Каждый день мы открываем новые двери. И этому Новому нет конца. Новый мир, новая красота, новые мы. Беспосадочный полёт. Полёт длиною в жизнь. Путешествие в Бесконечность.
Peru’2006
Переход на другую сторону мира удался. Удался всем. Поначалу мы были удивлены разнородностью группы, которую образовывали и бизнесмены – духовные искатели, и духовные учителя – целители, мужчины и женщины. Но невероятно быстро группа сплотилась в единое совершенное существо: все поменялись ролями, отстранились от ролей и встретились за пределами ролей и личностей на другой стороне мира.
Эта программа была непрерывным погружением в глубины себя и иной стороны мира. В ней, мы, взлетев в первые дни, эйфорично пролетели все время без посадок, без необходимости возвращаться на землю. Исследуемым вопросом – встал вопрос постоянного пребывания в гармоничном «вершинном» состоянии без падений и съезжаний, возможность быть над всем в каждом мгновении своей жизни.
В путешествии мы посетили многих шаманов, каждый из которых был уникален в своем роде.
Первым шаманом для группы стал Мачу Пикчу, священный город инков. Одна из самых удачных попыток человечества нахождения универсальной гармонии на Земле. Монументальный и одновременно изящный город (храмовый комплекс), эстетически зрелищно и энергетически эффектно вписан в окружающий ландшафт гор. Это чувствуется физически на каждой его улице, в каждом его доме, на каждой террасе. Несколько первых часов мы только смотрели на город сверху – со священной инкской тропы и верхних террас, только готовились в него войти. Мы настраивались подобно тому, как настраивались древние Инки, прежде чем войти вовнутрь его священного пространства, чтобы оно сработало нужным волшебным образом. За этим они и шли сюда, преодолевая столько трудностей и испытаний на пути. Сама священная инкская тропа с ее продуманной энергетической последовательностью психо-физических нагрузок была подготовкой для встречи с чудом, которым является Мачу Пикчу.
Мы стояли над городом. И нам виделись древние паломники в лицах современных туристов, пришедших встретиться с Чудом. Именно так инки должны были воспринимать этот город, увидев его в первый раз после многих дней странствий и ожиданий. Так город выглядит и сейчас. Первая приходящая аналогия – космическая база пришельцев.
Очень космически – Невероятно и Совершенно выглядят его формы. Люди не могли здесь, как в большинстве других мест, просто прожигать жизнь. Ученые до сих пор очень мало знают о том, как жили здесь люди, но чтобы почувствовать это, не нужно читать книги – достаточно внимательно посмотреть на это место и прочувствовать его.
Город в виде ступенчатой пирамиды на вершине высокой горы – окружающие трех-четырех тысячные пики создают вокруг него почти замкнутый круг, по дну которого течет бушующая река. Город находится в центре естественного круга, становясь Символом Солнца. Гора Уайну Пикчу с храмами наверху возвышается над основным комплексом. Со священной тропы, это выглядит как обращенное к небу лицо человека. Человек смотрит в космос. Сюда приходили люди, чтобы посмотреть вверх, чтобы выйти в космос. Для этого мы пришли сюда сегодня.
Шаман – Куско.
Два дня назад в Куско, сидя над городом на веранде отеля в колониальном стиле, расположенного в районе творцов и художников Сан Блас, мы говорили, что Куско (с кечуа Пуп Земли) в представлении инков центр физического мира. Куско соответствует в трёхступенчатой картине мира инков центру – Ягуару, отвечающему за земную силу, мощь, славу, богатство. Здесь жили Правители и Цари, сюда приходили и приходят до сих пор люди за земной силой, золотом, богатством, признанием. И если вам что-то из этого еще нужно вы можете медитировать и притягивать это с помощью города, гуляя по его энергетической структуре, расходящейся из храма Кориканча особой системой линий.
