• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Введение в интегральную теорию и практику

    Центр интегральных практик "Игра" 425 Просмотров

    Основы ИОС и «всесекторной, всеуровневой» карты

    (отрывок из «Интегральное видение» Кена Уилбера)

    Само знание теперь глобально, и это значит, что (впервые в истории) нам доступна вся совокупность человеческого знания — открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных цивилизаций человечества — досовременных, современных и постсовременных — доступны любому желающему их изучить.

    Что если бы мы взяли буквально всё, что могут нам рассказать о человеческом потенциале — духовном, психологическом и социальном развитии — всевозможные культуры и разложили это перед собой? Что если бы мы попытались найти существенно важные ключи к развитию человека, основываясь на всей совокупности человеческого знания, теперь доступного нам? Что если бы мы, основываясь на обширных межкультурных исследованиях, попытались использовать все великие мировые традиции, чтобы создать составную карту, исчерпывающую карту, всеохватную или интегральную карту, которая включала бы лучшие элементы всех этих культур?

    Обзор

    За последние тридцать лет мы стали свидетелями не имеющей исторических прецедентов ситуации: теперь нам доступны все культуры мира. В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, то, скорее всего, вам суждено было просуществовать всю свою жизнь в одной культуре, нередко в одной провинции, иногда в одном доме, живя, любя и умирая на нескольких пядях земли. Однако сегодня люди не только географически мобильны, — мы можем изучать и изучили практически все известные культуры на планете. В глобальной деревне все культуры обнажены перед остальными.

    Само знание теперь глобально, и это значит, что (также впервые в истории) нам доступна вся совокупность человеческого знания — открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных цивилизаций человечества — досовременных, современных и постсовременных — доступны любому желающему их изучить.

    Что если бы мы взяли буквально всё, что могут нам рассказать о человеческом потенциале — духовном, психологическом и социальном развитии — всевозможные культуры и разложили это перед собой? Что если бы мы попытались найти существенно важные ключи к развитию человека, основываясь на всей совокупности человеческого знания, теперь доступного нам? Что если бы мы, основываясь на обширных межкультурных исследованиях, попытались использовать все великие мировые традиции, чтобы создать составную карту, исчерпывающую карту, всеохватную или интегральную карту, которая включала бы лучшие элементы всех этих культур?

    Звучит трудно, сложно, пугающе? В некотором смысле, да. Однако в другом смысле, результат оказался неожиданно простым и элегантным. Последние несколько десятилетий и вправду вёлся экстенсивный поиск исчерпывающей карты человеческого потенциала. Эта карта использует все известные системы и модели человеческого развития — от древних шаманов и мудрецов до сегодняшних прорывов в когнитивных науках — и получает дистиллят их главных компонентов в виде 5 простых факторов, факторов, которые являются важными элементами или ключами к отпиранию и ускорению эволюции человека.

    Добро пожаловать в Интегральную Модель.

    Интегральная или исчерпывающая карта

    Что это за 5 элементов? Мы называем их секторы [quadrants], уровни, линии, состояния и типы. Как вы далее увидите, все эти элементы находятся здесь, прямо сейчас, доступные вашему собственному сознаванию. Эти 5 элементов не являются просто лишь теоретическими концепциями: это аспекты вашего собственного опыта, контуры вашего собственного сознания, что вы с лёгкостью сможете сами для себя проверить по мере того, как мы продолжим данные рассуждения.

    В чём смысл использования этой интегральной карты или модели? Во-первых, неважно, работаете ли вы в бизнесе, медицине, психотерапии, юриспруденции, экологии или просто каждый день живёте и учитесь, интегральная карта помогает убедиться в том, что вы «затрагиваете все основы». Если вы попытаетесь перелететь Скалистые горы, чем точнее будет располагаемая вами карта, тем меньше вероятность, что вы разобьётесь. При помощи интегрального подхода можно убедиться в том, что в отношении любой ситуации мы используем весь имеющийся спектр ресурсов, намного увеличивая тем самым свои шансы на успех.

    Во-вторых, если вы научитесь находить 5 этих элементов в своём собственном сознавании — и оттого, что они присутствуют там вне зависимости от чего-либо, — тогда вы с большей лёгкостью можете их ценить, тренировать и использовать… и тем самым в огромной степени ускорить свой собственный рост и развитие к более высоким, более широким, более глубоким способам бытия. Простое знакомство с 5 элементами интегральной модели позволит вам более легко и полно сориентироваться в этом захватывающем путешествии на пути к раскрытию и пробуждению.

    Если вкратце, интегральный подход позволяет вам видеть и себя, и мир вокруг более исчерпывающими и эффективными способами. Важно, однако, с самого начала понять один момент: интегральная карта — это всего лишь карта. Это не территория. Совершенно определённо: мы не хотим путать карту с территорией, — однако так же не хотим мы работать и с неточной или ошибочной картой. Интегральная карта — это всего лишь карта, но она является наиболее полной и точной картой из тех, что доступны нам сегодня.

