• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Тело в йоге: концепция пяти оболочек

    Violin 689 Просмотров

    Что такое тело в понимании йоги?

    Когда западный человек говорит о теле, то он имеет в виду только и исключительно физическое тело. То самое плотное тело, которое состоит из мышц, костей и прочих тканей.

    Однако в философской системе йоги понятие «тело» включает в себя гораздо больше. Так, плотное физическое тело является лишь одной из нескольких оболочек – кош.

    В Индии существуют различные философские школы, в которых можно наблюдать разные классификации. Однако если говорить именно о школе йоги, то традиционно выделяют пять оболочек – кош, или на санскрите панча коша (пять кош).

    Эти оболочки образуются вокруг нашей духовной сущности, когда мы воплощаемся в материальном мире. С одной стороны, они являются инструментом, который делает возможной эту жизнь. С другой стороны, они придают каждому человеческому существу определенные свойства, особенности, предрасположенности. Но, кроме всего этого, они как бы затмевают собой дух, поэтому нам, человеческим существам так тяжело осознать себя существами духовными.

    Вот эти пять оболочек от самой грубой до самой тонкой:

    1. Аннамайя коша – это физическое тело, а если дословно, то оболочка, сотворенная из пищи.
    2. Пранамайя коша – энергетическое тело, праническое.
    3. Маномайя коша – ментальная оболочка, тело ума.
    4. Виджнянамайя коша – астральное тело, тело мудрости.
    5. Анандамайя коша – тело блаженства, оно также является причинным телом.

    йога пять оболочек панчакоша

    Только в совокупности и цельности эти оболочки функционируют и составляют человека. Они взаимозависимы и тесно переплетены. И именно это лежит в основе понимания, почему существует непосредственная взаимосвязь между разными аспектами человеческой жизни.

    Современная западная теория психосоматики подтверждает взаимозависимость между физическим телом и психической составляющей. Но в йоге эти связи еще шире, потому что сюда также включается аспект праны (жизненной энергии), наших мыслительных концепций, реакций, а также кармы, коридора событий, которые влияют на течение нашей жизни.

    Когда мы воздействуем на одну из оболочек, неизбежно происходит то или иное воздействие на все пять. То есть не существует какого-то направления зависимости между кошами, они все полностью взаимозависимы и неразрывны в течение всей нашей жизни.

    Давайте рассмотрим жизненные примеры.

    Человек споткнулся, ударил ногу. На уровне физического тела возникает ушиб, синяк, возможно, перелом. На уровне праны возникает нарушение течения энергии в данной зоне, то есть она перестает свободно течь по предназначенным каналам и появляется какое-то искажение энергетической структуры тела. Естественно, у большинства людей ушиб вызовет бурную эмоциональную реакцию – скорее всего, обиды или злости.  На уровне мыслей это событие может породить какую-то ментальную конструкцию, реакцию, вызвать воспоминание, создать подсознательное негативное отношение к тому, что могло вызвать инцидент, — к звукам, которые нас отвлекли, к предметам, о которые мы ушиблись, к месту, в котором это все произошло и т.д. А все в совокупности создаст определенные предпосылки для формирования нашей дальнейшей кармы.

    Другой пример, где начальной точкой разворачивания процесса будет не физическое тело. Допустим, мы куда-то спешим, вызвали такси, а оно все не едет. Наш ум создает картины того, что случится, если мы опоздаем, и что мы сейчас выскажем этому водителю. Наши мысли тесно связаны с эмоциями, поэтому мгновенно подключается эмоциональная составляющая в форме нетерпения, гнева, беспокойства и прочего – кому что более свойственно. Эмоции вызывают искажение течения энергии: в некоторые зоны идет повышенный приток энергии, из других идет отток, энергия частично может блокироваться и как бы изыматься из общего течения, что мы можем  впоследствии ощущать как упадок сил, снижение ясности мышления. На уровне физического тела это вызывает гормональную бурю – повышение гормона стресса кортизола, приток энергии к мышцам, отток от внутренних органов, перестройка метаболизма и так далее и так далее. Конечно же, опять совокупность этих факторов обязательно формирует нашу дальнейшую карму. Как? Ну, к примеру, своим бурным реагированием мы заработаем язву желудка либо повышенное давление, а, может, и онкологическое заболевание. Конечно, это все происходит не с одного раза. Но если сейчас мы отреагировали так, то, значит, у нас сформирован шаблон таких реакций, и мы капля за каплей добавляем в свою копилочку предпосылки для тих болезней. Либо после этой поездки мы сорвемся на кого-то из близких и будем подтачивать отношения. Кроме того, до тех пор, пока вы не разрешили в себе какую-то глубинную проблему, вас постоянно будут постоянно преследовать ситуации, которые будут ее вскрывать.

