• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Випассана по С. Н. Гоенка. Продолжение

    russiaprime 1 917 Просмотров

    Начало

    Погружение.

    Итак, мы приехали на место проведения практики. Прошли регистрацию. Нас достаточно сытно покормили, мы сделали последние звонки близким, отключили и сдали телефоны. По правилам практики во время обучения запрещено пользоваться мобильными телефонами и прочими устройствами.

    Кроме этого во время курса действуют 5 основных предписаний:

    1. воздерживаться от убийства живых существ;
    2. воздерживаться от воровства;
    3. воздерживаться от всех видов сексуальной активности;
    4. воздерживаться от лжи;
    5. воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ

    Кроме предписаний, озвученных выше действовали правила:

    1. На время курса было необходимо отказаться от других техник, молитв, ритуалов, практик.
    2. Надо было отказаться от получения или передачи  любой информации. Запрещалось  читать, писать, слушать музыку, пользоваться диктофоном.
    3. Необходимо было соблюдать «благородную тишину», своеобразный обет молчания. Запрещались любые разговоры со студентами, а также невербальное общение (переписка, язык жестов)
    4. Действовал запрет на пересечение полов. Все помещения, где находились мужчины и женщины были разделены на две половины. В столовой было 2 разных входа и 2   отдельных зала (общий зал разделили перегородкой), вся территория лагеря была разграничена таким образом, что даже при перемещении из коттеджей в дама холл (зал медитации) или в столовую мужчины не пересекались с женщинами.
    5. Одеваться надо было скромно, руки и плечи должны были быть закрыты, облегающая одежда не допускалась.
    6. Не рекомендовалось пользоваться косметическими средствами с сильными запахами.
    7. Прием воды и пиши в медитационном зале был запрещен.
    8. На протяжении курса выходить за пределы территории центра не разрешалось.

    Сразу хочу сказать, что все правила достаточно логичны. С первого взгляда они выглядят сурово, но входе практики понимаешь, что все это мудро и правильно и иначе нельзя.

    После того, как мы зарегистрировались и разместились в домиках, был дан гонг – звуковой сигнал по которому на протяжении 10 дней мы просыпались, ходили на завтраки, обеды и вечерний чай, приступали к медитациям.

    Мы все собрались в зале для медитации и нам определи места, где мы должны были расположить свои одеяла, подушки, скамейки и прочие приспособления, на которых мы планировали проводить все наши практики.

    Что касается меня, я купила подушку, наполненную гречишной шелухой.  Хочу заметить, что если человек новый и ранее медитации не практикующий, то первое время любая самая мягкая подушка через пол часа становится каменной.  Зал медитации представлял собой концертный зал, на сцене располагался учитель. Ближе к учителю сидели служащие курса (это добровольцы, прошедшие как минимум одно 10-дневное обучение и приехавшие на абсолютно безвозмездной основе помогать на курсе: готовить, убирать, помогать с переводом, создавать атмосферу любви и покоя, помогать всем студентам справляться с «негативностями») За служащими чуть подальше от учителя располагались так называемые «старые студенты». Не думайте, что старый студенты- это седовласые старцы. Нет. «Старые студенты» – это те, кто уже проходил 10-ти дневные курсы. Ну и за «старыми студентами» располагались мы – «новые студенты». По 5 человек в раду на женской половине и также на мужской. Всего я насчитала около 130 человек на курсе. Примерно 70 женщин и 60 мужчин.

    На этом первом так называемом собрании, нам объяснили технику медитации на следующий день и объявили о том, что обет молчания начался.

    Первые три дня нас обучали «анапаме»  – медитация, основанная на наблюдении дыхания. Первые три дня я прекрасно себя чувствовала. Мне нравилось это место. Мне нравилось молчать, я с удивлением для себя обнаружила, что зависимости ни от телефона, ни от интернета у меня нет. И это при том, что в обычной жизни я практически не выпускала айфон из рук. Вела очень активную жизнь в социальных сетях. Забавно было мое первое утро в лагере. Я услышала гонг, который прозвучал в 4 утра) Вскочила и побежала в зал. Войдя обнаружила в зале одного человека – мужчину, он сидел в первом ряду, значит «старый студент», поняла я. На протяжении всего курса мне казалось, что он никуда не выходил. Я заходила в зал, он сидел, я уходила, он сидел. Но так как лица его я не видела, то даже после окончания курса я не смогла спросить у него, как он и кто он и как давно практикует.