    Что такое ИОС?

    ИОС просто означает интегральная операционная система. В сфере информационных сетей операционная система представляет собой инфраструктуру, которая позволяет работать различным софтверным программам. Мы используем термин интегральная операционная система, или ИОС, в качестве фразы — синонима интегральной карты. За этим просто стоит идея, что если вы по жизни работаете с каким-то «софтверным обеспечением» — как, например, ваш бизнес, работа, игра или отношения, — вы хотели бы иметь лучшую операционную систему из всех возможных, и ИОС удовлетворяет именно этому критерию: затрагивая все основы, она позволяет использовать наиболее эффективные программы. Это просто ещё один способ говорить об исчерпывающей и включающей природе интегральной модели.

    Также мы будем исследовать то, что, возможно, является самым важным применением интегральной карты или операционной системы. Поскольку ИОС можно использовать для того, чтобы помочь индексировать любую деятельность — от искусства до танца, от бизнеса до психологии, от политики до экологии, — она позволяет каждой из этих областей общаться друг с другом. Вместе с ИОС бизнес получает терминологию, при помощи которой он может полноценно общаться с экологией, которая может общаться с искусством, которое может общаться с юриспруденцией, которая может общаться и с поэзией, и с образованием, и с медициной, и с духовностью. В истории человечества подобное действительно никогда ещё не случалось.

    В Интегральном университете [и Интегральном институте] благодаря применению интегральной карты, или интегральной операционной системы, мы получили возможность проводить и неимоверно ускорять междисциплинарное и наддисциплинарное познание, создавая тем самым первое в мире интегральное образовательное сообщество.

    Но всё начинается с этих простых 5 элементов в пределах вашего собственного сознания.

    Состояния сознания

    Как мы уже сказали, все аспекты этих 5 элементов интегральной модели доступны вам прямо сейчас в вашем же сознавании. Таким образом, мы получаем в некотором смысле экскурсию с путеводителем по вашему собственному опыту. Так почему бы вам не пойти вместе с нами и не посмотреть, можете ли вы узнать некоторые из этих свойств, прямо сейчас возникающих в вашем сознавании.

    Часть этих свойств касается субъективных реальностей в вас, часть касается объективных реальностей там, в мире, в то время как другие касаются коллективных или коммунальных реальностей, разделяемых между людьми. Давайте начнём с состояний сознания, которые относятся к субъективным реальностям.

    Каждый человек знаком с основными состояниями сознания — такими, как бодрствование, сновидение и глубокий сон. Прямо сейчас вы пребываете в бодрствующем состоянии сознания (или, если вы устали, в полусонном состоянии сознания). Бывают совершенно разные состояния сознания, включая медитативные состояния (вызванные занятиями йогой, созерцанием, медитацией и т. д.), изменённые состояния (к примеру, индуцированные при помощи психоактивных веществ) и разнообразные пиковые переживания, многие из которых могут вызываться интенсивными переживаниями, вроде занятия любовью, прогулки на природе или прослушивания прекрасной музыки.

    Великие традиции духовной мудрости (такие, как христианский мистицизм, индуизм Веданты, буддизм ваджраяны и иудейская Каббала) утверждают, что 3 естественных состояния сознания — бодрствование, сновидение и глубокий бесформенный сон — в действительности открывают нам сокровища духовной мудрости и духовного пробуждения… если мы понимаем, как верно их использовать. В определённом смысле, который мы исследуем по мере своего продвижения, три великих естественных состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна содержат в себе весь спектр духовного просветления.

    Но на более простом и приземлённом уровне, каждый встречался с различного рода состояниями сознания, и данные состояния нередко придают и вам, и другим людям глубинную мотивацию, смысл и побуждения. В каждой отдельно взятой ситуации состояния сознания могут быть не очень значимым фактором или же они могут быть решающим фактором, однако ни один интегральный подход не может допустить того, чтобы они игнорировались. Всякий раз, когда вы будете использовать ИОС, вы автоматически должны будете посмотреть и удостовериться в том, что вы учитываете все основные моменты этих важных субъективных реальностей.

    Стадии или уровни развития

    Вот интересная особенность состояний сознания: они приходят и уходят. Даже глубокие пиковые переживания или изменённые состояния, неважно сколь глубоки они, придут к вам ненадолго, погостят, а затем исчезнут. Независимо от того, насколько глубок их потенциал, все они имеют временный характер.

    В то время, как состояния сознания временны, стадии сознания постоянны. Стадии представляют собой настоящие верстовые столбы роста и развития. Как только вы достигаете какой-либо стадии, она становится устойчивым приобретением. К примеру, как только ребёнок развивается через лингвистические стадии развития, он получает постоянный доступ к языку. Язык не является чем-то, что присутствует одну минуту, а на следующую исчезает. То же самое происходит и с другими типами развития. Когда вы стабильно достигаете стадии роста и развития, вы получаете доступ к качествам этой стадии — как, например, большее сознание, более охватывающая любовь, более высокие этические побуждения, большие разумность и сознавание — практически в любой момент по вашему желанию. Преходящие состояния превратились в постоянные черты.

    Сколько существует стадий развития? Ну, не забывайте, что в отношении любой карты тот способ, которым вы разделяете и представляете действительную территорию, в некоторой степени выбирается произвольно. Например, сколько градусов между точкой заморозки и точкой кипения воды? Если вы используете шкалу или «карту» Цельсия, то между ними 100 градусов. Однако если вы используете шкалу Фаренгейта, вода замораживается при 32 градусах, а кипит при 212, так что между ними 180 градусов. Который из вариантов правильный? Оба. Всё зависит от того, каким образом вы желаете разделить сей пирог.

    То же верно и для стадий. Есть множество различных способов для разделения и фрагментации развития, — стало быть, есть множество различных стадийных концепций. Все они могут быть полезны. Система чакр, к примеру, предусматривает 7 основных стадий или уровней сознания. Жан Гебсер (Jean Gebser), знаменитый антрополог, говорит о 5 стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной. Некоторые западные психологические модели имеют 8, 12 или более уровней развития. Что из всего этого правильно? Всё, и выбор зависит лишь от того, за чем вы желаете уследить в процессе роста и развития.

    «Стадии развития» также называются «уровнями развития», и идея заключается в том, что каждая стадия представляет собой уровень организации или уровень сложности. Например, в последовательности от атомов к молекулам, к клеткам, к организмам каждая из этих эволюционных стадий имеет всё больший уровень сложности. Слово «уровень» не несёт жёсткого или исключающего значения, а всего лишь указывает на то, что с каждым уровнем появляются значимые эмерджентные качества, возникающие в дискретной или квантовой манере, и эти уровни развития являются важными аспектами многих естественных феноменов.

    В интегральной модели мы, как правило, работаем с 8-10 стадиями или уровнями развития сознания. После многих лет практической работы мы обнаружили, что подразделение на большее число стадий слишком громоздко, а на меньшее — слишком туманно. Одна из концепций стадий, которые нередко нами используется, является Интегральной Спиральной Динамикой (Spiral Dynamics Integral), основанной Доном Беком на базе исследований Клэра Грейвза (Clare Graves). Мы также обращаемся к стадиям развития самости, впервые обнаруженным Джейн Лёвинджер (Jane Loevinger) и Сьюзанн Кук-Гройтер (Susann Cook-Greuter), и порядкам сознания, исследованным Робертом Киганом (Robert Kegan). Но есть и много других полезных стадийных концепций, доступных интегральному подходу, и вы можете принять на вооружение любые из них, если они более уместны для ваших целей.

    Линии развития

    Замечали ли вы когда-нибудь, сколь неравномерно буквально все из нас развиты? Кто-то высоко развит, скажем, в области логического мышления, но плохо развит в сфере эмоциональных ощущений. Некоторые люди обладают высоким когнитивным развитием (они очень умны), но плохим моральным развитием (они грубы и злобны). Некоторые преуспевают в эмоциональном интеллекте, но неспособны сложить дважды два.

    Говард Гарднер сильно прославил эту идею, введя концепцию множественного интеллекта [multiple intelligences — букв. «множественные способности»]. Люди обладают целым рядом интеллектов, как, например, когнитивный интеллект, эмоциональный интеллект, музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и т.д. Большинство людей хорошо преуспевают в одной или двух способностях, но плохо в других. Это не обязательно (и даже не как правило) плохо: часть интегральной мудрости состоит в том, чтобы найти, в чём человек преуспевает и, тем самым, где он лучше всего может предложить миру ценнейшие из своих даров.

    Но это действительно значит, что нам необходимо осознавать как свои сильные стороны (или способности, благодаря которым мы можем сиять), так и свои слабые стороны (то, в чём мы развиты плохо или даже патологически). И это ведёт нас к следующему из 5 важных элементов — к множеству наших способностей, или линий развития. До сих пор мы затронули лишь состояния и стадии, так что же представляют собой линии или множественные способности?

    В число различных множественных способностей входят: когнитивная, межличностная, моральная, эмоциональная и эстетическая. Почему мы называем их ещё и линиями развития? Потому что эти способности демонстрируют рост и развитие. Они раскрываются в прогрессирующих стадиях. Что эти прогрессирующие стадии представляют? Стадии, которые мы только что описали.

    Иными словами, любая из множества способностей развивается — или может развиваться — через 3 основных стадии (или через любые стадии любой из существующих моделей развития, будь то 3-стадийных, 5-стадийных, 7-стадийных или включающих большее количество стадий; не забывайте, это подобно шкалам Цельсия и Фаренгейта). Вы можете, например, в когнитивном плане развиться до стадии 1, стадии 2 и стадии 3.

