• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Танцуя по жизни. Контактная импровизация

    Secrets 618 Просмотров

    ТАНЦУЯ ПО ЖИЗНИ. КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

     Танец давно перестал быть лишь искусством самовыражения. О его истинной сути написаны тысячи статей, крылатых фраз и пословиц. Танец называют жизнью, а жизнь – танцем. И есть ли различие в этих двух словосочетаниях? Ответ – нет, когда речь идет о контактной импровизации.

    Шантам (Григорий Петров), Одесса

    Основатель и руководитель Центра контактной импровизации и спонтанного творчества «Дом Радости Шантамбала», танцор, преподаватель контактной импровизации, соорганизатор различных танцевальных и творческих фестивалей.

      Личный опыт

    Когда я в первый раз попробовал контактную импровизацию, это было похоже на очень приятный шок, как будто весь мой предыдущий опыт совершенно различных переживаний оказался доступным в одном месте и единовременно. Чтобы быть кратким, скажу так: я нашел себя в контактной импровизации, нашел в ней все, что делает меня цельным, спокойным, наполненным и счастливым. Из офисного работника я переквалифицировался в танцора и преподавателя КИ. Сейчас занимаюсь развитием Центра контактной импровизации и спонтанного творчества под Одессой, живу и радуюсь любой возможности потанцевать и поделиться своим танцем с другими.

    Контактная импровизация (КИ)

    Как танец, КИ была разработана хореографом-экспериментатором Стивом Пэкстоном в конце ХХ века, она не получила официального определения. С тех пор тысячи людей по всему миру привносят что-то от себя, расширяя горизонты спонтанного танца.

    Главным отличием КИ является смещение фокуса внимания с внешней формы на мир физических ощущений. В ней нет самого танца, это процесс ради самого процесса; здесь нет соревнований, показательных выступлений, этот танец не для зрителей, а исключительно для самих танцоров.

    Основа контактной импровизации – глубокое уважение к собственному телу, уважение партнера. Критериями «правильности» являются легкость, удовольствие, естественность, безопасность.

    Фокусируясь на простых физических задачах, таких как танцевать вместе, сохраняя точку контакта, двигаться безопасно, удобно, без лишнего напряжения, танцоры КИ максимально упрощают «схемы» взаимодействия людей, создают особое экспериментальное социальное поле, свободное от навязанных стереотипов и шаблонов.

    В таком танце нет ролей «ведущий – ведомый». Не имеет значения гендерный признак, нет постоянных партнеров, сохраняется свобода выбора соглашаться или отказываться, продолжать танец или прекратить его, оставаться в паре или быть одному.

    КИ – это не только танец, это способ невербального общения, диалог между танцорами, совместное решение творческой задачи.

    Само название «контактная импровизация» обозначает еще два отличительных признака: сохранение точки физического контакта, вокруг которой строится танец, общение, взаимодействие, и импровизация – способность спонтанно откликаться на постоянно меняющуюся действительность, не планировать действий, а позволять себе реагировать.

    Для кого КИ?

    КИ – весьма доступная форма танца. В отличие от других танцевальных дисциплин, она открыта даже для людей с ограниченными физическими возможностями. Акробатическая подготовка, хорошая физическая форма, танцевальный или спортивный опыт могут добавить возможностей, но не являются обязательными условиями для танца, так же, как и возраст не является помехой.

    Чему можно научиться?

    Благодаря уникальности и открытости формы КИ, каждый может взять то, что он хочет или готов получить. Для кого-то КИ – это стиль жизни, для кого-то – путь, для кого-то способ провести время, для кого-то – физическое упражнение. В то же время есть универсальные вещи, которым КИ может научить каждого:

    – Слушать/слышать тело, распознавать процессы, протекающие в нем, понимать импульсы, использовать его мудрость, доверять телу. Внимание, направленное на тело, является основой для раскрепощения, отпускания различных телесных блоков, зажимов, хронических напряжений.

    – Находиться здесь и сейчас, спонтанно реагировать на постоянно меняющуюся объективную реальность.

    – Двигаться естественно, безопасно, безусильно.

    – Творчески взаимодействовать с другими людьми.

    – Найти источник удовольствия в самом себе, наслаждаться движением, собственным телом, взаимодействием с другими людьми.

    Что можно узнать о себе в танце КИ?

    – В каких отношениях вы состоите с собственным телом.

    – Какими моделями поведения пользуетесь, общаясь, взаимодействуя с окружающими, и тут же получить возможность безопасно поэкспериментировать, выходя за рамки этих моделей.

    – Обнаружить качества, которыми вы обладаете, но не находите поддержки для их раскрытия. Качества, которые важны для ощущения целостности, удовлетворенности собой: игривость, непосредственность, открытость, доверие.

     С чего начать и как продолжить?

    Контактной импровизации обучают на регулярных классах, интенсивах, фестивалях. Практикуют ее на так называемых «джемах», это мероприятия, на которых люди просто танцуют.

    Основа обучения КИ – это подготовка чувствительности, создание и укрепления вектора внимания, направленного на мир телесных ощущений, включение в область осознания разных аспектов движения и процессов, происходящих в теле при движении и взаимодействии, изучение физических законов, воздействующих на тело. Интересную часть обучения составляет наблюдение со стороны, как бы странно это не звучало, но просто наблюдая, можно многому научиться.

    Регулярные занятия могут стать базой для начинающих, а любой из международных фестивалей продолжением обучения. Когда у вас есть понимание основных принципов контактной импровизации, лучшей формой обучения становится сам танец. Затем фестиваль, «джем», классы – все это просто хорошая возможность потанцевать КИ с разными людьми. Почувствовав вкус, вы сами будете искать любую возможность потанцевать, а эти возможности будут искать вас.

    НУЖНО ЗНАТЬ

     Для того чтобы танцевать КИ, не обязательно иметь танцевальный опыт. Контактная импровизация – это свободная форма, и нет стандартных методов обучения, учителя дают свой собственный материал, а не следуют некой методологии. Не нужно учиться танцу, так как он построен на принципах, которые лежат в основе жизнедеятельности нашего тела. Нужно учиться тому, как вернуть свое внимание в тело, укорениться в нем, учиться доверять телу и его разумности. Поэтому лучшая школа контактной импровизации – это практика непосредственно танца.

    Будьте готовы к тому, что в КИ часто танцуют лежа, валяясь по полу.

    Каждый танцор сам несет ответственность за себя и физическую, и эмоциональную.

    КИ танцуют босиком.

     В КИ нет постоянных партнеров, на каждом занятии или «джеме» танцоры меняют партнеров так часто, как захотят.

    Журнал “Секреты молодости” №2

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий