По материалам экспедиций в Эквадор и Перу в 2002-2003 и 2003-2004 гг.
Юлия ОбрегонЦветкова
Встречи с шаманами.
Шаман проводник. Ключевое звено во встрече с силой, поддерживающий и направляющий импульс.
Шаман несёт собой дух. Дух, не очерченный конкретным проявлением. Дух – сила, которая поддерживает во всех пластах, когда мы принимаем её в себя и доверяемся ей – она забирает нас полностью. В этом мощном потоке энергий, которыми движешься, естественно стирается маленькое “я” и масштабность его значимости, тогда человек вступает в целостное движение. Нечто бесконечно большее, открытое, свободное, в движении которого теряется всё мелкое, ненужное, замедляющее, взрывает нас. Это полное погружение и переход в Иное; для человека – иное качество внимания, в иное видение мира, иное самопроживание.
В западном мире под понятием “шаман” люди ещё часто представляют отсталого и суеверного человека. Однако, чтобы стать шаманом нужно иметь способности далеко выше средних, а точнее сверхспособности, особое дарование. С другой стороны, сам путь шамана ведет к появлению сверхспособностей. Шаман является духовным лидером и без сомнения самым интересным и способным человеком в племени.
Если искать термин в современной культуре наиболее подходящий к шаману, это – прогрессивность. Всесторонняя прогрессивность. В представлениях некоторых индейцев шаман может все и может быть всем. И это недалеко от истины: благодаря своему жизненному пути, на котором не малое значение имеют вхождения в расширенные состояния сознания, он часто имеет разные феноменальные способности, которые помогают ему во всех областях жизни. Это может быть феноменальная память, сверхбыстрая способность восприятия больших информационных объемов, гибкий ум, смотрящий насквозь, способный сразу выделять сущностное, видеть причину. Это позволяет ему быстрое обучение во всевозможных областях, уже освоенных человеком и проникновение в такие сферы, которые закрыты от стандартно настроенного ума людей современной цивилизации.
В сфере наших интересов: встречи со многими шаманами, опробование разной аяхуаски, Сан Педро и других “растений силы”, растущих в джунглях и горах Южной Америки. Нам интересно исследование многомерности традиции амазонских и андских шаманов, в меньшей степени – этнологического и культурологического аспектов. В регионе Амазонии, возможно, самое несложное, не нагроможденное мифологическое видение мира. В этом регионе планеты – самая высокая концентрация народов и племён, живущих в своём естественном эволюционном ритме. Здесь люди и природа – «неразделённое» целое, люди находятся в естественном энергообмене с матрицей природы и через неё подключены к космосу. Они – «дети» солнца, воды, луны, земли – на самом глубоком уровне.
****
Мы ищем встречи с шаманами, живущими как можно дальше от цивилизации и минимально с ней соприкоснувшимися. Именно тогда их канал минимально определён конкретными образными и словесными формулировками, а значит, русло движения, предоставляемое ими, не сковано ограничивающими определениями и даёт возможности максимального раскрытия и использования безграничных возможностей сознания.
Мы встретили таких шаманов, они живут уже за границей цивилизации. Их дом, их жизнь – это джунгли.
****
Шаман Амазонии не очерчивает контуры движения, его система – полый объём, готовый принять в буквальном смысле всё. Его чудеса – в прямом подключении, его лечение – в тонкой чувствительности. Он встречается с силой – открыто и свободно принимая встречу, отсутствуя в этом как «личность».
Шаман пребывает в ином восприятии мира: в целостном и спокойном состоянии, смотрит на мир, вещи и явления его наполняющие, без предопределения и своего мнения. Его состояние – беспристрастность и непривязанность.
Он делится знанием, не имея внутренних ограничений, предпочтений, он воспринимает и передаёт энергию и информацию напрямую, без обусловленности, тем, чем она является в своей сути.
Шаман знает каждое растущее существо в его “саду”. Какое лечит, какое отравляет – каждое растение для него как отражение живой сущности, джунглей. Он смотрит в жизнь как в зеркало, джунгли содержат ответы, для него они отражают реальность во множестве проявлений.
Вступить в интеракцию с таким существом – невероятно интересное действие. Он рассказывает о джунглях как о своём большом многоликом друге и советчике.
– Для меня, – говорит он, – джунгли это радость.
Ему интересно и как другие существа проживают джунгли и себя в них.
****
Чем “глубже” живёт шаман, тем меньше он определяет в трипе аяхуаски, Сан Педро, других растений «картину и действие». Как проводник он выводит человека в приграничную зону, в понятных словах и доступных образах даёт некоторые «зацепки», позволяющие сознанию человека сориентироваться в предстоящем путешествии, быть готовым встретить нечто неизвестное, распознать то, что поможет ему продвинуться в глубину этого нового. Чтобы человек не испугался чего-то незнакомого, непонятного, а значит, не отступил, не спрятался в скорлупу известного, смог преодолеть притяжение центра привычного и выйти на иные позиции видения. Его “инструкции” как карта, помогают во время действия аяхуаски, при этом оставляя пространство восприятия свободным. Они приготавливают к встрече, но что человек встретит – это его трип.
Шаман работает как гид в иные состояния сознания, создаёт и поддерживает энергетическое и ведёт в информационном поле.
****
Встреча с шаманом всегда учит. Чему? Встрече с силой. Открытости и приятию любого проявления мира. Пребыванию в «безличном» состоянии.
Всегда такая встреча – это отражение вас. Возможно, шаман прямо сам скажет вам что-то, что видит в вас, что-то, что вам необходимо, какие-то советы. Вероятнее всего, ваше взаимодействие с шаманом сразу переведёт вас в реальность мифа и символического понимания и, одновременно, прямого видения и полного осознания.
Встреча с шаманом – это всегда диалог, не только на вербальном уровне, в обмене словами, но и любое действие его и ваше – это реплики разговора встретившихся сознаний.
На словах рассматриваются поверхностные пласты: вы спрашиваете, он что-то объясняет. Но так же и каждое действие вашего взаимодействия – это отражение разных пластов вашей жизни. Ваши запросы в жизни к себе и окружающему пространству, существам, уровень ожиданий, устойчивость картины мира – всё становится вопросом перепроверки, но не в абстракциях и моделях, а в непосредственной интеракции. Шаман, как зеркало и общение с ним – это обращёние к раскрытию основ, с которым непосредственно работает он и демонстрирует вам. Как вы общаетесь, взаимодействуете с другими? Какие позиции приняли вы и дали ему – отражают ваши отношения с миром. Если за шаманом человек признаёт статус авторитета, тот всегда это интуитивно чувствует и в своём поведении специфически соответствует такому отношению. “Истинный” шаман не имеет чувства собственной важности, и поэтому его действия не исходят из него как личности – он отзеркаливает глубинные ожидания и запросы человека. Шаман не вступает ни в противодействие с «я», ни в его поддержку, он только показывает человеку объём, из которого тот живёт и действует.
Чувствуя внутренний запрос человека на потрясение, на расширение имеющихся границ, на необходимость помощи для пробуждения – шаман спонтанно и полно включается в этот процесс. Его поведение может стать для нас совершенно не понятным, взрывающим наше ежедневное понимание. Его реакции становятся катализаторами невероятных реакций в нас. Если оставаться на прежних позициях привычного для себя состояния, человек оказывается в конфронтации с тупиком границ привычного себя и всё происходящее вокруг теряет смысл, ценность, он дезориентирован и занят поддержанием себя в знакомой целостности. Если человек сможет открыться волне изменения и отстраниться от внутренней привязанности к привычному, известному себе, начинается изменение: расширение границ, новые понимания и осознавания. Вступая в диалог с шаманом, аяхуаской или Сан Педро, джунглями или горами, человек входит в иную интенсивность пребывания в реальности, в новый объём существования.
****
Возможно ли уместить знания и умения шамана в “теорию и практику”? – разделение, с которым привык оперировать современный человек.
Понятие «практика» вмещает в себя проход определённой директорией к определённому состоянию, описание которого мы имеем. Главная “практика” шамана – это безличное следование чувствительности: проводить сквозь себя энергии в мир во всевозможных проявлениях, каких он не выбирает. Его действия исходят не из анализа. Он будто «знает» до глубины и, исходя из этой глубины, отвечает вам. Он подключён на скрытые, не явные объёмы мира. И демонстрирует их своим поведением.
“Практиковать шаманизм” – это стать чувствительным, стать полым, пустым – чтобы принимать в себя любые потоки и энергии. Это значит перестать исходить из себя, своего центра и его опыта, знания – для того, чтобы проводить, трансформировать приходящую информацию без искажений далее в мир. Это значит стать беспристрастным, по-настоящему не имеющим собственного отношения к происходящему, проходящему через тебя. Это значит стать спонтанным, без ограничений, накладываемых на нас нашим «я», открытым – и встретить любое иное.
****
В Эквадоре мы работаем с несколькими шаманами крупных индейских племён Кичуа и Шуаров, населяющих горные и низинные джунгли центрального и южного Эквадора.
Все они живут в джунглях на своих территориях и не имеют интенсивного контакта с цивилизацией.
Одна из них – женщина-шаманка, что встречается очень редко в традиции амазонских шаманов.
Все они не придают большого значения внешней атрибутике ритуала и настроены на ключевое в работе с аяхуаской. Они являются прямыми посредниками между миром, джунглями и людьми, осуществляя энергетическую поддержку участников сессии и настройку на сущностные аспекты, которые человеку необходимо рассмотреть с помощью аяхуаски.
Об этих существах сложно говорить, потому что их подключение осуществляется не посредством слов, но напрямую к главному. Их действие, их работа – реально ощущаемая поддержка в трипе, в движении, в понимании.
Шаманы, с которыми мы работаем, сотрудничают с нами, потому что им интересен опыт работы с белыми людьми, им интересен эксперимент сознания.
Аяхуаска, которую они варят (разными способами) по-разному сильная, но работать с ней интересно, а главное – эффективно.
Все сессии проходят на территории шамана, на “чакре”, в его доме, где его энергетическая поддержка максимальна, в связи со своим местом, с джунглями, либо в “местах силы”.
В их молчании – глубокая мудрость. Во взгляде – знание. В движении – понимание. Радость и покой – во всём существе.