    То же самое касается и других способностей. Эмоциональное развитие до стадии 1 означает, что я развил в себе способность к эмоциям, сосредотачивающимся на «мне» — в особенности к эмоциям и драйвам утоления голода, выживания и самозащиты. Если вы продолжаете своё эмоциональное развитие от стадии 1 к стадии 2 — или от эгоцентрической стадии к этноцентрической — вы расширяетесь от «меня» к «нам» и начинаете развитие эмоциональных приверженностей и привязанностей к любимым людям, членам своей семьи, близким друзьям и, возможно, ко всему своему племени или нации. Если вы вырастаете до эмоций 3 стадии, вы развиваете в себе большую способность к заботе и состраданию, которая выходит за пределы вашего племени или вашей нации и предпринимает попытку включить всех людей или даже всех существ, обладающих сознанием, в объятия мироцентрической заботы и сострадания.

    И помните, что, поскольку это стадии развития, вы приобретаете их на постоянной основе. До того, как это случается, любые из этих способностей будут всего лишь преходящими состояниями: вы будете включаться в некоторые из них (если вообще будете) на ограниченное время — глубокие пиковые переживания расширенности познания и бытия, чудесные «эврика!»-переживания, глубинные изменённые, украдкой брошенные взгляды на свой высший потенциал. Однако по мере практики вы превратите эти состояния в стадии, или постоянные характеристики вашей собственной территории.

    Психограмма

    Есть довольно простой способ представить эти способности или множественные линии. На рисунке 1 мы изобразили простой график, показывающий три основных стадии (или уровня развития) и пять играющих наиболее важную роль способностей (или линий развития). Различные линии раскрываются через последовательность основных стадий, или уровней, развития. Эти 3 уровня, или стадии, могут быть приложены к любой линии развития — сексуальной, когнитивной, духовной, эмоциональной, моральной и т. д.

    На рисунке 1 мы изобразили кого-то, кто преуспевает в когнитивном развитии, хорош в моральном развитии, но плохо развит в своей способности к межличностному общению и очень плохо в отношении эмоциональной способности. Разные люди, разумеется, будут иметь разные «психограммы».

    Психограмма помогает узнать, в чём состоят ваши потенциально наиболее сильные стороны. Скорее всего, вы уже знаете, в чём вы хорошо преуспеваете, а в чём плохо. Но часть интегрального подхода состоит в том, чтобы научиться более точно понимать ваши собственные пределы с тем, чтобы вы могли более уверенно взаимодействовать и со своими слабостями и сильными сторонами, и со слабыми и сильными сторонами других людей.

    Психограмма помогает нам также увидеть, как неравномерно буквально все из нас развиты, — тем самым, она спасает нас от ошибки такого образа мышления, при котором мы бы думали, что только лишь по той причине, что мы гениальны в чём-то одном, то мы должны быть гениальны во всём. На самом деле, как правило, всё наоборот. Многие лидеры, духовные учители и политики с треском провалились из-за отсутствия понимания таких простых реальностей.

    Быть «интегрально развитым» не означает, что вы должны преуспевать во всех ведомых способностях или что все ваши линии должны быть на 3 уровне. Однако это значит, что вы должны развить в себе очень хорошее понимание того, что в действительности ваша собственная психограмма собой представляет, так чтобы вы были способны планировать своё дальнейшее развитие, имея намного более интегральный образ себя. Для некоторых людей это и вправду будет вести к необходимости усилить определённые свои способности, которые настолько слабо развиты, что создают им проблемы. Для других это будет значить разрешение серьёзной проблемы или патологии в определённой линии (как, например, эмоционально-сексуальной). А для третьих это означает всего лишь учитывание того, в чём заключаются их сильные и слабые стороны, и построение планов в соответствии с этим знанием. При помощи интегральной карты мы можем с большей уверенностью определить свою точную психограмму.

    Таким образом, быть «интегрально информированным» не значит, что вы должны стать мастером всех линий развития, — вы должны всего лишь осознавать их. Если вы затем решите ликвидировать какую-либо дисгармонию, это совершается в рамках интегральной преобразующей практики, которая обычно помогает увеличить уровни развития при помощи интегрированного подхода.

    Отметьте ещё одну крайне важную вещь. В определённых типах психологических и духовных тренингов вы можете познакомиться с целым спектром состояний сознания и переживаний тела прямо с самого начала — в форме пиковых переживаний, опыта медитации, шаманских состояний, изменённых состояний и т. д. Причина, по которой это возможно, кроется в том, что многие из основных состояний сознания (таких, как грубое бодрствование, тонкое сновидение и причинная бесформенность) есть всегда доступные возможности. Так что вас можно очень быстро познакомить со многими высшими состояниями сознания.

    Однако вы не сможете ознакомиться со всеми качествами высших стадий без реального развития и практики. Вы можете пережить пиковый опыт более высоких состояний, ведь многие из них доступны всегда. Но вы не можете пережить пиковый опыт более высокой стадии, поскольку стадии разворачиваются последовательно. Стадии выстраиваются на основании своих предшественников весьма фиксированным образом, посему их нельзя пропустить: в случае, подобном последовательности от атомов к молекулам, к клеткам, к организмам, вы не можете перейти от атомов прямо к клеткам, пропустив молекулы. Это одно из многих существенных различий между состояниями и стадиями.

    Тем не менее, при регулярной практике установления контакта с высшими состояниями ваши собственные стадии развития, как правило, будут раскрываться намного быстрее и легче. На самом деле есть весомые экспериментальные данные, которые демонстрируют верность именно этого: чем больше вы включаетесь в аутентичные высшие состояния сознания — такие, как медитативные состояния, — тем быстрее вы перерастёте и разовьётесь через любые из стадий сознания. Это как если бы практика высших состояний выступала в роли смазочного аппарата для спирали развития, который помогает вам растождествиться от низшей стадии с тем, чтобы следующая, более высокая стадия, могла занять её место, до тех пор, пока вы не окажетесь способны стабильно и на постоянной основе пребывать в более высоких уровнях сознавания, где преходящее состояние становится постоянной чертой. Такие типы практик высших состояний, как медитация, являются частью любого интегрального подхода к личной трансформации.

    Если кратко, то нельзя пропустить реальные стадии, однако можно ускорить своё развитие через них при помощи использования различных типов интегральной преобразующей практики, и эти трансформирующие практики играют важную роль в интегральном подходе.

    Какой тип: мальчик или девочка?

    Следующий компонент прост: каждый из предыдущих компонентов обладает мужественным [маскулинным] и женственным [фемининным] типом. Под этим подразумеваются две основные идеи: первая имеет отношение к идее самих типов, вторая — к мужественности и женственности как одному из примеров этих типов.

    Типы просто относятся к вещам, которые могут присутствовать фактически на любой стадии или в любом состоянии. Примером обычной типологии является типология Майерс — Бриггс [опросник Майерс — Бриггс разработан Катериной Кук Бриггс совместно с дочерью Изабеллой Бриггс Майерс на основе концепции К. Г. Юнга о психологических типах, — прим. пер.] (основные типы в которой: чувствующий, мыслящий, сенсорный и интуитивный). Вы можете принадлежать любому из этих типов буквально на каждой стадии развития. «Горизонтальные типологии» такого рода способны приносить большую пользу, особенно если их скомбинировать вместе с уровнями, линиями и состояниями. Чтобы показать, что типологии включают, мы можем использовать пример «мужественности» и «женственности».

    Кэрол Гиллиган в своей невероятно влиятельной книге «Иным голосом» (In a Different Voice) указала на то, что и мужчины, и женщины, как правило, проходят развитие через 3 или 4 основных уровня, или стадии, морального развития. Гиллиган, ссылаясь на значительное количество исследовательских данных, отметила, что эти 3 или 4 моральных стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной и интегрированной. Эти стадии в действительности весьма аналогичны тем 3 простых стадиям развития, которые мы используем, — на сей раз в приложении к моральному интеллекту.

    Гиллиган обнаружила, что стадия 1 представляет собой нравственность, всецело сосредоточенную на «мне» (поэтому данная доконвенциональная стадия, или уровень, также называется эгоцентрической). Моральное развитие стадии 2 сосредоточено на «нас» таким образом, что моя тождественность вышла за пределы только лишь меня и расширилась до включения других людей в мою группу (поэтому данная конвенциональная стадия нередко называется этноцентрической, традиционалистской или конформистской). Начиная со стадии 3 морального развития моя тождественность вновь расширяется, на сей раз от «нас» ко «всем нам», или всем людям (или даже всем существам, обладающим сознанием) — и посему эта стадия часто называется мироцентрической. Теперь у меня есть забота и сострадание не только для меня (эгоцентризм) и не только для моей семьи, племени или нации (этноцентризм), но и для всего человечества, для всех мужчин и женщин всюду, независимо от расы, цвета кожи, пола или состояния (мироцентризм). И если я разовьюсь ещё дальше, до стадии 4 морального развития, которую Гиллиган называет интегрированной, то…

    Ну, до того, как мы взглянем на важное заключение из работы Гиллиган, давайте сперва отметим основной её вклад. Гиллиган была абсолютно согласна с тем, что женщины, как и мужчины, развиваются через 3 или 4 основные иерархические стадии развития. Сама она корректно называет эти стадии иерархическими, поскольку каждая стадия обладает более высокой способностью к заботе и состраданию. Однако она утверждает, что женщины прогрессируют через эти стадии при помощи иного типа логики — они развиваются «в ином голосе».

    Мужская логика, или мужской голос, как правило, основана на понятиях автономии, справедливости и прав, тогда как женская логика, или голос, как правило, основана на понятиях отношений, заботы и ответственности. Мужчины склонны к деятельности, женщины склонны к общности. Мужчины следуют правилам, женщины следуют связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины — к отношениям. Один из любимых анекдотов Гиллиган: маленький мальчик и девочка играют вместе, мальчик говорит: «Давай играть в пиратов!» Девочка отвечает: «Давай играть, как будто мы живём по соседству». Мальчик: «Нет, я хочу играть в пиратов!» — «Хорошо, ты играешь в пирата, который живёт по соседству».

    Мальчишки не любят, когда девочки находятся рядом в те моменты, когда они играют в игры, подобные футболу, поскольку между двумя голосами случаются серьёзные столкновения, нередко весьма смешные. Несколько мальчиков играют в футбол: ребёнок получает вторую жёлтую карточку и отсылается с поля, и поэтому он начинает плакать. Другие мальчики остаются безучастны, пока ребёнок не перестаёт плакать: в конце концов, правило есть правило, и правило гласит: две жёлтые карточки — и ты покидаешь поле. Гиллиган указывает на то, что если рядом с полем в этот момент будет девочка, она, как правило, начнёт говорить: «Ой, ну ребята, ну дайте ему ещё один шанс!» Девочка видит, как мальчик плачет и хочет ему помочь, хочет к нему отнестись, хочет его исцелить. Это, однако же, сводит мальчишек с ума, ведь они участвуют в игре как инициации в мир правил и мужской логики. По словам Гиллиган, мальчики, таким образом, будут жертвовать чувствами ради того, чтобы спасти правила, девочки же пожертвуют правилами, чтобы спасти чувства.

    Иной голос. И девочки, и мальчики будут развиваться через 3 или 4 стадии морального развития (от эгоцентрической к этноцентрической, к мироцентрической, к интегрированной), но они будут это делать в ином голосе, используя иную логику. Гиллиган специально называет эти иерархические стадии у женщин стадиями себялюбия (являющейся эгоцентрической), заботы (являющейся этноцентрической), универсальной заботы (являющейся мироцентрической) и интегрированной стадией. Опять-таки, почему это иерархия? Потому что каждая стадия является более высокой способностью к заботе и состраданию. (Не всякая иерархия плохая, и это хороший пример того, почему.)

    Итак, интегрированная стадия или стадия 4 — что это? На 4-ой и высшей стадии морального развития из тех, которые нам известны, мужественный и женственный голоса в каждом из нас проявляют, согласно Гиллиган, тенденцию к интегрированности. Это не значит, что человек на этой стадии теряет различия между мужественностью и женственностью и посему становится как бы мягким, андрогинным и асексуальным существом. На самом деле мужественные и женственные измерения могут ещё более усилиться. Но в действительности это значит, что человек начинает ближе знакомиться и с мужественным, и с женственным аспектами самого себя, даже если он обычно превалирующим образом действует исходя из одного или другого.

    Важный момент состоит в следующем: когда бы вы ни использовали ИОС, вы автоматически проверяете ситуацию — в себе, в других, в организации, в культуре — и убеждаетесь, что вы включили и мужественный, и женственный типы с тем, чтобы быть настолько всесторонним и включающим, насколько возможно. Если вы считаете, что между мужественностью и женственностью нет никакого основополагающего различия — или если вы ставите под сомнение эти различия, — то это тоже нормально, и, если пожелаете, вы можете относиться к ним равноценно. Мы просто утверждаем, что в любо случае вам следует убедиться, что вы затрагиваете все основы в отношении и мужественности, и женственности, как бы вы их ни рассматривали.

    Однако помимо этого есть множество других «горизонтальных типологий», которые могут принести значительную пользу, если они становятся частью всесторонней ИОС, и интегральный подход соответствующим образом заимствует любую из этих типологий. «Типы» столь же важны, сколь и секторы, уровни, линии и состояния.

    И теперь: как это всё согласуется?

    ИОС, или интегральная модель, была бы просто «беспорядочным набором» компонентов, если бы не предлагала, каким образом все они соотносятся. Как все они согласуются? Одно дело: просто выложить все элементы нашего межкультурного опроса на стол и сказать: «Все они одинаково важны!» — и совершенно другое: увидеть паттерны, которые в действительности соединяют эти элементы. Открытие глубинных соединяющих паттернов является главным достижением интегрального подхода.

    В данном заключительном разделе мы кратко опишем эти паттерны, все из которых, взятые вместе, иногда называются A-Q-A-L (произносится по-английски аквал), что является аббревиатурой словосочетания «all quadrants, all levels, all lines, all states, all types» — «все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы». И эти паттерны являются просто теми компонентами, которые мы уже описали (за исключением секторов, к которым мы вернёмся через мгновение). AQAL [на русский аббревиатура нередко переводится как «„всесекторный, всеуровневый“ подход»] — это всего лишь очередной термин для обозначения ИОС или интегральной модели, но нередко он используется для того, чтобы специально указать на данный конкретный подход.

    В начале данного введения мы отметили, что все 5 компонентов интегральной модели являются аспектами, доступными вашему сознаванию прямо сейчас, — это справедливо и для секторов.

    Замечали ли вы когда-либо, что основные языки мира содержат в себе то, что называется местоимениями первого, второго и третьего лица? Первое лицо означает «человека, который сейчас говорит», и включает такие местоимения, как я, меня, моё (в единственном числе) и мы, нас, наше(в множественном числе). Второе лицо означает «человека, к которому сейчас обращаются», что включает такие местоимения, как ты (вы) и твой (ваш). Третье лицо означает «человека или предмет, о котором идёт речь» — как, например, он, его, она, её, они, их и оно.

    Таким образом, если я говорю с вами о своей новой машине, «я» — первое лицо, «вы» — второе лицо, а новая машина (или «она») — третье лицо. Итак, если вы и я ведём беседу и общаемся, мы будем обозначать это при помощи, к примеру, слова «мы», как в фразе: «Мы понимаем друг друга». «Мы» с формальной точки зрения является множественным числом первого лица, однако если вы и я общаемся, то ваше второе лицо и моё первое лицо являются частью этого необычайного «мы». Так, второе лицо иногда обозначается как «ты/мы», или «вы/мы», или иногда просто «мы».

    Итак, тем самым мы можем упростить первое, второе и третье лицо до «я», «мы» и «оно».

    Звучит тривиально, не так ли? Возможно, даже скучно? Что ж, тогда давайте подойдём к вопросу иначе. Вместо того, чтобы говорить «мы», «оно» и «я», что если мы скажем Благо, Истина и Прекрасное?

    И что если мы скажем, что Благо, Истина и Прекрасное суть измерения вашего собственного бытия на каждом без исключения уровне роста и развития? И что посредством интегральной преобразующей практики вы можете открыть всё более и более глубокие измерения вашей собственной Доброты, вашей собственной Истины, вашей собственной Красоты?

    М-м-м, и вправду звучит поинтересней. Благо, Истина и Прекрасное просто являются вариациями местоимений первого, второго и третьего лица, обнаруживаемыми во всех основных языках мира, и их можно обнаружить во всех основных языках потому, что Истина, Добро и Прекрасное есть, по сути, весьма реальные измерения реальности, к которой приспособился язык. Третье лицо (или «оно») относится к объективной истине, которая исследуется наукой. Второе лицо (или «вы/мы») относится к Доброте, или тому, как мы — те самые вы и я — относимся друг к другу, и тому, делаем ли мы это вежливым, искренним и уважительным способом. Иными словами, это основы нравственности. И первое лицо относится к «я», и самости, и самовыражению, искусству и эстетике, и красоте, которая в глазах (или в «я») смотрящего.

    Итак, «я»-, «мы»- и «оно»-измерения опыта в действительности относятся к: искусству, морали и науки. Или самости, культуре и природе. Или Прекрасному, Доброму и Истинному.

    И идея заключается в том, что каждое событие в этом явленном мире имеет все три этих измерения. Вы можете рассмотреть любое событие с точки зрения «я» (или того, как лично я воспринимаю и ощущаю это событие), с точки зрения «мы» (или того, как не только я, но и другие воспринимают это событие) и с точки зрения «оно» (или объективных фактов данного события).

    Итак, интегрально информированный путь будет тем самым учитывать все эти измерения, придя таким образом к более всеохватному и эффективному подходу — в отношении и «я», и «мы», и «оно» — или самости, культуры и природы.

    Если вы оставите за бортом науку, или искусство, или мораль, чего-то всегда будет не хватать, что-то всегда будет не работать. Самость, культура и природа либо освобождаются вместе, либо никогда не освобождаются. Настолько фундаментальны эти измерения «я», «мы» и «оно», что мы называем их четырьмя секторами и основываем на них интегральные концептуальные рамки, или ИОС. (Мы получаем «четыре» сектора посредством разделения «оно» на единственное число — «оно» — и множественное число — «они», — что мы рассмотрим ниже.) Несколько рисунков позволят разъяснить основные вопросы.

    Рисунок 2 — схематическое отображение четырёх секторов. На нём изображено «я» (внутренние аспекты индивида), «оно» (внешние аспекты индивида), «мы» (внутренние аспекты коллектива) и «они» (внешние аспекты коллектива). Иными словами, четыре сектора — которые являются четырьмя фундаментальными перспективами в отношении любого события (или четырьмя базовыми точками зрения на что-либо) — оказываются довольно простыми для понимания: они являются внутренней и внешней сторонами индивидуального и коллективного.

    Рисункок 3 изображает некоторые подробности четырёх секторов. (Некоторые из них содержат техническую терминологию, о которой не стоит беспокоиться сейчас, в этом базовом введении; просто взгляните на рисунки и получите общее представление о различных типах вещей, которые можно найти в каждом из секторов.)

    К примеру, в верхнем левом секторе (внутренняя сторона индивида) вы встречаетесь со своими непосредственными мыслями, чувствами, ощущениями и т. д. (все описываются терминами от первого лица). Однако если вы смотрите на своё индивидуальное существование со стороны, с точки зрения не субъективного сознавания, но объективной науки, вы обнаружите нейротрансмиттеры, лимбическую систему, новую кору, комплексные молекулярные структуры, клетки, системы органов, ДНК и т. д. — все они описываются объективной терминологией («оно» и «они»). Верхний правый сектор, таким образом, является тем, на что похоже любое событие, если взглянуть на него снаружи. В особенности это касается его физического поведения, материальных компонентов, материи и энергии и его конкретного тела — все из которых являются аспектами, которые можно рассматривать до определённой степени объективным, третьеличным или «оно» способом.

    Это то, как выглядите вы или ваш организм при взгляде снаружи, с позиции «оно»-объективности, состоящей из материи, энергии и объектов; тогда как изнутри вы находите не нейротрансмиттеры, а чувства, не лимбические системы, а сильные желания, не новую кору, но внутреннее видение, не материю-энергию, а сознание, — все они описываются в терминах перволичной непосредственности. Какая из этих точек зрения верна? Согласно интегральному подходу, обе. Это две разных точки зрения на одно и то же событие, а именно — вас. Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь отвергать или отрицать какую-то из этих перспектив. Все четыре сектора должны быть включены во всякое интегральное мировоззрение.

    Продолжим с нашими связями. Отметьте, что всякое «я» находится во взаимоотношении с другими «я», и это значит, что любое «я» состоит во множестве «мы». Эти «мы» представляют не всего лишь индивидуальное, а групповое (или коллективное) сознание, не всего лишь субъективное, а межсубъективное сознавание — или культуру в широчайшем значении этого слова. Данный факт отмечен в нижнем левом секторе. Аналогичным образом, каждое «мы» обладает внешней стороной, или тем, на что оно похоже при взгляде снаружи, и это будет нижним правым сектором. Нижний левый сектор нередко называется культурным измерением (или внутренним сознаванием группы — её мировоззрением, совместными ценностями, чувствами и т. д.), тогда как нижний правый сектор — социальным измерением (или внешними формами и поведенческими актами группы, которые изучаются такими третьеличными науками, как теория систем).

    И вновь следует отметить, что секторы — это просто внутреннее и внешнее индивидуального и коллективного, и мысль состоит в том, что все необходимо включать в рассмотрение четыре сектора, если мы хотим быть настолько интегральными, насколько возможно.

    Теперь мы пришли к тому моменту, когда мы можем начать собирать все компоненты воедино. Основные компоненты, ранее исследованные нами, это состояния, уровни, линии и типы. Давайте начнём с уровней, или стадий.

    Все четыре сектора показывают рост, развитие и эволюцию. Иными словами, все они показывают какие-нибудь стадии, или уровни, развития, — не как жёсткие ступени в лестнице, но как накатывающих и перетекающих волн развёртывания. Это происходит повсюду в естественном мире, подобно тому, как дуб разворачивается из жёлудя через серию стадий роста и развития, или тому, как уссурийский тигр вырастает из оплодотворённой яйцеклетки, становясь взрослым организмом, в последовательности вполне определённых стадий роста и развития. То же самое вполне определённым, важным образом происходит и с людьми. Мы уже видели, как некоторые из таких стадий применимы к людям. В верхнем левом секторе, или «я», например, самость раскрывается от тела к уму и затем к духу. В верхнем правом секторе телесная энергия феноменологически расширяется от грубой к тонкой и затем к причинной. В нижнем левом секторе «мы» расширяется от эгоцентризма к этноцентризму и затем к мироцентризму. Это расширение группового сознавания позволяет социальным системам — в нижнем правом секторе — расшириться от простых групп к более комплексным системам, вроде наций и в конце концов даже к глобальным системам.

    Данная интегральная модель — «все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы» — является простейшей моделью, которая способно управиться со всеми по-настоящему существенными компонентами действительности. Иногда мы просто сокращаем всё это до «всех секторов, всех уровней» — или AQAL, — где секторами, к примеру, являются самость, культура и природа, а уровнями — тело, ум и дух, так что мы говорим, что интегральный подход включает в себя культивирование тела, ума и духа в себе, культуре и природе. Простейший вариант этого изображён на рисунке 6, и если вы получили общее понимание этой иллюстрации, то остальное довольно просто.

    Источник: psylib.ukrweb.net

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий