Посмотри на себя, только на себя. Как говорит Фарид: “Загляни в свое сердце, Фарид, мудр ли ты?” Фарид говорит: “Если ты мудр, ищи в своем сердце – ты найдешь там”.

    Ты получишь то, что дал, и не получишь того, чего не дал. Если ты не получаешь, знай, что ты не давал; если ты, получил, знай, что ты дал.

    Секс – это самая нижняя ступень. Большинство людей застревает на ней. Но помни, я не осуждаю секс, потому что это ступень лестницы любви. Может быть, это первая ступень, но все же это любовь. И как человек может достичь последней ступени, не взобравшись вначале на первую? Я не предлагаю вам сойти с лестницы. Я говорю вам: не останавливайтесь на лестнице, двигайтесь дальше, есть много больше ступеней. Вы стоите на самой первой и делаете ее своим домом и храмом. Идите дальше! Первая ступень хороша тем, что ведет ко второй. Она плоха, только если не ведет ко второй.

    Поэтому я не осуждаю секс. Именно поэтому я постоянно говорю, что секс сродни сверхсознанию. Секс приводит вас к сверхсознанию, – но если вы застреваете в нем, самадхи , сверхсознание, никогда не придет.

    Помните и другой аспект, потому что многие люди совершили и эту ошибку. В Индии эта ошибка была очень древней. И ошибка в том, что, когда я советую не останавливаться на ступеньке секса, есть два пути: либо вырасти из секса в любовь, либо вообще бросить лестницу – именно это вы называете безбрачием. Я не называю это безбрачием.

    Люди, которых вы называете брахмачари , неизмеримо хуже вас, потому что они оставили лестницу. Сострадание никогда не может войти в их жизни, потому что, когда нет секса, как может быть сострадание? Как говорится в поговорке: “Если бамбук сломан, из него не получится флейты”. Я не предлагаю вам продолжать цепляться за кусок бамбука – сделайте из него флейту, из этого бамбука можно сделать флейту.

    Сострадание – это цветение секса. Тот же обычный бамбук, который ты считал совершенно бесполезным, – самое большее, им можно было проломить кому-то голову, – может стать флейтой и войти в чью-то душу. Сладкие гармонии возникают в нем – неземные, небесные; они приносят вести о каком-то другом мире. Цветы какого-то другого мира начинают цвести на этой земле в звуке этого бамбука.

    Кто в это поверит? Если ты никогда не знал, если ты никогда раньше не видел флейту и вот кто-то говорит, что она сделана из бамбука, ты ему не поверишь. Если я тебе скажу, что сострадание Будды и Махавиры выросло из секса, ты не поверишь. Ты окажешься в затруднении, потому что ты видел кусок бамбука и видел флейту, но не имеешь понятия о шагах между ними. Ты не можешь их связать. Ты говоришь: “Какое сравнение может быть между состраданием Будды и нашей похотью? Нет, нет! Здесь мы живем в аду, а там они поднимаются в небо. Нет, связи нет”.

    Но подумай немного – если нет связи, тогда ты никогда не сможешь стать буддой. Как станет возможным это путешествие? Откуда ты начнешь? Между тобой и Буддой должен быть какой-то мост. Между сексом и Божественным должна быть какая-то лестница. Эта лестница есть любовь.

    Сахаджо говорит о той же лестнице. Очисть свою сексуальную энергию. Кабир говорит: “Бриллиант упал и потерялся в грязи”. Не беги от грязи, иначе в ней останется и бриллиант. Ищи в грязи, в ней скрыты лотосы. Очисть бриллиант – когда грязь будет удалена, он станет чистым. Фактически, бриллиант никогда не может быть нечистым. Он падает в грязь, но бриллиант остается бриллиантом, он никогда не становится грязью. И лотосы скрыты в грязи, как бы они ни были скрыты – может быть, ты никогда их не видел, – но лотос остается лотосом, это не грязь. Как только лотос получает шанс расти, он расцветает.

    Не беги от секса, иначе твое безбрачие будет, самое большее, бессилием, не более того. Или подавлением, чем-то навязанным. Таким образом цветок твоей жизни не может расцвести: напротив, небольшой бутон, который начал расти, снова упадет в грязь.

    Я никогда не видел, чтобы лотосы сострадания цвели в ваших так называемых монахах и святых. Напротив, я видел, что цветение этого лотоса невозможно. Они упали, покинули лестницу. Они кажутся правыми, потому что ты стоишь на ступеньке секса, а они на ней не стоят. Ты думаешь, что, может быть, тот, кто не стоит на ступеньке секса, автоматически прибывает на ступень сострадания. Это не обязательно так. Очень легко упасть, подняться трудно. Какое усилие нужно, чтобы упасть? Оставь дом, убеги в леса и стой полуголый, и люди будут восхвалять тебя. Они начнут кланяться тебе, касаться твоих ног и говорить, что ты благословен, что ты достиг величия, – но внутри ты по-прежнему будешь полон сексуальных желаний.

