Системно-семейные расстановки – метод краткосрочной психотерапии, разработанный немецким философом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером в 80-е годы XX века.
В настоящее время (2010 год) метод применяется не только для работы с семейными системами (“семейные расстановки”), но также и для работы с сообществами и организациями (“бизнес-расстановки” или с специальными запросами (работа с травмой, работа с симптомами болезней и др.)
Семейные системы, Порядки любви и классические семейные расстановки
Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.
Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.
Семейные системы
В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним “отношениями жизни и смерти” – отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, ее смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе относятся люди независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.
Как происходит классическая расстановка
В процессе классической расстановки, после короткого описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться.
Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без “театрального” выражения мимикой или позой их отношений.
Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие – заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие..
Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле – внешнем источнике информации о системах.
После начальной расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.
Названные выше Порядки имеют свое пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.
Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. “разрешающие фразы”. Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на “признание того, что есть” (Берт Хеллингер). Например, “папа, ты единственный отец для меня” (сын – отцу, с которым мать не разрешала видеться).
В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения “своего места”, ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути ее разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению дает клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.
В настоящее время теория и практика классических расстановок сохраняет свою актуальность, изучается и практикуется специалистами. При этом возникает все больше новых направлений терапевтической работы и духовной практики, основанных на заместительском восприятии и проявлении поля, и некоторые из них уже далеко отстоят от классических расстановок.
Указаниями на необходимость системной работы являются, например, следующие признаки:
• человек чувствует себя как-то не в себе, он словно бы управляем извне;
• он не знает и не может найти своего места в жизни;
• его поведение и манера себя держать кажутся неадекватными, противоречивыми, слепыми;
• он кажется застывшим в плену проблемы и словно бы по волшебству оставшимся в слепой детской любви;
• у этого человека или в его семье были тяжелые судьбы, например, рано умершие члены семьи, самоубийства, много несчастных случаев, психозы и т.д.;
• он легкомысленно или словно бы вынужденно ставит на карту успех своей жизни;
• отношения крайне неуравновешенны, в них нет мира и уважения, происходит тяжелая борьба, конфликты совести и чувство вины, ощущение себя жертвой, боязнь быть вынужденным сделать что-то плохое;
• некоторые члены в системе отсутствуют (например, внебрачный ребенок отца) или не воспринимаются (например, мертворожденные), утаивается чья-то судьба (например, о дедушке говорят, что он умер от инфаркта, хотя он покончил с собой).
Указания на необходимость работы с прерванным движением любви:
• человек пережил тяжелый травмирующий опыт (прежде всего в раннем детстве);
• он демонстрирует так называемые “невротические” нарушения, такие, как проблемы близости/дистанции, страхи или фобии;
• он кажется “закрытым” и открывается, если в представлении (также и терапевта) его крепко и с любовью держат отец или мать;
• ему тяжело принимать, он выказывает чувства безнадежности и пессимизма, не объяснимые с точки зрения его реальной жизненной ситуации;
• он остается привязанным к исполнению своих детских потребностей.
Необходимая для семейной расстановки информация должна давать ответы на следующие вопросы:
• Кого в системе не хватает и кто должен быть в нее включен, чтобы в системе развязался какой-то узел?
• Кого тянет уйти из системы, куда его тянет и от кого он хочет уйти или, может быть, вместо кого он уходит? Кого нужно отпустить, чтобы могли остаться другие, или кто способен остановить динамику ухода или смерти, если на него посмотрят и примут его любовь?
• Чья судьба, как при уравновешивании во зле, “требует” своего повторения, как будто человек может сохранить с кем-то связь, только если не будет жить лучше, чем жил тот?
• Чья судьба требует повторения, поскольку ее утаивают и она стремится выйти на свет или поскольку ей не отдают должного и она ищет признания?
• Кого судьба “вырвала” из жизни, так что жизнь этого человека кажется “незавершенной” и, возможно, стремится быть завершенной другими? Где не было возможности попрощаться ни с мертвыми, ни с живыми?
• Чья жертва остается без внимания и уважения и требует, чтобы этому человеку уподобился кто-то из вошедших в систему позже? Или какого члена системы, совершившего что-то скверное, с этим поступком не видят и не признают, так что кто-то другой стремится пойти за ним во зле?
• Нет ли в системе нарушений порядка, например, базовой иерархии братьев и сестер? Соблюдается ли преимущество новой системы, например, нынешней семьи перед родительской или второго брака перед первым?
• Не утрачена ли надежность отношений в семье, поскольку дети, например, стремятся исполнять роли родителей или родители роли детей, или поскольку дети желают делать для своих родителей что-то не подобающее им, или поскольку родители не обеспечивают безопасность детей?
Источник: aspectslife.com