Филосософия Адвайты
Буквально означая “не-дуализм”, Адвайта – название старейшей из существующих школ веданты. Адвайта основывается на Упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная сущность души, индивидуальности – ни что иное, как сам Брахман (Бог). Это учение основывается на утверждениях Упанишад: “Тат Твам Аси” (Я Есть То) и “Ахам Брахмасми” (Я Есть Брахман). В этом и есть кардинальная доктрина, которой Адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (в Индии распространены и другие датировки – от V в до н.э. до I в. н. э.). До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться Адвайте – сесть к ногам знающего Гуру. Простого чтения текстов недостаточно.
Основные положения Адвайты
Сущностное единство Атмана и Брахмана – наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями – внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я – то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша (освобождение) состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и того, что должно быть усвоено на собственном опыте.
Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану (инструмент восприятия и поиска) внутрь.
Адвайта – недуалистическое учение, многоступенчато объясняющее видимый мир множественности. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т.е. мокши.
Концепция освобождения
Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха-карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита-карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, карма создается на будущее, и это называется агами-карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.
В адвайте мокша – синоним Брахмана. Шрути говорят: “Брахмавит Брахмайва Бхавати” – тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом».
В адвайтистском понимании, “становится” не значит что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, “знание Брахмана” приводит к избавлению от невежества относительно своей собственной природы – Брахмана. Таким образом, “знать Брахман” – это “быть Брахманом”.
Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён при жизни, в физическом теле. Такое осознание не является умственным пониманием махавакьй (великих изречений) Упанишад. Дживанмукта – это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам.
По материалам: gnozis.info, congress.advayta.org