    Это, конечно, очень грубые и поверхностные примеры, которые просто помогают приблизительно понять, как все эти аспекты взаимосвязаны. На деле, конечно, есть гораздо более тонкие процессы, которые могут сразу и не проявиться, не дать быстрого результата. Однако все наши реакции не остаются без последствий.

    Аннамайя коша состоит из пяти элементов и зависит от них. Поэтому нам необходимо поддерживать это тело, принимать грубую пищу, воду, дышать воздухом.

    Для поддержания и развития аннамайя коши требуется правильное (то есть подходящее именно вам) и полноценное питание, очищение (наружное и, так скажем, внутреннее), а также сбалансированная телесная практика (например, йога асаны).

    Праническое тело более тонкое, и это тело нашей жизненной энергии. Именно благодаря ему может действовать грубое физическое тело, которое без более тонких оболочек будет безжизненным. Именно при рассмотрении пранамайя коши мы говорим о чакрах, энергетических каналах и потоках энергии.

    На физическом уровне проявлением пранамайя коши является дыхание. И поэтому пранаямы являются одним из основных инструментов работы с этим телом. Поскольку напрямую воздействовать на него мало кому дано, и это является высокой степенью мастерства, мы подключает более грубый и понятный для нас процесс дыхания. Пранаямы – это не просто дыхательные упражнения, но, в первую очередь, процесс усвоения праны и управление ею.

    Также мы можем усваивать энергию на тонком уровне через глаза, когда мы созерцаем открытые пространства, небо, море и прочие природные ландшафты.

    Маномайя коша – ментальная оболочка – это все проявления нашего ума от подсознания до сверхсознания. На этом уровне проходит наша мыслительная деятельность, накопление опыта, воспоминаний, формирование шаблонов и реакций на основе информации, поступающей из других тел.

    Кроме того, эта коша связывает собой более грубые и более тонкие оболочки, являясь как бы проводником сигналов между ними.

    На этом уровне очень важна практика Ямы и Ниямы (первые две ступени классического восьмеричного пути йоги), которые позволяют нам выстроить благостный образ мышления и взаимодействия с окружающим миром. Не менее важна Джняна-йога – познание мира и себя через чтение духовной литературы, изучение лекций, посещение сатсангов мастеров и размышления.

    Виджнянамайя коша – астральное тело, которое также называют телом интуиции. Это тело тонких опытов, тонких элементов (таттв), из которых формируются более грубые элементы. Астральное тело более активно во сне со сновидениями, а также оно может действовать в более тонких мирах. Созерцательные практики, визуализации и развитие интуиции помогают очистить и развить эту оболочку.

    Анандамайя коша – самая тонкая из оболочек. Это тело света, тончайшая энергия, которая является хранилищем кармы. Когда йогин очищает более грубые оболочки, к нему приходит способность осознавать анандамайя кошу, которая есть чистый свет и чистое блаженство. Переживания этого тела доступны в состоянии медитации или осознанности во сне без сновидений.

    Каждая из оболочек не менее важна, чем другая, т.к. каждая из них – это инструмент для реализации нашего предназначения в этом мире. Наша задача – научиться различать их проявления, очищать и познавать их, сделать их послушными и эффективными инструментами для нашего духовного развития.

    Следует помнить, что каждое наше действие, каждая мысль и реакция формируют поток нашей жизни. И в наших силах направить этот поток в желаемое русло.

    Алена Евсюкова

    yogarmoniya.com

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий