• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • История астрологии в новое время: 1840-1940 годы

    elenarade 698 Просмотров

    Статья Льюи Гранта «Современное возрождение астрологии», представленная на конференции «Новые религии Америки» в мае 1982 года и опубликованная в книге Льюи Гранта «Астрология для миллионов».

    За годы, прошедшие после завершения Второй мировой войны, оккультные науки пережили возрождение, благодаря чему стали силой, с которой приходится считаться при изучении американской культуры. Ни один аспект этого возрождения не дает всестороннего объяснения успеху астрологии, и цель данного обзора — проследить историю первого века возвращения астрологии с 1840 года (когда в США появились первые современные периодические издания по астрологии) до начала Второй мировой войны.

    Состояние оккультизма в 1800 году едва ли позволяло предсказать возрождение астрологии и других оккультных наук. В Европе к оккультизму проявлялся минимальный интерес. Книги не издавались, практикующих специалистов было трудно найти. Вероятно, основная причина этого упадка оккультизма связана с культурными изменениями, возникшими в период Ренессанса и Реформации и укоренившимися в эпоху Просвещения. Эти течения учили людей сосредоточивать свои усилия на поиске осязаемых объяснений всему происходящему, а не обращаться к более туманным, ориентированным на веру теориям звезд, оккультных сил или воли божества. Такое новое, светское мировоззрение нанесло удар и по вере в сверхъестественное, и по оккультизму. Секуляризм породил экспериментальную науку и технику.

    Однако именно в самый разгар упадка традиционного оккультизма создавалась еще незримая новая форма оккультного мышления. Ее основой стали научные категории Ньютона. Прошло почти целое столетие, прежде чем новый оккультизм, рождением которого можно считать появление трудов Франца Антона Месмера (1733—1815) и Эмануэля Сведенборга (1688—1772), набрал силу и скорость. И лишь в XX веке усилия таких выдающихся оккультистов, как Элифас Леви, Фрэнсис Баррет и Елена Блаватская, принесли первые заметные плоды.

    Хотя возрождение оккультизма началось в Европе, величайшего успеха оно достигло в США. Импульсы набирающего силу британского оккультизма быстро донеслись до Нового Света и усилились в сравнительно свободной среде потомков первых переселенцев. Первой ласточкой стало Движение месмеристов, учеников Месмера, в 30-х годах XIX века, а в следующем десятилетии месмеризм дал рождение спиритизму. Только когда месмеризм достиг пика, а спиритизмом увлеклось целое поколение, стало ясно, что интерес к астрологии вновь проснулся — впервые после завершения колониального периода.

    Воскресение Англии
    Расцвет современного оккультизма ведет свое начало с XVIII века, а популярностью он обязан таким теоретикам, как Сведенборг и Месмер. Их труды образовали новый фундамент для оккультизма и придали ему новый импульс. Особую роль в возрождении астрологии сыграл Месмер, прославившийся преимущественно своими исследованиями в области исцеления магнетизмом и гипнозом. Исследовать методы психического исцеления он начал, исходя из астрологических гипотез, разъясненных в его докторской диссертации.

    В англоязычных странах астрология получила новый импульс в 1816 году благодаря публикации «Полного словаря астрологии» Джеймса Уилсона. Хотя некоторый интерес к астрологии пробудили и более ранние труды Фрэнсиса Баррета и Николаса Кальпеппера, именно популярная и часто переиздававшаяся книга Уилсона обеспечила изголодавшихся по астрологии читателей основными сведениями, необходимыми для составления и толкования гороскопов. Десяток лет спустя Роберт К. Смит (1795—1832), пишущий под псевдонимом Рафаэль, создал издательство, которое существует и поныне. Его первая книга «Учебник астрологии» мгновенно завоевала успех.

    Роберт Кросс Смит – Rafael
    Книга Роберта Кросс Смита – РАФАЭЛЬ. Издание 1825 Лондон.

    Кроме того, он опубликовал эфемериды (книгу таблиц, в которых указывается, какое положение занимают планеты в каждый день года). «Эфемериды Рафаэля» по-прежнему остаются полезным астрологическим пособием. После смерти Смита ряд других астрологов продолжили его дело, пользуясь его псевдонимом. Ими был издан широкий спектр книг, и справочных материалов для тех, кто занимается астрологией. Американцы воскресили астрологию благодаря широкому спектру литературной продукции этих Рафаэлей и еще двух авторов, писавших под псевдонимом Задкиель (Ричарда Джеймса Моррисона и Альфреда Дж. Пирса).

    В 90-х годах XIX века у Рафаэлей и Задкиелей появился неожиданный союзник — Теософское общество, основанное Е.П. Блаватской в Нью-Йорке в 1875 году. Общество быстро пополнилось новыми членами из Великобритании. На рубеже веков оно стало основным орудием, с помощью которого на Запад проникала восточная философия, как индуистская, так и буддистская. Хотя сама основательница общества почти не занималась астрологией, она верила в эту науку и высоко ценила ее.

    В своей первой книге Блаватская отмечает, что будь у нее время подробнее изучить связь астрологии и Каббалы, она «доказала бы, что астрология по праву заслуживает звания науки». Последующие оккультные исследования убедили Блаватскую в том, что «нам придется признать истинность [науки о составлении гороскопов], хотим мы этого или нет». Если помнить о поддержке со стороны Блаватской, неудивительно, что в это самое известное оккультное общество входили астрологи-практики. Первый выдающийся теософ-астролог Уолтер Горн Олд прославился под псевдонимом Сефариал.

    Но несмотря на всю популярность Сефариала, книги которого продолжают переиздаваться до сих пор, его затмил человек, которого Олд сам привел в Теософское общество и посвятил в азы астрологии, — Уильям Фредерик Аллен (1860—1917), более известный под псевдонимом Алан Лео. Олд представил Аллена Блаватской, после чего тот стал убежденным теософом. Аллен основал пользовавшийся шумным успехом «Журнал астролога» («Astrologer’s magazine»), позднее переименованный в «Современную астрологию» («Modern Astrology») и вместе с Олдом в 1896 году создал первое современное астрологическое общество. Вскоре оно было преобразовано в Общество астрологических исследований и сохранилось по сей день в качестве Астрологической ложи Теософского общества. В число его выдающихся членов входили жена Аллена, известная под псевдонимом Бесси Лео, и один из первых британских астрологов, не пользовавшийся псевдонимом, — Чарльз Э.О, Картер.

    Астрология в Америке XIX века
    В отличие от Европы, Америка никогда не забывала об астрологии. Первые переселенцы привезли астрологию в колонии и сохраняли знания о ней на протяжении всего XVIII века. Первыми американскими астрологами были розенкрейцеры во главе с Иоганнесом Кельпиусом (1673—1708), которые создали астрологическую лабораторию и обсерваторию в Уиссахикон-крик, ныне — Джермантаун, Пенсильвания. Помимо всего прочего они помогли исправить и дополнить альманах, который издавал Дэниэл Лидс. В 1698 году одному из лучших астрологов общества, Иоганну Силигу, было поручено составить гороскоп шведской лютеранской церкви в Уисако, Пенсильвания, и определить самую благоприятную дату для начала строительства нового здания. После распада «Капитула совершенства», как называлось общество Кельпиуса, некоторые его члены стали первыми гексмейстерами, чародеями, известными в восточной Пенсильвании.

    Алан Лео (Уильям Фредерик Алан)
    7 августа1860, 05:49, Вестминстер, Англия

    На протяжении многих десятилетий американцы мало знали об астрологии и были вынуждены довольствоваться только сведениями из астрологических альманахов, пока в 3840 году не появилось новое астрологическое издательство Томаса Хейса. Он основал журнал «Астрологический, научный и литературный вестник США» («Hayes United States Horoscope and Scientific and Literary Messenger»), который выходил в течение восьми лет. За ним последовал «Ежемесячный гороскоп» («Monthly Horoscope») Марка Броутона.

    В 1844 году в США из Швеции прибыл К.У. Робек, который, возможно, был первым профессиональным астрологом со времен «Капитула совершенства». Он практиковал в Балтиморе, Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне и утверждал, что за первые девять лет пребывания в стране составил 38 тысяч гороскопов. Он был не просто астрологом, а оккультистом в широком смысле слова. Астрологию он сочетал с хиромантией, ясновидением и магией. Кроме того, он написан первую современную книгу в защиту астрологии (и магии) «Тайны астрологии и чудеса магии», которую опубликовал в 1854 году.

    То, что в XIX веке выдавалось за астрологию, почти ничем не напоминало современную астрологию. К примеру, говорили, что Робек не пользовался ни таблицами эфемерид, ни какой-либо другой литературой по астрологии, кроме распространенного альманаха. Журналист Мортимер Н.Томпсон писал об астрологе, который дал ему астрологическую консультацию, рассмотрев форму его руки, и, отметив ее симметрию, заявил: «Вы родились под двумя планетами — Луной и Марсом. В начале жизни Луна принесла вам немало неприятностей».

    Хотя Робек похвалялся многочисленной клиентурой, его вклад в развитие астрологии был минимальным, и ее перспективы оставались туманными. Только второе поколение американских астрологов, начиная с Люка Денниса Броутона (ум. 1898), сделало первые шаги к нынешнему успеху астрологии. Броутон вырос в семье астрологов. Его дед, врач, с энтузиазмом взялся за изучение астрологии после прочтения «Лекарственных растений» Кальпеппера, где о каждом целебном растении приводились сведения астрологического рода. Его интерес унаследовал отец Люка, который в свою очередь заразил своим увлечением Люка и его братьев. Еще будучи в Англии, брат Люка Марк публиковал альманах и таблицы эфемерид, а после эмиграции в США основал астрологический журнал, заполнивший вакуум, возникший после того, как в 40-х годах XIX века перестали выходить издания Хейса.

    Люк двинулся по стопам остальных членов своей семьи в 1860 году. В этот год в Филадельфии, где он тогда жил, он основал «Ежемесячный справочник по планетам и астрологический журнал Броутона» («Broughton’s Monthly Planet Reader and Astrological Journal»). Три года спустя он перевел редакцию журнала в Нью-Йорк и стал крупнейшим в Америке распространителем британской астрологической литературы, а также наставником следующего поколения американских астрологов.

    Перу самого Броутона принадлежит несколько книг по астрологии. В его «Основах астрологии», опубликованных в год его смерти, подытожены астрологические знания той эпохи. На страницах этой книги читатели могли найти историю астрологии, обзор астрологических теорий, информацию о толковании гороскопов и пространную апологию астрологии — ответ на бурную критику в ее адрес.

    Сефариал  Уолтер Горн Олд   SepharialСефариал Уолтер Горн Олд Sepharial
    Сефариал (Уолтер Горн Олд)
    20 марта 1864, 02:00, Хандсворт, Англия

    За сорок лет деятельности Броутона астрологическое движение претерпело разительные перемены: если в начале карьеры Броутона оно почти не существовало, то к ее концу астрологи имелись во всех крупных городах. В 1860 году Броутон заявил, что ему известны «почти все жители США, имеющие хоть какое-то представление об астрологии. Если в стране и найдется человек двадцать, способных составить гороскоп, то все они окажутся из Франции, Великобритании или Германии». В то время на всей территории США не было ни единого американца или американки, умеющих составлять гороскопы. Но спустя сорок лет Броутон с торжеством отмечал, что положение в корне изменилось: «В настоящее время [1898] астрологию изучают тысячи американцев, среди которых есть подлинные знатоки этой науки».

    Подъем астрологии в 80-х и 90-х годах XIX века не остался незамеченным, и она часто подвергалась нападкам. Броутон взял на себя роль «защитника веры» и при каждой возможности бросался отстаивать зарождающуюся науку. Он выступал против законов, запрещающих свободно практиковать астрологию. В 1886 году он встал на защиту мистера Ромэна, приговоренного к восемнадцати месяцам тюремного заключения за занятия астрологией. Броутон обвинил противников Ромэна в невежестве. Он спрашивал, по какой причине «астрология является единственной существующей наукой или искусством, в которой мнением специалистов всецело пренебрегают, полагаясь исключительно на суждения тех, кто ничего не смыслит в этом вопросе». Броутон вступал в споры с такими разоблачителями астрологии, как Чарльз А. Дана, редактор «Нью-Йорк Сан» («New York Sun»), астроном Ричард А. Проктор и известные энциклопедисты Томас Дик и Уильям и Роберт Чамберсы.

    Кроме того, Броутон считал своим долгом бороться за «чистоту» астрологии и потому ополчался против тех коллег, которых считал несведущими. Он объявил Робека мошенником, который лишь выдавал себя за астролога, но на самом деле ничего не смыслил в этой науке. По утверждению Броутона, Робек не брезговал даже плагиатом и выдал за свое сочинение труд астролога XVII века Джона Гэдбери. Те же обвинения Броутон выдвигал против Хирама Батлера и Элеоноры Керк, называя их книги псевдоастрологическими и утверждая, что тем, кто серьезно изучает астрологию, не следует за них браться.

    Нападки Броутона на коллег позволяют сделать вывод, что в конце XIX века он был далеко не единственным астрологом и преподавателем астрологии. В Бостоне образовался свой круг астрологов, в который входил астроном Джозеф Дж. Далтон, в 1898 году опубликовавший «Американские эфемериды». Кроме того, возникло по меньшей мере три религии, основанные на астрологии. Появление первой из них относится к 1876 году, когда Эмма Хардинг Бриттен опубликовала свою книгу «Магическое искусство» («Art Magic»), куда включила учение оккультного ордена «Братство Света», по ее утверждению, уходящего корнями в историю Древнего Египта. В XIX веке это Братство возглавлял европеец, некий М.Теон. Позднее шотландец Томас Г. Бер-гойн (ум. 1894), прибывший в Америку, собрал вокруг себя группу членов Братства. Он написал ряд уроков для современного Братства, опубликованных под названием «Свет Египта». Братство имело своеобразную структуру. Его возглавляли писец, астролог и провидец. Первым писцом был сам Бергойн, астрологом — Минни Хиггенс, а провидцем — мисс Андерсон. После смерти Хиггенс в 1909 году ее пост занял Элберт Бенджамин, впоследствии ставший одним из самых выдающихся астрологов XX века.

    В первые годы существования «Братства Света» один молодой дровосек по имени Хирам Батлер был вынужден бросить свое ремесло после несчастного случая, в результате которого он потерял несколько пальцев. Батлер стал вести жизнь отшельника в одной из деревень Калифорнии. Его посещали видения, которыми Батлер делился с соседями. Со временем вокруг него собралась группа из двенадцати единомышленников. Объединив свои средства, они перебрались в Эппл-гейт, Калифорния, где создали «Эзотерическое братство». Батлер проповедовал своим последователям учение, которое он именовал эзотерическим христианством. Это была разновидность христианского оккультизма. Астрология являлась неотъемлемой частью религии Батлера, он называл ее «солнечной биологией» — то же название получил впечатляющий труд, изданный в 1887 году. Учение Батлера отличалось от более традиционной астрологии только одним существенным аспектом, но этого было достаточно, чтобы вызвать возмущение всего астрологического сообщества. В попытке применить принципы теории Коперника, или гелиоцентрической теории, Батлер поменял знаки местами, так что человек, родившийся под знаком Весов, в «солнечной биологии» обладал всеми характерными чертами человека, родившегося под знаком Овна согласно более традиционной геоцентрической системе. Теорию Батлера до сих пор отстаивают приверженцы основанного им ордена.

    Гороскоп, Наполеон Бонапарт
    Астрологическая карта императора Наполеона Бонапарта,
    выполнена Фернандо Пессоа или Рафаэлем Baldaya.

    В 1889 году в Чикаго был основан Орден Волхвов (слово «волхв» означает «астролог»). Его создатель, Олни X. Ричмонд, начал заниматься оккультизмом во время гражданской войны, служа в армии. По утверждению самого Ричмонда, весной 1864 года в Нэшвилле, Теннесси, его посетил таинственный незнакомец, назвавшийся членом Ордена Магов — древнего сообщества, процветавшего в Египте тысячи лет назад. Незнакомец назначил Ричмонда своим преемником и посвятил его в тайны некоторых символов и магических заклинаний. В 70-х годах XIX века Ричмонд поселился в Чикаго и встретился с другим членом того же Ордена,- который стал его наставником.

    Мало-помалу Ричмонд собрал общину из тридцати мужчин и женщин, и в 1889 году открыл храм в Чикаго, на Саут-Дивижн-стрит. В следующем году был открыт второй храм в Лансинге, штат Мичиган. Возникновение Ордена Магов и других астрологических религий было лишь отражением подлинного возрождения астрологии и оккультизма в целом, наблюдавшегося в Америке во второй половине XIX века.

    Астрологический универсум
    Астрологи принимали во внимание неуклонно растущее влияние науки, чтобы заинтересовать широкую публику, восхищенную последними техническими достижениями. Все астрологи XIX века придерживались общего принципа: астрология — это наука. Как утверждал Ф.Н.Лаптон, «астрология — точная наука, основанная исключительно на математике. В ней нет места домыслам». Это утверждение фигурировало в первом абзаце почти всех книг по астрологии, опубликованных в XIX веке, и неоднократно повторялось в последующем тексте.

    Подобно другим наукам астрология имела свою специфическую область знания. Астрология изучала природу влияния планет на человеческую жизнь; таким образом, задачей астролога было распознавание, классификация и описание зодиакальных сил и законов, управляющих ими. В большинстве книг по астрологии читателю предлагалось подробное описание свойств каждого знака и планеты, а также их влияния.

    По утверждению астрологов, астрология как наука существовала на протяжении нескольких тысячелетий. Ее истоки восходили к древней Халдее и Египту. Значение астрологии в библейские времена очевидно из многих текстов Ветхого завета; астрологи не раз напоминали читателям, что Новый завет начинается с предсказания халдейских астрологов, увидевших звезду Христа-младенца. Астрология, которая практиковалась в XIX веке, а также известная нам в 80-е годы XX века, и вправду является древней наукой. Одним из ее создателей считают ученого Птолемея (ок.90 — ок. 160 н.э.), автора «Тетрабиблоса» («Четверокнижия»). Практически не развивая собственные теории, астрологи XIX века преимущественно базировались на теории Птолемея и брали сведения о значении знаков и планет из «Тетрабиблоса».

    Продолжая настаивать на том, что астрология является наукой, астрологи отчетливо сознавали ее отличие от других наук. Они называли ее оккультной наукой, подразумевая под этим, что она имеет дело со скрытыми (и духовными) силами Вселенной. Астрологи заявляли, что многовековые наблюдения подтвердили их предположение о том, что движение планет по зодиакальному кругу влияет на человеческую жизнь. Однако им не удавалось точно определить природу этого влияния или взаимосвязь между звездами и Землей. Им приходилось прибегать к помощи эзотерической или оккультной связи.

    Большинство астрологов выдвигали в качестве постулата соответствие событий на Земле и на небе. Бергойн коротко описывал его следующим образом:

    «Астрология представляет собой сочетание двух наук: астрономии и соответствий. Они взаимосвязаны, как кисть руки и перчатка; первая изучает солнца, луны, планеты, звезды и их движение, а вторая — духовное и физическое влияние тех же небесных тел: прежде всего, друг на друга, затем — на Землю и, наконец, на человеческий организм». Хотя этот закон соответствий целиком взят у Эмануэля Сведенборга, он выводится из принципа герметизма «что вверху, то и внизу». Герметизм базируется на вере, что каждый человек — микрокосм во Вселенной (в макрокосме). Движение планет по зодиакальному кругу приводит эти соответствия в действие. Только в XX веке некоторые астрологи отказались от герметического подхода, хотя большинство полагаются на него и по сей день.
    Принадлежа и к миру оккультизма, и к миру пауки, астрология пыталась позаимствовать из обоих все самое ценное. В качестве науки она была такой же современной, как новейший научный журнал, настроенный на волну будущего. В качестве оккультного учения она допускала «религиозные» утверждения о месте человека в мире значений, целей и нравственных принципов. Как минимум, эти утверждения могут уходить не очень далеко от размышлений о сущности жизни, но если делать естественные выводы, то астрология ведет прямо к звездной религии.
    Даже наиболее светские астрологи прекрасно сознавали, что предлагают религиозную альтернативу христианству. Олни Ричмонд провозглашал ненаучной традиционную веру в Создателя, которого он рассматривал как условность, удобную для тех, кто притворяется, будто передает людям «директивы» Всемогущего. «Неопределенное божество и далекие небеса, — говорила Элеонора Керк, — утратили свою притягательность. Животворящий дух вдохнул в тех, кто имеет уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы чувствовать, мысль о наступившей Вечности и о том, что Бог и небеса существуют в душе каждого человека». Бог астрологов представлял собой обезличенную, но грозную силу, принцип порядка и причинной обусловленности. Батлер называл Бога «причиной существования мира».

    Таким образом, астрологи заменили традиционное христианское мировоззрение картиной, включающей Бога, природу и человечество, неразрывно связанные паутиной соотношений. Бога немыслимо представлять в виде кого-то или чего-то, отделенного от человеческих существ. Как утверждал Ф.М. Лаптон, каждый человек наделен душой, дарованной Богом, и «является неотъемлемой частью Великого». Такой монистический подход, занимавший центральное место в астрологической метафизике XIX века, был перенят сообществом оккультистов и стал основным принципом течения, недавно получившего название «нового религиозного сознания».

    XX век, 1900-1920 годы
    XX век начался с того, что яркие вспышки астрологии XIX века стали постепенно угасать. Астрология почувствовала потерю таких лидеров, как Бергойн и Броутон, однако их место быстро заняли астрологи, которым предстояло многократно превзойти достижения своих предшественников.

    Приближение века расцвета астрологии возвестила в буквальном смысле слова огненная вспышка: новым маяком в мире астрологии стала Эванджелина Адамс. Принадлежа к той же семье, которая подарила стране двух президентов, Эванджелина выросла в консервативной атмосфере Эндовера, Массачусетс. Близость к Бостону давала ей возможность поддерживать связи с членами существующего в городе эзотерического сообщества. В это сообщество входили президент Общества психических исследований Уильям Джеймс и несколько ученых, его коллег. Один из них, доктор Дж. Гебер Смит, профессор медицины Бостонского университета, познакомил Эванджелину с азами астрологии и восточных религий, когда она была его пациенткой и ждала, пока срастется сломанная нога. За серьезное изучение восточных религий Эванджелина взялась после встречи с профессором теологии из Эндовера, которого притянули к суду, обвинив в ереси.

    В 1899 году, уже избрав астрологию делом всей жизни, Эванджелина Адамс перебралась в Нью-Йорк и поселилась в отеле «Виндзор». Владелец отеля, мистер Леланд, стал ее первым клиентом. Он обратился к Эванджелине за советом, предчувствуя, что завтрашний день (пятница, 17 марта 1899 года) будет для него неудачным. Составив гороскоп Леланда, Эванджелина Адамс обнаружила в нем «наихудшую из возможных комбинацию планет». Серьезная опасность должна была подстеречь хозяина отеля уже на следующий день. Повторный анализ в пятницу подкрепил предположения Эванджелины. Выйдя из ее номера, Леланд с ужасом обнаружил, что в его фешенебельном отеле вспыхнул пожар.

    В субботу утром, читая в газетах о пожаре, жители Нью-Йорка узнали, что в городе появилась новая знаменитость. Крупным шрифтом на первых полосах газет было напечатано заявление Леланда о том, что Эванджелина Адамс предсказала пожар. Она сразу же стала первой суперзвездой Америки в области астрологии, получила в свое распоряжение целый офис и сделала блестящую карьеру астролога богатых, знаменитых и влиятельных людей. Благодаря такой клиентуре астрология обрела респектабельность. К 1914 году Эванджелина Адамс получила достаточно рычагов влияния, чтобы бросить вызов сомневающимся и нанести удар по предубежденности жителей Нью-Йорка против «предсказаний судьбы, по крайней мере сделанных астрологами».

    В то же время, когда Адамс достигала лидирующего положения среди астрологов Нью-Йорка, одна из учениц Люка Броутона, Кэтрин Х.Томп-сон, стала путеводной звездой бостонцев. В 1901 году она основала чрезвычайно популярное периодическое издание «Сфинкс» («The Sphinx»), которое просуществовало много лет. Несмотря на то, что слава крупнейших центров астрологии досталась Бостону и Нью-Йорку, в Чикаго, известном как один из основных источников оккультизма в Америке, появилась и стала развиваться своя астрологическая община. Самым выдающимся из астрологов Чикаго был профессор Альфред Ф. Сьюард, много лет издававший книги по астрологии, обучавший этому искусству по почте и снискавший славу известнейшего в Америке пропагандиста литературы по астрологии и оккультизму. Такое процветание астрологии на Востоке и Среднем Западе подготовило почву для появления трех новых титанов Западного побережья — Элберта Бенджамина, Макса Хейнделя и Ллевеллина Джорджа.

    Элберт Бенджамин (1882—1951) был членом «Братства Света» в течение девяти лет, прежде чем в 1909 году его вызвала к себе миссис Андерсон, одна из трех руководителей общины. Бенджамина известили о смерти Минни Хиггенс, астролога Братства, и предложили занять ее место. Кроме того, Бенджамину было дано еще одно поручение: подготовить курс занятий по двадцати одной отрасли оккультной науки. В следующем году он согласился занять предложенный пост и взял на себя ответственность за подготовку к занятиям. Следующие пять лет он готовился к выполнению этой задачи. В 1915 году он приступил к обучению членов Братства, а в 1918 году начал читать лекции для широкой публики. Работа над трудом, включающим материалы по 21 занятию, началась в 1914 году и продолжалась в течение последующих двадцати лет. Для этой работы Бенджамин избрал псевдоним К.К. Зейн, чтобы разграничить официальное преподавание в «Братстве Света» и свои прочие многочисленные труды. Из-под его пера вышли серия из двенадцати справочников по астрологии, ряд брошюр и пособий и множество статей, опубликованных в периодических изданиях по астрологии и оккультизму. Кроме того, он регулярно принимал участие в подготовке «Оккультного дайджеста» («The Occult Digest»), который издавался в Чикаго.

    Под руководством Бенджамина «Братство Света» приобрело невиданный размах, у него появились филиалы по всей территории США, международные центры в Англии, Мексике, Канаде и Чили. «Братство» обеспечивало пособиями и советами большую часть новых астрологов.

    Макс Хейндель эмигрировал в США из его родной Германии в 1903 году. Он был сторонником теософии, в 1904—1905 годах возглавлял Лос-Анджелесскую ложу Теософского общества, а также учился у Рудольфа Штайнера. Он утверждал, что во время поездки в Германию в 1907 году ему явился старший брат Ордена розенкрейцеров. Розенкрейцер привел Хейнделя в тайный храм у границы Германии и Богемии и там открыл ему тайны, позднее обнародованные в самом известном труде Хейнделя «Космогоническая концепция розенкрейцеров». В 1908 году Хейндель основал Братство розенкрейцеров в Колумбусе, штат Огайо. За два последующих года филиалы братства возникли в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Портленде и Норт-Якиме (Вашингтон). В 1911 году штаб-квартира братства была переведена в Оушенсайд, Калифорния, где и существует до сих пор.

    Несмотря на то, что Хейндель увлекался широким спектром оккультных наук, астрология была одним из его главных интересов. Вопросы астрологии до сих пор регулярно освещаются в ежемесячнике «Rays of the Rosy Cross» («Лучи розового креста»). Хейндель написал несколько популярных книг по астрологии, которые до сих пор переиздаются и используются не только членами братства, но и широкими кругами любителей астрологии. Братство начало публиковать ежегодные эфемериды и таблицы домов — самые важные справочники для астрологов. Подобно «Братству Света», братство розенкрейцеров стало не только общенациональной, но и международной организацией в первые же десятилетия своего существования.

    Ллевеллин Джордж, Llewellyn George
    Ллевеллин Джордж, 17.08.1876,
    04:18 часов в Суонси, Уэльс

    Но несмотря на всю известность Бенджамина и Хейнделя, их достижения не сравнить с успехом Ллевеллина Джорджа. Он родился в Уэльсе в 1876 году, еще в детстве вместе с семьей переехал в Чикаго, где и вырос. На рубеже веков он перебрался в Портленд, Орегон, и в 1901 году учредил издательство «Ллевеллин» (Llewellyn Publishing Со.) и Портлендскую школу астрологии. В 1906 году было начато издание ежегодной «Книги лунных знаков», до сих пор пользующейся успехом, а два года спустя из печати вышел «Астрологический бюллетень», публикация которого недавно была возобновлена.

    Весомый вклад Ллевеллина Джорджа в развитие астрологии заключается в том, что он неуклонно стремился отделить астрологию от худших проявлений оккультизма. Такие попытки были естественным результатом укрепляющейся связи астрологии с наукой, а также повышения статуса науки в целом.

    Успех Джорджа был достаточно велик, чтобы его издательство, школа и журнал были направлены только на астрологию. Он также преуспел в установлении связи астрологии с последними открытиями естественных наук и отказался от того, чтобы связывать ее исключительно с оккультными учениями. Он приветствовал «научные» эксперименты в сфере астрологии, подтверждавшие истинность конкретных астрологических предположений, и отвергал ошибочное применение астрологии исключительно для предсказания судьбы.

    Наряду с появлением новых светил астрологии первые два десятилетия XX века стали периодом, когда приверженцы восточной философии, особенно индуисты, решили проложить путь в Америку с помощью астрологии. Индуизм в Соединенных Штатах стал набирать силу после появления Свами Вивекананды во Всемирном парламенте религий в Чикаго, в 1893 году, и последующего основания Общества Веданты. В том же десятилетии в США появились и другие пропагандисты индуизма. Наибольшей известностью среди них пользовался У.У. Аткинсон, опубликовавший ряд книг под псевдонимом Свами Рамачарака.

    Чикаго стал центром распространения и индуизма, и астрологии. В каталоге профессора Сьюарда предлагались не только книги по астрологии различного спектра, но и труды Свами Рамачараки, Свами Панчадаси и Свами Бхактавишиты. На другом конце города практиковал Л.У. Лоуренс, объявивший себя учителем индуистской магии и индийского оккультизма, в том числе и астрологии. В Нью-Йорке Бхакти Шива, «благословенный пророк», вел постоянную рубрику в «Нью-Йоркском журнале мистики» («The New York Magazine of Mysteries»), одновременно рекламируя свой труд «Индуистская астрология» («The Hindu Book of Astrology») — вероятно, первую подобную книгу, опубликованную на Западе.

    Астрологи впитали философию индуизма, и индийская астрология стала неотъемлемой частью оккультных знаний. Такие американцы, как ученик Ллевеллина Джорджа Роберт Делюс, пытались распространять индийскую астрологию в популяризованном виде, статьи по этому предмету регулярно появлялись в астрологических журналах. Получив дополнительный импульс со стороны Теософского общества, которое опиралось на философию индийцев, индийский мистицизм начал проникновение в мир оккультизма.

    Экспансия в период между войнами, 1920-г 1940 годы
    Астрология вступила в «бурные двадцатые», имея растущую клиентуру на всей территории США. Однако она еще не стала предметом массового потребления. Это случилось позднее — во время двух десятилетий между Первой и Второй мировыми войнами. До 1920 года большинство книг по астрологии издавалось либо частным образом, либо специализированными издательствами — такими, как «Ллевеллин». Названия крупных издательств значились на титульных листах только двух трудов: «Звезды судьбы» («Stars of Destiny») Кэтрин Тейлор Крэг (И.П. Даттон, 1916) и «Гелиоцентрическая астрология» («Heliocentric astrology») Ярмо Ведры (псевдоним) (Дэвид Маккей, 1910). Крупные издательства обратили внимание на астрологию в 1924 году, когда «Додд, Мид и К.» («Dodd, Mead and Со.») опубликовали первую из четырех основных работ Эванджелины Адамс — «Чаша небес». В том же десятилетии Дж.П. Липпенкотт и «Даблдей» начали выпускать астрологические труды, открывающие широкой публике чудеса астрологии.

    Возвещая расцвет астрологии в 20-х годах XX века, в США появился ряд популярных периодических изданий. Еще до Первой мировой войны некоторые из них пользовались успехом в среде астрологов, но были не в состоянии прорваться в открытую продажу и стать предметом массового спроса. Положение изменилось в 1923 году, когда Пол Дж. Клэнси основал периодическое издание «Американская астрология» («American Astrology»), старейшее из продолжающих выходить до нынешнего времени. На следующий год его примеру последовал Сидни К. Беннетт, более известный под псевдонимом Уинн. Вскоре «Журнал Уинна» («Wynn’s Magazine») появился в газетных киосках рядом с «Американской астрологией», а книги Уинна наводнили рынок популярной астрологической литературой.

    Третий журнал, «Астрологический путеводитель» («Astrology Guide»), начал выходить в 1937 году, а вместе с ним общественности стало известно имя Дэла Ли. Ли до сих пор остается одним из выдающихся астрологов-писателей. Через несколько лет он основал «Ваш личный астрологический журнал» («Your Personal Astrology Magazine») и «Астрологический ежегодник» («Astrology Yearbook»). Все они публиковались издательством «Astro Distributing Corporation».

    Грант Льюи, астролог, Grant Lewi
    Грант Льюи, 8 июня 1902, 08:30 ,
    Олбани, штат Нью-Йорк, США

    В 30-х годах XX века появились также издания «Звезды и планеты» («Stars and Planets»), «Всемирный астрологический журнал» («World Astrology Magazine») и «Современная астрология» («Today’s Astrology»). С возникновением пользующихся успехом астрологических журналов впервые образовалась группа астрологов, которые были обязаны своей известностью как умением составлять и толковать гороскопы, так и своим литературным и редакторским навыкам. В 30—40-х годах самым известным представителем этого нового племени был Грант Льюи (1902—1951). Льюи работал в редакции «Американская астрология» («American Astrology»), но вскоре его переманили в издательство «Dell», где он начал редактировать журнал «Гороскоп». Благодаря ему «Гороскоп» («Horoscope») стал самым известным периодическим изданием по астрологии. Проработав в издательстве «Dell» около двенадцати лет, Льюи основал свой собственный журнал «Астролог» («The Astrologer»). Не прекращая редакторскую деятельность, Льюи сумел написать две самые известные книги по астрологии, какие когда-либо появлялись в США, — «Что известно небесам» (1935) и «Астрология для миллионов» (1940) — та самая книга, которая сейчас перед вами. Основой обоих трудов стал тот простой и популярный подход к астрологии, благодаря которому у Льюи появилось столько последователей среди широкой публики.

    Несмотря на то, что несколько астрологических обществ образовались еще до 1920 года, первые крупные и многочисленные организации возникли только после Первой мировой войны. Группа астрологов из Новой Англии около 1909 года создала Национальное астрологическое общество и начала издавать журнал «Пророчество» («Prophecy»), выходивший раз в два месяца. Деятельность этой группы была ограничена ее связью с Универсальной церковью Водолея и оккультной религией этой церкви. В 1916 году в Нью-Йорке возникла Американская астрологическая академия. В эту академию входило несколько выдающихся астрологов, в том числе ее президент Джон Хейзлригг, однако в ней не могло быть более 30 членов. Академия просуществовала всего несколько лет.

    В 1923 году Ллевеллин Джордж и А.З. Стивенсон основали Американское астрологическое общество, а спустя четыре года Джордж участвовал в создании Национального астрологического общества. В том же году группа нью-йоркских астрологов образовала Гильдию астрологов, из которой выросла Гильдия астрологов Америки. Различные общенациональные и региональные организации способствовали возникновению множества местных групп, в том числе Оклендского астрологического общества, основанного в 1925 году, и общества «Друзья астрологии», созданного в Чикаго в 1938 году. Эти события привели к образованию Американской федерации астрологов (АФА) в 1938 году. Будучи самой престижной из астрологических организаций, АФА способствовала распространению профессионализма в этой сфере и создала благоприятный имидж членам федерации в глазах общественности.

    В 20-х и 30-х годах XX века продолжали возникать оккультные общества, в учении которых астрология занимала центральное или ключевое место. Макс Хейндель из Братства розенкрейцеров публиковал свои главные астрологические труды; творчество Элберта Бенджамина достигло пика — он и продолжал преподавать в «Церкви света», и издавал книги по астрологии. Третье оккультное общество, Универсальная церковь Водолея, возникшее незадолго до Первой мировой войны, заметно разрослось и помимо центра в Новой Англии включало филиалы в Детройте, Чикаго, Толедо, Спокане, Лос-Анджелесе, Милуоки и нескольких городах за пределами США. Вероятно, самым процветающим его филиалом был первый храм и колледж астрологии. Этот храм возник на юге Калифорнии и издавал свой собственный журнал «Национальный астрологический бюллетень» («National Astrological Bulletin»).