    Ко мне приходят монахи – старые монахи, которым семьдесят лет, – и все же их умы полны сексуальных желаний. Они спрашивают, оставшись с глазу на глаз: “Как мне избавиться от сексуальных желаний? Теперь моя жизнь ушла, энергии больше нет, но все же я не свободен от секса. Когда он кончится? Приближается смерть, я скоро умру, и все же меня преследуют сексуальные желания”.

    Никогда не отвергай лестницу, даже нечаянно. Бог не любит трусов. Поднимайся – пусть жизнь будет путешествием, не бегством. Поднимайся на одну ступеньку за другой. Двигайся от секса к любви, и подует немного небесного ветра. В этом будет и ад, но в твоем аду начнут появляться небольшие островки рая. И, видя их, ты получишь надежду, что может случиться нечто большее. То, что сегодня маленький остров, завтра может стать большим. Поднимись еще немного над водой. Продолжай двигаться вперед… Постепенно отдались от требования и уделяй больше внимания тому, чтобы давать. Делись, не проси. Стань императором, не будь нищим.

    Секс – это нищий, сострадание – император. В тот день, когда ты можешь отдавать, ничего не удерживая, отдавать без условий, не торгуясь, даже не останавливаясь, чтобы услышать благодарность, – просто отдавать и идти дальше… Ты отдаешь и уже благодарен, что другой это принял, что они это приняли. Они могли бы отвергнуть. Когда ты в таком состоянии существа, однажды ты узнаешь сострадание.

    Вот стадии любви: секс, любовь, сострадание. И все это разные уровни любви в жизни. Поэтому я говорю, что любовь величественнее Божественного, потому что, поднимаясь в любви, ты достигнешь Божественного. В тот день, когда твое сострадание таково, что ты перестаешь быть дающим, есть только отдача – когда не остается никого, кто мог бы давать, когда не остается чувства действия, – в тот день, только в тот день ты становишься Божественным. В тот день эго отпадает, в тот день ты становишься Божественным. Тогда не остается границ. Тогда ты входишь в бесконечное, а бесконечное входит в тебя.

    Но не начинай слишком много думать о Божественном. Это лестница жизни: от секса к любви, от любви к состраданию. За состраданием автоматически происходит прыжок, потому что больше ступеней нет.

    Помни, лестницу можно оставить двумя путями: либо спуститься с первой ступени, либо прыгнуть за пределы последней. Если ты спускаешься с первой, тогда, несомненно, ты не достигнешь Божественного и также потеряешь мир. Если ты прыгаешь за пределы последней, то найдешь все. Ты достигнешь Божественного и не потеряешь мир, потому что мир – это часть самого Божественного. Когда ты увидишь целое, ты также увидишь в нем и мир. Тогда это будет не просто мир, это будет Божественное творение.

    ОШО “Ливень без туч” – серия бесед о просветленных женщинах

    217859_402963873095055_652722042_n

    Есть 4 комментариев к публикации
    “Архив: Какова разница между любовью и состраданием? OSHO”
    1. Все мудро, одно замечание к переводу – есть ощущение, что вместо “сострадание” должно быть “сопереживание”. Между этими двумя состояниями есть тонкий смысловой нюанс. При сострадании более сильный жалеет более слабого, а любовь – это равенство. При сопереживании два человека переживают одно чувство, ощущение, состояние – хоть рядом, хоть на расстоянии, это заветное “мне хорошо, когда тебе хорошо, мне плохо, когда тебе плохо”. Попробуйте, если возникнет желание, перечитать статью, заменяя “сострадание” на “сопереживание” – вы сами ощутите эту разницу. Намасте!

    2. Всё от жизни, всё мудрость. Здорово.

    3. Все мудро, одно замечание к переводу – есть ощущение, что вместо “сострадание” должно быть “сопереживание”. Между этими двумя состояниями есть тонкий смысловой нюанс. При сострадании более сильный жалеет более слабого, а любовь – это равенство. При сопереживании два человека переживают одно чувство, ощущение, состояние – хоть рядом, хоть на расстоянии, это заветное “мне хорошо, когда тебе хорошо, мне плохо, когда тебе плохо”. Попробуйте, если возникнет желание, перечитать статью, заменяя “сострадание” на “сопереживание” – вы сами ощутите эту разницу. Намасте!

    4. Всё от жизни, всё мудрость. Здорово.