Но никого особенно созидание земного богатства не привлекало. Хорошо, когда земные вопросы в жизни относительно решены и дают возможность отстраниться и взлететь, не думая о повседневном. Это может быть большой помощью в жизни. Правда для большинства людей материальное богатство становится не стартовой площадкой помогающей не думать о земном, а камнем у ног, тянущим к материальному и требующим постоянного внимания и вложения энергии. Это вопрос не количества, а отношения. Помнится, как однажды говорили об этом с Борисом Гребенщиковым, и он сказал очень мудрую вещь: что богатство человека никогда не зависит от количества средств, если человек, имея миллионы, постоянно думает о деньгах, то он беден и всегда будет бедняком, сколько бы не заработал, если не изменит свое отношение. Хорошо, что в группе этот вопрос никого особенно не волновал и мы гуляли по Куско просто наслаждаясь сочетанием инкских мостовых и стен с испанской колониальной архитектурой. И наблюдали за изменением психо-физических ощущений, возникающих при переходе из одного района этого удивительного древнего города в другой. Двенадцать районов Куско явно энергетически отличающихся друг от друга сегодня пытаются по опыту Праги и других европейских городов, построенных на основе астрологической структуры, связать со знаками Зодиака. Но астрология инков при всей своей невероятной продвинутости была очень непохожей на вавилонскую, индийскую, китайскую и европейскую. Поэтому состыковать их так, как это уже произошло на Евро-Азиатском континенте, пока не получается. Это во многом может быть объяснено и иным расположением созвездий над горизонтом, а, следовательно, и иной ориентацией на планеты, звёзды, созвездия. Осложняет ситуацию и тот факт, что системы и методы наблюдения за небом не были зафиксированы в письменных источниках инков (системы письменности здесь вообще не возникло). И в памяти индейцев не осталось прежнего, целостного знания, которым оперировали инки и доинкские культуры. Восстанавливать эти знания приходится по крупицам, что, кроме того, затрудняет и слишком иное мировоззрение этого народа, находящееся в ядре их науки. И современному человеку почти не представляется возможным включиться в этот уже утерянный взгляд на мир.
Это был один из вопросов, который мы задали Вере (нашей знакомой – учёной, историку и антропологу), когда она оторвавшись от научной работы любезно согласилась сделать для группы экскурсию по главному храму инкской империи, Кориканче. – Почему знания инков за несколько веков конкисты вдруг оказались почти полностью утерянными? По ее мнению основным фактором была непримиримость испанцев к «иному» виденью мира. Испанцы, в отличие от Англичан в Индии, не трогавших традиционную культуру и интересовавшихся в основном экономическими вопросами, наоборот, хотели всячески стереть все, что не укладывалось в их миропредставление (тождественное на тот момент католическому). Достаточно скоро индейцы почувствовали, что им лучше забыть их верования, чем подвергаться из-за них опасности. Сказалось и то, что многие индейцы восприняли белых, как богов принесших новую религию. Может быть, не обошлось и без некоторого заговора между жрецами, не желающими отдать мудрость своей культуры колонизаторам. Но нам кажется, что в большей степени это может быть объяснено самой психологией южноамериканских народов. За все время контактов с ними мы много раз наблюдали совсем иное построение памяти и восприятия мира у индейцев. Оказывается, что долговременная память развита у них достаточно слабо, что приводит к тому, что им трудно хранить в активном запасе какие-то факты и знания без постоянного напоминания.
Шаман – Южная Америка.
Они в этом как дети и реально ослабленное восприятие прошлого им помогает сильнее проживать настоящее и смотреть на реальность каждый раз, как будто в первый. Это один из факторов, терапевтически благотворно влияющий на белого человека при нахождении рядом с ними, которому мы уделяем особое внимание. Белый человек очень часто находится в плену своей памяти, и память становится тем, кто диктует ему, как он должен жить. И освободиться от этого влияния, хотя бы на психологическом уровне, чтобы прожить ментальное и психическое обновление оказывается очень непросто, особенно находясь в своей повседневной среде. Южная Америка, не только по нашему мнению, но и по мнению ряда ученых, является уникальной зоной обновления памяти.
Мачу-Пикчу (продолжение).
