Надо различать Лилу и Майю. Обе они обозначают космическую игру, в которую неизбежно вовлечено сознание, но при этом у них есть очень тонкое различие.
Обе они суть экстаз, но экстаз экстазу рознь. Есть экстаз как интоксикация, проще говоря, отравления организма вызывающее определённые реакции в мозгу и есть подлинный экстаз Встречи. Внешне они очень похожи – могут быть голоса, чувство полёта, расширения сознания и даже открытия сверхсил – но при этом первый при всей своей яркости ведёт к деградации организма и сознания, а второй -к подлинному духовному пробуждению.
Первый встречается чаще чем второй – и это даже наводит наркологов и психиатров на мысль, что если человек слышит или видит, или чувствует того, что не чувствуют большинство людей, значит их пациент серьёзно болен. Врачей можно понять – однако есть исследования Юнга и Гроффа, которые изучали подобные мистические озарения и их учеников довольно много. Не так много как хотелось бы, но достаточно, чтобы составить оппозицию вульгарному материализму. Я говорю «вульгарному» потому что есть научный материализм, который прост не выходи за рамки того что можно проверит в лабораториях, однако же этого не отрицает, как и не признаёт – и есть материализм вульгарный, который отрицает всё что не может понять и объяснить. Но об этом в другом месте.
Пока вернусь к двум формам экстаза. Обе они похожи, обе порождают необычные переживания –однако же один экстаз ведёт к продвижению, а другой к полной деградации, причём не только в этой жизни но на многие жизни вперёд. Один ведёт в очищению сознания, духовному продвижению и росту, к счастью и процветанию, а другой деградации, психическому распаду личности и полной смерти организма в лучшем случае, а в худшем – к тому, что человек живёт, потеряв разум и всякий человеческий облик. Как же их различить? Сказано в священном писании христиан, Евангелии «по плодам узнает древо: ибо добрый плод от древа доброго, а злой -от древа злого». Вот верная характеристика. Если экстаз ведёт к желанию служить Богу и ближнему, к желанию саморазвития , к умалению своего малого «я», к ощущению того что ты лишь часть целого, к состраданию и любви к каждой твари-то это истинный экстаз, если же он ведёт опьянению своим могуществом, к желанию наслаждений, к желанию подчинить весь мир, разрастанию гордыни и тщеславия -это ложный экстаз, отринь его, ибо он ведёт в бездну. Первый – Лила, второй суть Майа.
И Майа, и Лила это экстаз, это упоение от игры, но это разные игры. В Майе человек будто бы упился вином: он не понимает, кто он на само деле, он не чётко видит мир, он плохо стоит на ногах. Для него закрыто восприятия духовного мира, он потерял чувство всего вечного «Я», того что Юнг называл Самостью, он забыл о свей вечной природе, он нести на ногах -порывы ветра несут его то к одному то к другому. Мирские ветра носят его ум от одно желания к другому, от одной эмоции к другой. Он мечется в погоне за мирским наслаждениями, за наслаждениями этого мира -и от этого он пьянеет ещё больше. Порой он впадет в подобие наркотического ил алкогольного бреда: мысли его становятся не связными, он не понимает где находится, чего хочет, ум его лепечет то одно то другое.
Но Лила – это совершенно друге дело. Играющий в Лилу человек видит своё истинно лицо, он твёрдо стоит на ногах, ясно видит что происходит вокруг, его чувства ему повинуются. Он чётко знает кто он – бессмертная душа, частица Бога(или Богини) . Он вид своё истинное «Я» и видит «Я» иллюзорное. Он различает их и не путает одно с другим. Его ум ясен, он чётко видит свою цель -и вечную, единение с Богом и цели этой жизни. Он чувствует дыхание вечности, мир невидимый для него так же реален и ощутим как и видимый.
Он видит иллюзорность всего, что есть в мире земном, насколько всё это призрачно без Бога и жизни вечной. Но о не впадает в другую крайность – считать что мир земной ничего не стоит и его надо отринуть, так как это тоже Майа. Майа – считать, что мир земной есть единственная реальность, но и майа – считать, что мир земной нереален и пуст. Ибо само представление «мир духовный -мир земной» «это реально-то иллюзорно»-это и есть Майа. Майа – это деление мир на чёрное и белое, отведение тьмы от света, ночи от дня. В реальности существую и тьма и свет¸ и день и ночь, и чёрное и белое. Истина не в том что мы избегаем света отвергаем тьму, но в том что мы их объедением. Мы обедняем свет и тьму, потому что они не подобие гностического Бога тьмы и Бога Света, но как бы мужнина и женщина. И мы должны объединить свет и тьму как мужчину и женщину, чтобы они зачали ребёнка -Бессмертное знание, или, проще говоря, Мудрость, знание об иной природе нашей души.
Знающий Лилу, божественную игру не стремится к свету и не отвергает тьму, но он принимает тьму и свет стремясь чрез них постигнуть что ему хочет сказать его Бог или Богиня. В этому сущность Лилы- видеть за мировыми катастрофами и достижениями только одно, Божественную игру. Тот, кто постиг Лилу, видит во всём Господа, во всём что существует Его лик. Он следует словам Бхагават-Гиты « кто видит Меня во всём, и всё во мне, тот никогда не теряет меня из виду, а Я никогда не теряю его. Именно такой преданный дорог мне». Для такого бхакта -преданного нет ангелов как воинства рая и нет демонов как воинства ада, они не сражаются – но за светом и тьмой он различает своего Господа. Свет для него -правая рука Бога, тьма – левая. Никто же из нас не станет замечать лишь одну руку нашего собеседника, а другую отвергать -почему же мы делаем это с Богом регулярно? Принимая свети и отвергая тьму, мы как бы разрубаем Бога на две части, давя им имена «дьявола» и «ангелов». Мы думаем что «дьявол» и «ангел» ведут бои что они враги, но на деле они скорее муж и жена зачинающие дитя: они могут ссорится и ругаться, но они нуждаются дуг в друге. Именно это и сеть сущность Лилы: понимать, что всё созданное Богом нуждается во всём. Сам Бог нуждается в своём творении. Зачем и почему -разве мы узнаем? Но Богу нужен человек который как зеркало отразит его лик и который станет его товарищем по играм. Таков человек Лилы: он живет здесь, о воздает должное земному ибо телом он сам сын земли -но он никогда до конца в серьёз не принимает происходящее, никогда не отдаст своё сердце земле. О знает, что всё земное скоротечно и разрушаемо а потому не принесет ему счастья, что счастье лишь в Надземном, Внемирном и что всё земное -игра. Если Бог захочет -это мир примет любую форму, подобно тому как меняю свои имена игрушки в игре детей. И бхакт- преданный умеет увидеть за всей изменчивостью форм, за всеми науками, религиями философиями одно -вечную сущность Бога.
И только одно он страстно желает -играть с Богом в игры и поучат от ни удовольствие. В игре важен результат, а потому играющий вправе за хорошую игру ждать вознаграждения, будь это деньги, власть, сверхспособности ил .духовные дары. Но он никогда не ставит получение результата на первое место, ибо для хорошего игрок важнее сама игра, а не результат. Результат то же важен -но чрезмерная концентрация на нём портит всю игру. Поэтому играющий в Лилу концентрируется на самом процессе игры и чрез это общается сами Богом(или Богиней).Игра может быть приятной ил ужасной, она может радовать или печалить -но она всегда остается интересной и захватывающей. Это как фильм: порой смотреть приятно порой отвратительно, но мы досматриваем фильм до конца. Почему? Потому что это дарит нам наслаждение. Так желание должна нам дарить и игра жизни: порой мы радуемся и ликуем порой невыносимо страдаем, но надо помнить одно -всё это входит в игру. Поэтому надо непременно играть с наслаждением. В этом -суть Лилы, Божественной игры.
Евгений Немирской