    К вегетарианской пище я привыкла очень быстро. Точнее и привыкать не пришлось, все было очень вкусно. Тяжело было обходиться без ужина, ведь последний полноценный прием пищи был в 11 часов дня. В 17 был чай и яблоко. После этого чая есть хотелось еще сильнее.

    Жили мы в двухэтажных домиках. Я разместилась на втором этаже, в комнате кроме меня было еще 4 женщины. Мы не разговаривали. По правилам разговаривать не разрешалось. Первые дни мы при каждом удобном случае ложились спать. Распорядок дня был такой:

    1.00  – Подъем

    4.30-6.30- Медитация в зале или комнате

    6.30-8.30- Перерыв на завтрак

    8.00-9.00- ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    9.00-11.00- Медитация в зале или комнате

    11.00-12.00 – Перерыв на обед

    12.00-13.00 – Отдых

    13.00-14.00 – Медитация в зале или комнате

    14.30-15.30- ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    15.30-17.00- Медитация в зале или комнате

    17.00-18.00- Перерыв на чай

    18.00-19.00 – ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    19.00-20.00 – Беседа Учителя в зале

    20.15-21.00- ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    21.00-21.30 – Время для вопросов в зале

    21.30 – Отход ко сну, выключается свет

    Распорядок выглядит страшнее, чем оказывается на самом деле. Времени для отдыха вполне достаточно. Тишина помогает спокойно относится к большому количеству незнакомых людей. Еда вкусная. Нас кормили пловом, борщом, давали пророщенный нут и маш. До поездки я даже не слышала эти названия. Были салаты, фрукты, хлеб, сметана. Система питания – шведский стол. Все наедались.

    По бытовым условиям все тоже было комфортно. В нашем распоряжении был душ и туалет в домике, а также целый хозблок с четырьмя душевыми кабинками и большим количеством сан. узлов.

    Первые три дня мы учились технике медитации – Анапама. Это сосредоточение на небольшом участке тела в районе ноздрей. Технику медитации подробно описывать не буду, я не учитель, а основная ценность этой техники заключается в ее подлинности, учителя очень строго следят за выполнением правил, чтобы техника не изменялась и не обрастала новыми веяниями. В этом ее ценность.

    На четвертый день дается непосредственно медитация «випассана».

    Наш учитель приехали из Монголии. Это удивительно светлый, улыбчивый и строгий мужчина, лет 30 на мой взгляд. В мирской жизни он профессор философии, преподаватель в университете. Его имя Shirendev Dorlig. Он был одет в белую одежду, на ногах кроссовки. Позитивный и спокойный при этом строгий.

    Медитации действуют на всех по-разному. Особенно первые дни. С нашего курса уехало всего около пяти человек. Кто-то не выдержал распорядка, кто-то не получил того, чего ждал от курса. Лучше ничего не ждать.

    Shirendev Dorlig достаточно строго развенчивал иллюзии и полеты фантазий учеников. Задача нам была поставлена конкретно: «Находится здесь и сейчас, переживать момент конкретной данной реальности. Не улетать за своим воображением. Оставаться в своем теле». Это оказалось непросто. Во время личных вопросов и бесед учителя до меня доносилась информация о том, что кто-то улетал, путешествуя по небу, кто-то превращался в Будду, у кого-то вырастали крылья. Каждому хотелось увидеть почувствовать что-то неземное, божественное и мозг вместе с воображением и ранее накопленной информацией рисовал ученикам образы просветления и космической реальности. Этим они спешили делиться с учителем, ожидая услышать от него, что это переживание подчеркивает вашу уникальность и что вы на полпути к просветлению. Мы все в душе верим в свою исключительность. Но вот разочарование, учитель дружелюбно весело и спокойно говорит, что все ваши крылья, нимбы и прочее – это ваше воображение. Не давайте ему волю. Находитесь здесь и сейчас. Осознавайте ощущения, которые испытываете в своем теле. Вот это разочарование. Ждешь-то космических приключений, а необходимо монотонное и кропотливая работа на собственным диким неуправляемым умом. Не все к этому оказываются готовы. Но со временем понимаешь, что это и есть путь, или как ее называют «дама» ”dhama” к освобождению, к покою, гармонии, осознанности, любви, счастью.

    Осознание себя с «здесь и сейчас», равностное восприятие событий, уменьшение собственного вожделения, отвращения, стремления чем-то обладать, контроль собственных негативных эмоций, осознание того, что все наши чувства и ощущения  обладают одной общей характеристикой: они появляются и исчезают. Это небольшая часть метода «випассна», метода, который при регулярных практиках успокаивает ум и учит нас его контролировать. Путь долог. Итог – просветление, осознание счастье, мира, покоя и гармонии. Любви ко всем существам.  Здесь нет ничего нового, про позитивное мышление, моральное поведение, любовь говорится везде, во многих учениях, все знают, что надо к этому стремиться, только как это делать, как этого достичь на практике.  Одной теорией не обойтись. Випассана учит практическому опыту, объясняет и тренирует во время медитаций и наблюдения ощущений в собственном теле, как приятных так и неприятных, не реагировать на них. Обучаясь на практике не реагировать на физические ощущения внутри собственного тела, а так же обучаясь удержанию внимания, невольно начинаешь переносить эти навыки и на внешние события. Так постепенно от частного к общему, от умения владеть собой к умению справляться с внешними событиями и происходит продвижение на пути этого метода. Осознанность лежит в основе.

    Этот путь, очень надеюсь у нас впереди. На 10-дневном курсе мы сделали первый шаг.  После окончания обучения нам рекомендовали практиковать часовые медитации два раза в день, чтобы продлить эффект, который мы получили.

    Какой у кого был эффект после окончания курса я могу лишь судить по немногочисленным отзывам, оставленным в нашей общей беседе в социальной сети «в контакте». (После прохождения курса ребята создали такую беседу, где делятся своими мыслями, юморят, приглашают на какие-то тематические мероприятия). Большая часть участников уже были вегетарианцами, те кто не были перестали есть мясо после курса. Это касается и меня. Желания стать вегетарианкой у меня не было, в процессе обучения о вреде мяса не говорилось. Но после возвращения с курса ни мясо, ни рыбу есть все еще не могу (прошло чуть больше месяца). Мясо и рыбу я перестала воспринимать как еду. Пропало влечение к кофе. По привычке наливаю, а пить не его не хочу. Стала более отходчивая, чуть меньше психую. Меньше суечусь, больше успеваю. Больше осознаю, меньше слепо реагирую.

    Учитель говорил, что изменения всегда постепенные. Главное, чтобы они были.

    После прохождения 1- дневного курса рекомендуют раз в год его повторять. Так же зовут «служащими» на курс. Говорят, что во время  «служения»  происходит очищение и медитации работают гораздо сильнее. Но для этого конечно необходимо быть готовым и иметь искреннее желание помогать.

    На десятый день нам сняли обет молчания. Мы могли делиться впечатлениями и наконец-то познакомиться. Выяснила, что моя соседка приехали из Перми, вторая – мастер таролог (предсказывает судьбы по картамтаро), третья  проходила курс совместно со своим супругом, который жил на мужской половине, четверная музыкант. Столько разных людей, абсолютно непохожих. Просто удивительно. Мы делились собственными переживаниями, большинство сложнее всего пережили первые три дня.  Кого-то терзали страшные сны, что-то плакал ночами. Но в итоге мы все пришли к десятому дню веселые, отдохнувшие, очистившиеся, полные энергии и любви.

    Что касается меня, я очень хорошо отдохнула. Продолжаю практиковать. Надеюсь, что смогу посетить еще не один курс. И обязательно с вами поделиться своими впечатлениями.

     

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий