Итак, вы практикуете йогу. Классическую йогу. Именно то, что принято называть «аштанга-йога» или (реже) «раджа-йога». Это значит, что вы методично, шаг за шагом, осваиваете все восемь ступеней йогического мастерства, определённых ещё Патанджали в его «Йога-сутре». Описанию этих ступеней и посвящён предлагаемый вам цикл статей. Сегодня настала очередь шестой ступени, именуемой дхарана. На практике лишь немногие доходят до этой ступени, прочно застревая на этапе выполнения асан в совокупности с пранаямами и считая это вполне достаточным. Ошибочность такой установки состоит в том, что достижение подлинной гармонии тела и ума, которое и является целью практики йоги, возможно лишь при добросовестном освоении всех её ступеней. И ничего невозможного (а тем более, лишнего!) в них нет. Здесь каждая последующая ступень является вполне логичным следствием предыдущей. Единственное, что вам нужно – так это упорство и целеустремлённость. Но если вы уже освоили хотя бы первые две ступени, именуемые яма и нияма, то эти качества у вас, по определению, уже есть.
Так что же представляет собой дхарана? В чём её важность и необходимость? Какое место она занимает в ряду повседневной практики йоги? Давайте попробуем разобраться. И поверьте на слово, ничего сложного и сверхъестественного здесь нет. Итак…
Что такое дхарана?
Когда выполнение асан уже укрепило ваше тело, пранаяма приучила ум к спокойствию и наполнила вас энергией, а пратьяхара помогла взять под контроль собственные чувства, вы уже готовы к следующему этапу практики, целиком и полностью направленному на работу с умом. До полного успокоения ума, его остановки и выхода за пределы его искусственной обособленности вам следует освоить простейшие механизмы контроля ума. На Востоке недисциплинированный ум часто сравнивают с обезьяной, которая постоянно скачет с ветки на ветку, беспорядочно хватается то за одно, то за другое, не в состоянии сосредоточиться на чём-то конкретно. Для дрессировки этой обезьяны издавна применяются различные методы. Дхарана – второй из них, следующий за пратьяхарой.
Дхарана – это полная, тотальная концентрация ума на какой-либо одной мысли, образе или материальном объекте. Если во время выполнения пратьяхары вы научились контролировать свои чувства (индрии, к которым, как уже писалось ранее, принято относить и ум), удалять их от объектов чувственного восприятия, то на стадии дхараны вы достигнете полной концентрации ума на каком-либо одном объекте, что само по себе уже достаточно сложно. Можно сказать, что дхарана – это первичная стадия медитации, пока ещё неполная и несовершенная, при которой бурный поток мыслей останавливается и уделяется внимание лишь одному объекту. Или, если продолжать вышеупомянутую аналогию, можно было бы сказать так: ваша обезьяна ещё не спит, но уже не скачет по веткам; она не хватает в свои лапы множество предметов, а зачарованно рассматривает всего один, при этом совершенно забывая о себе.
Практика дхараны
Согласно многочисленным канонам, тотальная фиксация сознания на каком-либо внешнем объекте, мысли, образе в течении, как минимум, двенадцати секунд – уже есть дхарана. Соответственно, двенадцать таких дхаран, следующих непрерывно – это дхьяна, а двенадцать дхьян – самадхи. Впрочем, к этому ещё нужно прийти.
Все тонкости и нюансы выполнения дхараны вам, несомненно, сможет грамотно и доступно изложить ваш учитель йоги. Достаточно лишь знать, что объектом концентрации здесь могут быть: сердце, трикути (центр сознания, помещаемый между бровей), макушка головы (сахасрара-чакра), кончик носа, пупок, звук собственного дыхания. Также концентрация может производиться на изображении или мысленном образе Учителя, святого, божества или ишта-девата (личного божества). Кроме того, существуют традиции концентрации на янтре (мандале), на звуке мантры, на различных предметах (например, кристалл, цветок лотоса, луна или пламя свечи).
Важный момент! Вопреки устоявшемуся ошибочному мнению, для христиан практика дхараны вовсе не противопоказана, ибо не несёт в своей сути чего-либо «языческого» или «идоломолитвенного»! Христиане, православные в том числе, объектом концентрации могут избрать распятие, огонь лампады под образами, образ Спасителя или Пресвятой Богородицы. Ведь при выполнении этой практики объект концентрации не особо важен. Главное, чтобы он вызывал у вас позитивные чувства и настраивал на долгое, максимально сосредоточенное созерцание.
Как бы то ни было, освоив технику дхараны, вы продвинетесь ещё на один шаг по пути к гармонии и совершенству, по пути к окончательному Освобождению, самадхи – высочайшей из восьми ступеней йоги. До этой стадии вам остаётся сделать всего два шага, подняться всего-то на две ступени… но это, как правило, оказывается самым трудным для большинства практикующих. Почему? Об этом мы с вами поговорим в заключительных статьях этого цикла, повествующих о дхьяне и самадхи. А пока хотелось бы пожелать вам чистоты устремлений и упорства в практике. Так или иначе, мы на верном пути!
ОМ ТАТ САТ
Автор: Максим Охрименко
Максим, не путайте пожалуйста. Аштанга-йога не делится на “ступени”. Все восемь частей практикуются одновременно! Йога интегральная наука.
Максим, не путайте пожалуйста. Аштанга-йога не делится на “ступени”. Все восемь частей практикуются одновременно! Йога интегральная наука.