В отличие от Куско, «ответственного» за решение земных вопросов, Мачу-Пикчу имеет символ Кондора, устремленного в небо, который присутствует и во многих формах города. Очевидно, что люди приходили сюда для того, чтобы решить для себя более значимые вопросы, чем богатство, власть, социальная сила. Но для того, чтобы найти настоящий свой смысл жизни, индивидуально связующий их конкретную жизнь с жизнью космоса и абсолюта.
Входим в ворота, через которые сюда входили инкские паломники. Несколько минут – настройка у ворот. Почувствовать переход: оставить всё ненужное снаружи – войти не только физически, но действительно Войти. Перейдя в лабиринт города, группа растворяется в нем. Все, как и было предложено перед тем, вдруг чувствуют свою особую траекторию, которой им нужно пройти городом, чтобы он раскрыл для них их путь вверх, стал зеркалом их жизни.
Мы движемся, делая остановку за остановкой, замирая и проникаясь этим волшебным духом. Ничего не должно быть потеряно, упущено за беглым поверхностным взглядом. Мы пропитываемся этим городом, горами, энергией, чтобы двигаться дальше, но на всю жизнь запечатлеть в себе эту Силу и быть поддерживаемыми ею.
Спускаемся к основным ритуальным комнатам, к главному алтарю. Над нами кружит кондор, указывая путь и, неожиданно, садится совсем рядом.
Стоим на верхней ритуальной площадке города перед астрономическим камнем, использовавшимся жрецами для астрологических наблюдений. Этот камень своим положением и вытесанными на нём формами показывает на разные астрономические явления и объекты и является как бы проекцией небесного мира на Землю, связывающей в один ритм движение созвездий и миров. К этому ритму возможно обратиться с помощью этого камня и передать свои желания, если таковые еще есть.
Исполняются разные желания. В этот день Наташа, одна из участниц программы, говорила о своем желании увидеть в Южной Америке Шиншилу – большого пушного зверька, живущего только в Андах. Живая Шиншила и вышла к ней здесь во время прогулки, она даже сначала решила, что у нее видения.
Двигаемся очень медленно. Разнообразные пространства города, раскрывающиеся одно за другим, настраивают остановиться, рассмотреть их повнимательнее, прочувствовать и подумать. Эти пространства очень похожи на виртуальные декорации и смена внешней декорации камертоном озвучивает иное внутреннее состояние. Проходя по коридорам города, люди неожиданно встречаются в разных местах, отражая этими встречами для себя тоже некоторое значение, которое может быть понято непосредственно в происходящий момент. Почти вся группа встречается на одной из главных ритуальных площадей города у жертвенного камня. Может быть, здесь и не приносились человеческие жертвоприношения, а просто люди ложились на камень чтобы отстраниться от своей физической природы и этим помочь себе выйти в космос. Некоторых этот камень, как магнит, настолько притягивает, что они ложатся на него и долго лежат, не в силах встать. У одного начинаются во время этой медитации видения.
Есть догадка о том, что этот город, подобно древнему Вышеграду в Праге, тоже построен в виде полушарий мозга. И во время прогулки по нему происходит автоматическое усиление разных зон мозга, что сказывается на изменении проживаемых в его разных местах состояний.
Переходим в место проведения сексуальных ритуалов. По одной версии здесь был публичный дом, это сразу же вроде бы входит в противоречие с идеей города жрецов. Однако, это мог быть и священный секс, который жрецы прописывали некоторым паломникам как лечение и терапию. Это могли быть и ритуалы мистического секса, в которых только одна жреческая пара входила в непосредственные отношения, а другие вокруг погружались в трансовый танец. Возможно, это место также символически связано с сексуальной функцией в определенном отделе мозга, так как у некоторых людей в группе здесь возникли спонтанные сексуальные ощущения и даже чувствование того, что за ритуалы здесь возможно проводились. Это место находится на обратной стороне города, у дороги на гору Уайну Пикчу. Возможно, те, кто шел наверх сначала подготавливались здесь через пробуждение сексуального, через секс змеиной силы.
Мы были последними людьми, оставшимися в городе, когда уже стемнело, всем просто не хотелось уходить.
Движение дальше.
На следующий день мы вернулись в Куско и затем утром ехали в Священную долину для следующего шаманского опыта. Этим экспериментом было исследование и проживание себя при экстремальных физических переживаниях. Обеспечение этих переживаний нам предоставлял рафтинг. Помня наш первый опыт с рафтингом, когда мы на первом же пороге попали на четвертый уровень и какого натерпелись страху, мы, чтобы не увлекаться шоковой терапией, выбрали такой участок на реке Урубамба, где пороги постепенно поднимались по сложности со 2го до 4го уровня. Поэтому сначала некоторые участники даже говорили, что мы слишком спокойно плывем, когда же оно начнётся? И когда во второй половине пути «оно» началось, то все этого уже с нетерпением ждали. Лодку полностью захлестывало водой, мы ныряли между скалами в двухметровые волны, и, когда казалось, что, нырнув под волну, мы так и останемся там, падали друг на друга, в последний момент, хватая вываливавшегося, чтобы он не упал в воду.
Сильные переживания могут многое открыть в человеке. Благодаря им, он может найти такие стороны себя, которые в привычной жизни никогда не открываются. Он может раскрыть в себе труса и героя, раскрыть все настоящее и наносное, что есть в нем. И этот опыт помог выявить и кристализировать обычно скрытые стороны себя, что стало и подготовкой к следующей встрече с шаманом. Кроме этого, было видно, как этот опыт сплотил группу, какими все стали друг к другу заботливыми и любящими. Не первый раз мы уже наблюдали, как сильные переживания объединяют людей с другими и собой. Никто из нас так и не выпал и счастливые, переадреналиненные и замерзшие от многочисленных обливаний водой, мы, наконец, приплыли на базу, где нас ждала разогретая сауна и обед. Возвращаясь в Куско, мы разговаривали о предстоящей сессии с Аяхуаской. Рассказывали об ее предназначении в шаманизме и жизни индейцев, а так же обо всем опыте исследования человечеством ее уникальных свойств. Настраивались и подготавливались. Однако, этот день оказался не подходящим для ритуала, видимо одного сильного опыта уже было достаточно, о чем свидетельствовало и то, на сколько все устали. Почувствовав это на расстоянии, шаман передал нам, что этот день не подходит, и мы перенесли сессию на следующий день.
На следующий день мы готовились, медитативно гуляя по инкскому храму Солнца и по пещерам зоны Икс. Вера, которая сопровождала нас в Храме, спросила – У вас сегодня сессия и кто шаман, Куш? Да он здесь лучший! А в Мальдонадо какие шаманы есть! – добавила она мечтательно, зная, что завтра мы летим туда. – Знаем, знаем – ответили мы радостно.
Первая аяхуаска.
Следующим шаманом, шаманом в человеческом обличии, был Куш в Куско. С Кушем ранее работал наш Алекс и был впечатлен. Нам он передал диск с записями его икарос (магических песен силы). Прослушав этот диск, мы были удивлены разнообразию и сложности его песен, не характерному для большинства амазонских шаманов. Мы уже встречались с ним несколько раз и перезванивались, но еще ни разу сами не видели его в «акции». Когда в декабре мы приезжали снимать в Куско фильм с Кожуховым (ТК Россия), то у Куша был договорен ритуал, что должно было быть запечатлено для российского телевидения. Непосредственно перед ритуалом Кожухов сильно заболел, что по нашим наблюдениям случалось достаточно часто, когда вдруг ниоткуда возникнувшие препятствия блокировали для определенных людей встречу с шаманом и опытом, к которому они глубоко внутри не были готовы. В отношениях с Кушем был целый ряд препятствий и испытаний, прежде чем мы, наконец-то, слушали непосредственно его пение и были на сессии.
Оказалось, что в его песнях очень много непривычных звуков, а местами они становились похожими даже на ирландское и кельтское пение. Местами присутствовало интересное умышленное нарушение гармонии и ритма. Смысл этого нарушения стал окончательно понятен только на самом ритуале, когда стало явственно видно, как Куш использует эти песни в виде моста между этой и другой стороной мира (миром «нагваля», мертвых, первопричин, откуда все возникает и куда все возвращается). Поэтому в них и присутствовало две гармонии идущие из разных концов. И понять соединение этих гармоний можно было только непосредственно переходя по этому мосту, тогда то и снималось противоречие мелодий, слышимое в привычном состоянии. Кроме нашей группы, которая к этому моменту уже была настолько подготовлена, что проживала себя, как единое существо, рвущееся в космос, используя энергию каждого для многократного усиления силы и решимости всех в прыжке перехода, при ритуале присутствовали две девушки из Штатов, одна из которых, похоже, была японкой. Достаточно быстро после принятия волшебного напитка её «расплющило» до такой степени, что она стала бояться звуков и шаманского пения, целью которого была, наоборот, поддержка в трипе. Было видно, что на сессию она, видимо, попала по ошибке и сама теперь не знала, что с этим делать и как от того, что проживала спрятаться, не желая покидать свое Эго и уж, конечно, никуда не переходить. Чувствовалось, что нагнетается национальный конфликт, в котором вся наша группа как единое существо может просто энергетически стереть эту японку вместе с ее эго, как камнем, держащим ее у земли, лишь бы ее страхи не мешали процессу общего перехода. Почувствовав это, шаман изолировал эту пару в отдельном пространстве похожем на пещеру, куда почти обезумевшую от непривычных переживаний японку засунул почти силой. Эта комедия была прекрасной иллюстрацией к тому, как часто западные люди, прочитав в интернете чьи-то описания прохождения Аяхуаскового ритуала, не разобравшись в том, что это такое и для чего, решают его попробовать. Почему они не могут найти кого-то, кто исследует это серьезно и поговорить с ним? Конечно, далеко не у всех людей во время ритуала инициации возникают тяжелые переживания. Бывает, что все проходит необыкновенно позитивно и у неподготовленных людей. Но если, то, что, все таки, желательно всем знать свести к нескольким предложениям, то это можно сказать так. Хорошая Аяхуаска инициирует в человеке Божественное начало, абсолют и вечность и если он не хочет оторваться от своего эго, маленького я, и посмотреть на все с другой стороны, то может увидеть малость и убогость этого своего Эго по сравнению с Вечным, что индивидуально может переживаться тяжело. Если человек в жизни слишком лелеял своего «Ивана Ивановича», то ему легко может открыться насколько мал и смешен этот «Иван Иванович» по сравнению с безграничной вселенной, которой этот человек является тоже. И, если он сможет рассмеяться над своим малым Я, над привычным собой, то весь негатив сразу снимется. И он воспарит туда, где переживёт себя совершенно по другому – безграничным началом, играющим мирами и формами, для которого эта его конкретная жизнь только один из бесконечного количества экспериментов. Какое-то время шаман пел с большей опорой на привычную сторону, но постепенно все больше переносил опору «туда», в бесконечный верх. Тем труднее, наверное, было воспринять и понять воспроизводимые им звуки обычному человеку, не участвовавшему в этом ритуале перехода. И в какой-то момент почувствовалось, что он уже всецело там, на другой стороне, тогда он стал просто смеяться и воспроизводить настолько непривычные звуки, что порой это даже было похоже на пускание пузырей маленьким ребенком. Содержательность уже не была важна, он уже просто смеялся с той стороны над всем этим миром и, прежде всего над самим собой, и даже над своим пением и над тем, что он шаман. А. не принимал, но вошел в состояние не менее сильное, чем те, кто пил. Наверное, сказался опыт вспоминания состояния плюс полное погружение в происходящее.
После ритуала Куш сам, находясь еще в измененном состоянии сознания, отвез нас в отель на стареньком Land Rover. Автомобиле, известном по первым фильмам о путешествиях, который, наверное, и ездит еще, только благодаря личной силе Куша. Обнимаясь на прощание мы были удивлены на сколько физически хрупко это сильное на другом плане существо.
Андрей Ильинич
Юлия Обрегон