    В 20-х годах XX века впервые проявилось влияние двух самых известных учителей оккультизма — Мэнли Палмера Холла и Марка Эдмунда Джонса. Молодой знаток оккультных наук, Холл в 20-х годах возглавил «Церковь народа» в Лос-Анджелесе. Холл увлекался всем спектром оккультных наук — от восточного мистицизма до магии и астрологии. Он внес существенный вклад в каждую из них. Литературное творчество Холла отличалось необычайно высоким для оккультиста уровнем. Благодаря отличному образованию он внес в оккультизм более весомый вклад, чем кто-либо из его современников. Кроме того, Холл основал большую библиотеку литературы по оккультизму, в настоящее время находящуюся в помещении Философского исследовательского общества в Лос-Анджелесе, которое в 1934 году стало преемником «Церкви народа». В течение многих лет имя Холла постоянно мелькало в статьях по астрологии, он стал автором нескольких классических трудов в этой области.

    Марк Эдмунд Джонс был одним из первых последователей Холла. Подобно Холлу, Джонс имел прекрасное образование: он получил степень доктора философии в Колумбийском университете. В 1922 году Джонс основал Сабианскую ассамблею, первыми членами которой стали его ученики, которым он преподавал астрологию в Нью-Йорке. От оккультизма в целом Джонс перешел к более глубоким занятиям Каббалой и астрологией. Это общество имело структуру рабочей группы, его члены помогали Джонсу в оккультных исследованиях. Хотя число членов общества не превышало несколько сотен человек, посредством книг Джонса Сабианс-кая ассамблея оказала заметное влияние на астрологию. Сам Джонс стал наставником многих астрологов, никогда не входивших в ассамблею.

    Марк Джонс, астролог
    Марк Джонс, астролог, 01.10.1888,
    08:37 в Сент-Луис, Миссури, США

    Третьей оккультной организацией, способствовавшей расцвету астрологии, была Антропософская лига розенкрейцеров, основанная в 1933 году в Сан-Франциско С.Р. Парчментом. Учение Парч-мента опиралось преимущественно на западные оккультные традиции, масонство и алхимию, но включало и идеи восточного оккультизма, такие, как вегетарианство. Внушительный труд Парчмен-та «Светская и духовная астрология» («Astrology: Mundane and Spiritual») сразу получил признание в среде астрологов и с тех пор не раз переиздавался Американской федерацией астрологов.

    Популярность астрологии заметно возросла после Второй мировой войны. Оставалось сделать всего один шаг, чтобы достигнуть нынешнего уровня популярности, в частности появления гороскопов солнечных знаков в большинстве ежедневных газет. С самого начала века астрологи пытались прорваться в массовую печать. Время от времени Сефариал публиковал в газетах предсказания, но эта затея кончилась плачевно и для него самого, и для дела астрологии. Только в 1930 году в одной из газет Великобритании появилась удачная рубрика, которую вел Ф.А.Х. Нейлор*. Британское правительство прикрыло ее в 1942 году, когда Англия начала применять астрологию в разведывательской деятельности против Гитлера. После войны газеты по обе стороны Атлантического океана начали публиковать астрологические прогнозы, которые быстро приобрели популярность у читателей.

    * Здесь автор введения путает Ричарда Гарольда Нейлора, действительного автора этой газетной рубрики, с его женой Филлис Айрин Ханной Нейлор, написавшей популярную книгу по истории астрологии. — Прим. ред.

    После завершения Второй мировой войны астрология приобрела вид зрелого и популярного общественного течения. Издатели газет обнаружили, что ежедневная публикация гороскопов по солнечным знакам существенно повышает уровень продаж. Владельцы издательств признали, что книги по астрологии входят в число бестселлеров, а хозяева магазинов стали выставлять астрологические брошюры возле касс рядом со сладостями, бритвенными лезвиями и программами телепередач. Производители ювелирных изделий, одежды и посуды стали широко пользоваться астрологическими мотивами для украшения своей продукции.

    Проникновение астрологии в культурную жизнь способствовало расцвету, который было невозможно представить себе в предшествующие десятилетия, когда астрология всего лишь боролась за существование. Многие ученые продолжали опровергать основные постулаты астрологии, а отдельные ее противники вкупе с Комитетом научных исследований мнимо паранормальных явлений (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, CSICOP) настойчиво проводили кампанию по разоблачению астрологии. Но все попытки развенчать астрологию не приносили ощутимого успеха в обществе, где большинство бесед начиналось с вопроса: «Кто вы по знаку Зодиака?»

    Современной астрологии в США придали своеобразный характер два важных течения. Во-первых, астрология распалась на ряд конкурирующих и часто конфликтующих систем. Эти системы стали ответом астрологов на появление новых идей, а также попыткой обойти давние затруднения, с которыми сталкивалась теоретическая и практическая астрология.

    Дейн Радьяр. Dane Rudhyar
    Дейн Радьяр. 23.03.1895,
    01:00, Париж

    Дейн Радьяр (1895—1985) разработал систему, которую он именовал гармонической астрологией. Ныне она носит название гуманистической астрологии и пользуется наибольшей популярностью. Радьяр был страстно увлечен восточной метафизикой, теософией и учением Элис Бейли, а также оккультными теориями психиатра Карла Юнга. В то же время Радьяру не давали покоя сомнительный в психологическом отношении анализ злых и добрых показателей в индивидуальных гороскопах и зачастую безответственные предсказания традиционной астрологии. В ответ на все это в 60-х годах он основал Международную комиссию по гуманистической астрологии, с помощью которой пытался ориентировать астрологию на возможности отдельно взятого человека и подвести под практическую науку прочную философскую и психологическую базу.

    Специалисты с более аналитическим и математическим складом ума обратились к ураничес-кой астрологии, пришедшей из Германии, где она была разработана Альфредом Витте. Урани-ческая астрология искала новые способы представления и толкования гороскопов с целью получения более точных выводов. В ней применялось много дополнительных вычислений, самым характерным из которых было вычисление положения мидпойнтов — точек посередине между планетами, восприимчивых к влиянию аспектов и транзитов.

    Гуманистическая и ураническая астрология — всего лишь две наиболее известные разновидности традиционной астрологии. В 80-х годах, в то время как новые системы продолжали возникать, в среде сторонников «нью-эйдж» возникло движение, стремящееся к объединению. Оно дает нам представление об эпохе Водолея, во время которой различные конфликты, в том числе и соперничество астрологических систем, будут разрешены.

    Появление разных астрологических систем совпало с еще одной значительной тенденцией — новой попыткой увязать астрологию с наукой. Степень успеха этого начинания предсказали знаменитые «Доводы против астрологии», опубликованные CSICOP в середине 70-х годов.

    На протяжении всего XX столетия астрологи искали специфические научные открытия, которые подкрепили бы их веру во влияние небесных тел. Поначалу найти очевидные доказательства не удавалось, если не считать регулярных смен времен года и чередования приливов и отливов. Затем в середине XX века эффектное обоснование было получено в результате изучения биологических ритмов. Эксперименты Фрэнка А.Брауна, проведенные в Северо-западном университете, продемонстрировали воздействие небесных тел на растительные и животные организмы и привлекли внимание астрологов к результатам исследований естественных ритмов, проведенных другими учеными.

    Мишель Гоклен, Gauquelin_Michel
    Мишель Гоклен,
    13 ноября 1928, 22:15, Париж,Франция

    Еще более эффектным было продемонстрированное Мишелем Гокленом совпадение астрологических показателей для людей определенных занятий. Он обнаружил, что конкретные планеты часто оказываются на асценденте и середине неба в обширном количестве гороскопов выдающихся представителей различных тестируемых групп — ученых, военачальников, спортсменов, врачей и музыкантов. Несмотря на то, что Гокленом было представлено немало данных, говорящих против традиционной астрологии, внимание привлекли только позитивные результаты. Группа разоблачителей из CSICOP предприняла попытку проверить результаты, полученные Гокленом, чтобы выявить в них ошибки. Не найдя никаких упущений, противники астрологии опубликовали измененные результаты и фальсифицировали итоги своей проверки. Несмотря на огласку, которую получили находки

    Гоклена, и на результаты проверки основных астрологических постулатов, не было предпринято никакой попытки пересмотреть теорию астрологии и включить в нее открытия Гоклена.

    Самая успешная попытка объединить астрологию и науку совпала по времени с появлением персонального компьютера. Математический фундамент астрологии и скрупулезность, которой требует составление точных гороскопов, сделали компьютер настоящей находкой в этой сфере. Как только в продаже появились маленькие домашние компьютеры, началась разработка астрологических программ. Следом появились компьютеры, специально предназначенные для составления гороскопов.

    Заключение
    Я осветил основные этапы развития астрологии — с того момента, когда она была достоянием элиты, и вплоть до нашего времени, когда она заняла положение одного из важнейших феноменов популярной культуры. Эта обширная область до сих пор осталась малоизученной. Враждебность научных кругов по отношению к астрологии в XX веке внесла свой вклад в повсеместное отсутствие интереса к тайне успеха астрологии, а также другой оккультной деятельности. Многие историки, рассматривая астрологию как рудимент древних суеверий, с развитием научного прогресса попросту забыли о ней, не видя необходимости тратить время на изучение ее истории.

    Только в 70-х годах XX века несколько ученых обнаружили, что астрология, подобно религии, не умирает, а, напротив, процветает. Она стала неотъемлемой частью возрождения оккультных наук, наблюдаемого в течение последнего столетия. Это возрождение заставило группу озлобленных пророков возобновить словесные атаки и попытаться понять, чем вызвана притягательность оккультизма в «просвещенный век науки». Расцвет астрологии стал еще одним доводом против представлений о мире, который неуклонно движется к просвещенной, научно подкованной утопии, где нет места религии.

    Каким образом астрологии удается процветать, если ее сторонники до сих пор только стремятся узаконить свое занятие, добиваются профессионализма, признания и положения в обществе?

    Взращивая любовь к науке и потребность в ней, мы не предусмотрели возможность непосредственного участия публики в этом процессе. Популярность астрологии частично можно приписать создаваемому ею облику науки. Она предлагает участие в деятельности научного сообщества, пусть даже в сфере оккультизма. Вероятно, самый важный вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что, концентрируясь лишь на дебатах об «истинности» притязаний астрологии, об их научной достоверности, мы упустим более значительные для культуры, общества и науки истины, подтверждаемые астрологией. Будущее астрологии мало зависит от подтверждения или фальсификации ее постулатов, а неспособность научного сообщества наладить диалог с астрологией или упорядочить ее практику говорит многое и о том, и о другом. Сразу возникает по меньшей мере одна, хотя и весьма умозрительная, гипотеза: неужели астрология существует как популярное движение протеста, отстаивающее права широкой публики на участие в самом драгоценном вкладе в культуру, на возможность постичь ускользающую реальность, называемую наукой? Возможно, практикуя астрологию, мы требуем осуществления своих прав, независимо от того, есть ли у нас официальные академические рекомендации, жаждем возможности исследовать, открывать и вносить свой вклад в сокровищницу знаний.

    Сосредоточившись на современных спорах между астрологами и сторонниками веры в науку, мы склонны упускать из виду союз двух тех же самых групп, существовавший в прошлом веке, их совместное противостояние «донаучным» религиям, отвергающим науку и научную мысль в пользу религиозной жизни, которую некоторые называли духовной или целостной. Сегодня астрология объединяется с возникающими оккультными учениями, представляя собой альтернативу и узконаучному мировоззрению, которое ограничивает свою сферу деятельности эмпирически видимым и рациональным, и «ненаучному» подходу «богооткровенных» религий.

    Сейчас, в 80-х годах XX века, астрология не выказывает никаких признаков отмирания: напротив, она продолжает развиваться и распространяться. Игнорировать такой феномен можно только на свой страх и риск. Астрология имеет значение как популярное социальное движение, существование которого невозможно отрицать.

    Льюи Грант «Современное возрождение астрологии», 1982г. из книги «Астрология для миллионов».
    Воспроизводится по русскому изданию книги: КРОН-ПРЕСС, М. 2000 г.

    http://astronavigator.blogspot.com/

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий