Мы интуитивно чувствуем, что каждый из нас в какой-то степени прав, и что человек не может ошибаться на 100%. Но как понять, насколько мы правы? Кто-то прав больше, кто-то меньше – как увидеть эту разницу? Интегральная теория – это попытка ответить на данный вопрос.
Известная китайская поговорка «Дай вам Бог жить в интересные времена», без сомнения, сбывается в наше время. Впервые в истории человечества мы получили доступ ко всей мировой мудрости, размышлениям святых, мудрецов и ученых разных эпох. И этот доступ экспоненциально растет. Всего столетие назад был передан первый трансатлантический сигнал, а сейчас мы каждый день смело мчимся по сверхскоростным информационным каналам. Информация постоянно обновляется, и сегодня, больше чем когда бы то ни было, назрела необходимость осмыслить ее.
Философию (в буквальном переводе – «любовь к мудрости») можно назвать древнейшим занятием человечества. На протяжении всего периода существования человеческой расы люди пытались понять, для чего они живут. И, несмотря на то, что наши близкие родственники по эволюционной лестнице продемонстрировали свое умение создавать орудия труда и, возможно, даже обладали чувством юмора (традиционные критерии, выделяющие человека из животного мира), мы не можем утверждать, что они были способны осмыслить свою жизнь. Возможно, именно смысл и его поиск отличает нас от них.
Каждый период в человеческой истории вносит свой неоценимый вклад, свои удивительные озарения. Период до эпохи модернизма разглядел за множеством форм манифестации Великую Цепь Бытия, знаменательную прогрессию «материя – тело – разум – дух». Период модернизма продолжает активно развивать эти взгляды, утверждая, что мы живем во вселенной, которая развивалась на протяжении примерно 14 миллиардов лет. Материя развилась до того момента, когда возникла жизнь; жизнь развилась до того момента, когда возникло сознание. А период постмодернизма отмечает, что каждый из нас встроен в определенный контекст, большей частью невидимый нам, исходя из которого мы интерпретируем наш опыт. Мы живем не в заданном мире, а в мировом пространстве, созданном из наблюдаемых нами явлений и из позиции, с которой мы ведем это наблюдение. Мы вполне буквально видим проявления мира через набор линз, не подозревая даже, что мы их носим. В процессе развития мы меняем линзы на новые и видим явления все более точно, детально и утонченно.
Большинство теорий развития на определенном этапе выходят на так называемую интегральную стадию, признаком которой является попытка осмыслить весь опыт; найти такую модель, которая связывала бы все воедино. Одна из таких теорий – AQAL (сокращение от «все квадранты, все уровни, все линии, все состояния, все типы»). Модель AQAL, предложенная американским философом Кеном Уилбером, – вероятно, самый исчерпывающий взгляд на то, как все проявления, вся материя, вся жизнь, все мысли и весь опыт формируют одно логически связанное целое. AQAL не несет в себе отдельного содержания, что делает ее применимой к бесконечному множеству конкретных областей исследования. На любую сферу человеческой деятельности, будь то бизнес, медицина или политика, можно посмотреть сквозь призму AQAL. И этот взгляд способен значительно обогатить наше представление о структуре, границах и возможностях этой отрасли. Соприкосновение с пятью аспектами этой модели будет служить гарантом того, что мы используем все имеющиеся у нас ресурсы и смотрим на ситуацию со всех возможных точек зрения, получая таким образом максимально полную и достоверную информацию.
Почему важно иметь всесторонний взгляд на реальность?
Есть известная буддийская история о короле, который собрал шестерых слепцов и попросил их обследовать слона. Каждый слепец по очереди дотрагивался до разных частей слона. После чего король спросил каждого из них: «Ну что, слепец, ты увидел слона? Скажи мне какой он?»
Первый слепец, обследовав голову слона, сказал: «Господин, слон похож на горшок». Второй слепец, который ощупал ухо слона, ответил, что слон похож на корзину. Третий слепец, ощупавший бивни слона, сказал, что слон подобен лемеху плуга.
И они продолжали рассказывать, описывая слона на основе различных частей, к которым они прикасались: один сказал, что слон похож на амбар, другой сравнил его со столбом, а третий, подержав в руках хвост слона, посчитал, что этот зверь похож на гигантскую кисточку. И они начали спорить о том, как действительно выглядит слон, слова переходили в крики, а крики перерастали в кулачный бой, ведь каждый из этих слепцов был абсолютно убежден в том, что именно его восприятие самое точное.
“Таким же образом, – продолжает история, – проповедники и ученые, придерживаясь разных точек зрения, слепы и невидящи… В своем невежестве они склонны к брани, спорам и диспутам; каждый из них утверждает, что реальность есть то или это».
Будда (который рассказывает эту историю) рассуждает так:
О, как пререкаются и цепляются те, кто требуют
Для проповедника и монаха достойное имя!
В спорах каждый, цепляясь за свое убеждение,
Видит только одну сторону вещи.
Мы все похожи на слепых глупцов. Каждый из нас прикасается к разным частям реальности – реальности столь огромной, что нет никакой возможности взглянуть на нее целиком за раз, и даже за всю жизнь. Десятки тысяч лет мы прикасаемся к слону, посвящая всю нашу жизнь изучению отдельных черт этого животного в мельчайших подробностях. Мы уже накопили столько знаний об отдельных частях слона, что мы почти совсем забыли о самом слоне. Другими словами, мы упустили из виду внутреннюю целостность наших знаний, понимание того, что разные искусства, науки, и философские школы складываются в логически связанное многогранное целое. В 21 веке порой возникает ощущение, что слона и вовсе нет, что это просто несвязанный набор частей тела, каждая из которых имеет свою форму и функцию и очевидно никак не соотносится с остальными частями тела.
Достаточно просто сменить перспективу, чтобы напомнить себе, что где-то там есть слон, и что каждая из этих казалось бы отдельных частей тела работает совместно с другими как единое живое целое.
Интегральное видение представляет взгляд на реальность, позволяющий увидеть этого слона целиком. Это простой и вместе с тем изящный синтез всех знаний, всей мудрости и всего опыта, помогающий осмыслить поразительную сложность нашего мира, который с каждой минутой становится все более сложным и взаимосвязанным.
Мы страдаем от запутанности наших знаний, от избытка информации, которая нас окружает, из самых разных областей, таких как психология, духовность, сексология, экология, медицина, политика, естественные науки, герменевтика, теория систем, феноменология, антропология и т.д. Все они фокусируются на каком-то одном куске этого пазла, изучая его в мельчайших подробностях. Проблема, однако, возникает тогда, когда эти отдельные науки утверждают, что их наблюдения описывают реальность во всей ее полноте, а не только ничтожную часть, которую они на самом деле способны наблюдать. В результате происходит болезненный разрыв между знанием и мудростью, бесконечные споры межу наукой и духовностью и непрекращающиеся дебаты меду различными школами, даже в рамках одной отрасли знаний.
В спорах каждый, цепляясь за свое убеждение,
Видит только одну сторону вещи.
Подобно тому, как мы познаем природу слона, спрашивая себя, какое создание может состоять из этих разнообразных частей, мы открываем фундаментальную природу жизни, вселенной и всего, что нас окружает, задавая себе вопрос: «Что это за реальность, в которой все эти подходы к знанию в основе своей истинны?»
Это простое уравнение: начиная игру с позиций целостности, мы до предела увеличиваем степень личной свободы и полноты ощущений, которые мы способны испытать в своей жизни. Если мы соберем все накопленные нами знания, все наши совместные опыты, все описания действительности со всего мира и начнем складывать все это воедино, мы обнаружим глубинные модели реальности – модели, которые помогают нам осмыслить внешний и внутренний мир, не упуская при этом естественной тайны, что лежит в сердце каждого мгновения. Чтобы помочь осмыслить эти фундаментальные модели, интегральный подход предлагает обширную карту, настоящую «теорию всего», которая учитывает абсолютно все и всех.
Но, конечно, карта – это всего лишь карта. Как Кен Уилбер часто говорит, одно дело посмотреть на карту Бермуд и другое дело – съездить туда и увидеть все своими глазами. Карта – это не территория. Территория – это вы. Ваша жизнь – это территория; ваши друзья и семья – территория; весь ваш мир – территория, и время от времени в ней легко затеряться. Интегральная Жизнь предоставляет вам не только карты для понимания вашего мира, но и средства передвижения, с помощью которых вы можете отправиться куда угодно. Целая вселенная располагается на кончиках ваших пальцев, только не путайте ее с хвостом слона.
Источник: integralportal.ru