Наблюдательные китайцы говорили: «вся вселенная помещается в чайнике».
И на то есть причина: ведь, за исключением воды, чай является самым употребляемым напитком на земле. Самым употребляемым — и самым древним: история питья чая людьми насчитывает как минимум пять тысяч лет.
Чай прославляли как исцеляющий напиток и долго применяли как лекарство. Восточный философ и врач Ибн Сина говорил: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет леность».
Мудрецы говорят: «Чай пьют, чтобы забыть шум мира». А вьетнамский учитель Тич Нат Хан советует: «Пей свой чай медленно и с почтением, как если бы он был осью, на которой вращается мир — медленно, ровно, не кидаясь навстречу будущему».
И остается повторить вслед древним: «Чай — это жидкая мудрость».
Говорят, что чай открыл божественный предок китайской нации, Второй Император и Пахарь Духа Шен Нун, который ходил по земле и исследовал свойства всех растений. И жил он в доисторические времена, примерно за пять тысяч лет до сегодняшнего дня.
Знатоки древней мудрости уверяют, что в те времена мы были ближе, чем сейчас, к растительному миру и, сконцентрировавшись, прозорливый человек мог почувствовать — для чего какое растение может быть полезно.
Поначалу чай использовался как целебное питье, снимающее усталость, укрепляющее силы и зрение. Буддийские монахи пили чай, чтобы не засыпать во время медитации; а помедитировав, часто пускались в путешествие — и вместе с монахами чай попал в Корею, Японию и в другие страны этого региона.
К V веку его начали пить все, с поводом и без повода. А к X веку чай стал национальным напитком Китая и — следовательно — предметом торговли.
В Японии чай известен с VII века . Как и почти все остальное, чай туда был завезен из Китая. Считается, что разводить чай в Японии начал монах Сайсе, а массовое разведение собственного чая в Японии связано с личностью мастера Эйсая, который привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзен-буддийском монастыре.
Скоро появились и чисто японские сорта чая; а в XII м веке в Японию из Китая привезли способ изготовления измельченного порошкового чая.
Поначалу это, естественно, был напиток буддистских монахов и дворцовой знати. Потом к питью чая подключились самураи, а за ними уже и вся Япония. В средние века буддийскими монахами была разработана японская чайная церемония — именно она и стал знаменита на весь мир.
Наверное, все слышали о чайной церемонии. В Японии это — именно церемония, а не просто питье чая; особенное действо, превращенное в утонченный ритуал, граничащий с медитацией. В классической книге «Записки о Дзенском Чае» говорится: «Приготовление чая — это полностью Закон Дзэна, средство постижения собственной природы. Заниматься приготовлением чая — это постигать суть бытия».
Немецкий философ Ойген Херригель, много лет изучавший таинства японского мистицизма, пишет: «Чай просветленный пьет не так, как другие. Он пьет так, как будто уже не знает, он пьющий или он напиток; пьет, полностью забыв о себе, отринув себя; пьющий чай един с тем, что он пьет, и то, что он пьет, едино с ним, пьющим — это ни с чем не сравнимая ситуация».
Получается, что питье чая превращается в подобие духовной практики. В японском языке даже появилось особое выражение: говорят — «в этом человеке есть чай» или «в нем совсе нет чая». И японская пословица гласит: «Если в человеке нет чая, он не способен понять красоту и истину».