• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Креативность. Что это? Как она связана с полнотой сознания и интеллектом?

    Мария 772 Просмотров

    Способность человека творить, особенности этого процесса и источник этого творчества, а также особенности творческой личности вызывали интерес и притягивали внимание еще античных философов.

    Так, например, Аристотель связал творчество с идеями и ассициациями, имеющими место в «сознательном мышлении». Как внутренняя деятельность по решению задач творчество рассматривалось в Вюрцбургской школе, причем деятельность эта детерменировалась не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей.

    Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсом, которые представляли креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное и считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

    В отечественной психологии крупнейшие исследователи творческого мышления является Я.А. Пономарев и Д.Б. Богоявленская. Последняя подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и понимает интеллектуальную активность как единицу исследования творчества.

    Креативность можно понимать и как способность создавать некий оригинальный, творческий продукт. Истоки, причины этого процесса, результатом которого является творческий продукт, психологи видели по-разному.

    Например, З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. А.Адлер творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности. К.Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, воспринятых через призму индивидуального опыта и восприятия творческой личности.

    В гештальт-психологии гештальт истолковывался как некоторая структура, характеризуемая через функцию, а мышление – как деятельность последовательного переструктурирования, с помощью которого находится необходимая структуры, что и было названо «инсайтом», или «озарением».

    Психологи-гуманисты считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, в реализации своих способностей и возможностей.

    В психологии на данный момент есть несколько концепций креативности и изучение креативности находится в стадии становления. Сложным и неопределенным можно назвать и представления о соотношении креативности и творчества.

    Креативность как результат активности бессознательного рассматривалась достаточно часто. Считается, что для лиц с высоким творческим потенциалом характерно ослабление механизмов психологической защиты, то есть на уровне подсознания ослабевает действие различных стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (гипноза, психотропные вещества).

    Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди c таким типом мышления при решении задачи не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно верного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди способны создавать новые комбинации из объектов, которые большинство людей знают и используют общеизвестным способом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления, по Гилфорду, лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

    •    Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
    •    Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
    •    Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
    •    Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

    Соотношение креативности и творчества тоже понимается по разному. У Гилфорда между творчеством, креативностью и дивергентным мышлением ставится практически знак равенства, Богоявленская говорит о креативности как об интеллектуальной активности.

    Кроме того, выделяются два «типа» творчества, основанные на умении комбинировать данные и на «инсайте».

    Также существуют представления о процессе творчества как инсайта, гениальности. Выделяя признаки творческого акта, многие исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания в тот момент. Это состояние отрешенности от собственного «Я», когда отсутствует ощущение личной инициативы и личной заслуги в создании творческого продукта, в человека как бы вселяется чуждый дух, ему внушаются мысли, образы, чувства извне. Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин – второй основной его признак. Если исходить из такого понимания творчества как процесса, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального и саморегуляции.

    Различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности и способности, которыми обладает креативная личность, авторы видели по-разному. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

    •    способность не быть ограниченным, ослепленным привычками;
    •    не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
    •    способность не действовать механически;
    •    не занимать частичную позицию;
    •    не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
    •    способность не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

    Гилфорд выделил четыре основных качества, присущих креативной личности:

    1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
    2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
    3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
    4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

    Гилфорд так же выделил шесть параметров креативности:

    1. способность к обнаружению и постановке проблем;
    2. способность к генерированию большого числа идей;
    3. гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
    4. оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
    5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
    6. способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

    По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

    •    способность идти на разумный риск;
    •    готовность преодолевать препятствия;
    •    толерантность к неопределенности;
    •    готовность противостоять мнению окружающих.

    По мнению Пономарева с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

    Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность.

    Большое значение придается эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

    В.Н. Дружинин привел следующую формулировку особенности творческой личности: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

    Представление о креативности как о способностях, используемых в повседневной жизни и связанными с определенными навыками и свойствами личности.

    Итак, можно утверждать, что на сегодняшний день существует множество подходов к определению и объяснению природы креативности. Также авторы неоднократно создавали систематизацию существующих идей и подходов. Сделав попытку подвести некоторый итог, можно выделить следующие подходы к креативности:

    •    Как продукт.
    •    Как психический процесс, сознательный или бессознательный.
    •    Как способности.
    •    Как черта или характеристика личности в целом.

    В данной работе креативность будет рассматриваться как набор способностей личности определенным образом мыслить, компилировать данные, относиться к окружающему, а также определенным образом решать задачи, стоящие перед личностью.

    Примером рассмотрения креативности как способности, связанной с иной способностью, может служить развитие представления о креативности как формы интеллектуальной деятельности. Этот подход начинается  с  представлений о связанности интеллекта и креативности.

    Интересно то, что выяснение соотношения креативности и других способностей (например, интеллекта) с использованими тестового метода проходило в несколько этапов.

    Впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели исследования взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. Торренс предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

    Но результаты исследований Гетцельса и Джексона  представляют данные, которые свидетельствуют об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

    Исследования М. Воллаха и Н. Когана также применяли тестовый метод. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

    Далее мы рассмотрим креативность и полноту сознания как способности к определенной (психической) деятельности, поведению и образу мышления.

    Как креативность, так и полнота сознания неоднократно исследовались именно как набор способностей, а также рассматривалась их соотношение с иными способностями.

    Так, например, западными исследователями проводилось исследование связи креативности и медитации. Безусловно, нельзя отождествлять медитацию (как процесс) и полноту сознания (как состояние сознания или способности). Однако предполагается, что медитация является одним из способов развития полноты сознания. Конечно, нельзя утверждать что полнота сознания и креативность однозначно связаны на основании того, что их развитие может быть достигнуто в результате одного и того же процесса, но можно поставить вопрос о наличии или отсутствии взаимосвязи между полнотой сознания и креативностью.

    На вопрос связан ли уровень креативности с уровнем полноты сознания, в литературе существуют два противоположных мнения: гуманистические психологи  утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, то есть качествами, которые связывают и с полнотой сознания. Но с другой стороны, как отмечает Дружинин, большинство экспериментальных результатов противоречит представлению о зрелости и уравновешанности творческих людей, а скорее говорит о повышенной их тревожности. Также в отечественной психологии существует представление о связанности творческого акта и измененного состояния сознания.

    Рассмотрим также качества полноты сознания, выделенные Баером и соавторами, и их возможную связь с характеристиками творческой личности.

    1. Наблюдение (обращение внимание и концентрация внимания на внутренних и внешних стимулах, таких как ощущения, эмоции, мысли, запахи, звуки, образы).
      Можно предположить, что наличие такого качества положительно сказывается на материале, доступном для выражения. Схоже со способностью креативной личности воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.
    2. Описание (вербализация наблюдаемого опыта). Развивает средства творческого выражения.
    3. Осознанная деятельность (осознанное отношение к текущей активности, которое может быть противопоставлено механическому выполнению действий «на автомате»).
      Такое качество дает возможность не действовать по шаблону, а выдвигать уникальные решения.
    4. Безоценочное отношение к внутреннему опыту (мысли, эмоции). Сходно с таким качеством креативности как способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией
    5. Нереагирование  на внутренний опыт (тенденция, позволяющая мыслям и эмоциям возникать и проходить, без потери человеком самоконтроля под влиянием этих мыслей и эмоций).

    Также можно назвать несколько качеств полноты сознания, которые выделены другими исследователями, такие как любопытство, осознание множества перспектив. Сопоставляя качества, которые исследователи связывают с креативностью и полнотой сознания, можно сделать вывод, что имеется некоторое совпадение:

    • Любопытство (открытость новому опыту, любознательность). Такое качество связано и с креативностью и с полнотой сознания.
    • Осознание множества перспектив – это качество полноты сознания можно соотнести с гибкостью (способностью вырабатывать многообразие идей) и воображением.

     

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий