Карма – понятие которым мы очень часто оперируем. Но уверены ли вы, что понимаете правильно этот термин? Чаще всего мы используем его, чтобы оправдять неудаи говоря: «у меня плохая карма». На самом деле карма – это не карающий меч, это один из обьективных законов природы…
Механизм кармы
Не ведая о дурных последствиях кармы, они отвергают знание, которое дарует освобождение от кармы. “Отрекись от кармы, будь свободен” – это учение Вед неизвестно барахтающимся в карме, которые никогда не соберут богатый урожай.
/ТИРУМАНТИРАМ/
Все события, происходящие с нами, все жизненные ситуации, наши ощущения, вещи и люди – все это оставляет след в нашем подсознании. На языке йоги, такие «тонкие впечатления» от событий и жизненных ситуаций называются самскарами. Когда самскары повторяются много раз, они превращаются в вассаны – привычки.
Чтобы понять, как работают самскары, можно разобрать пример с любой привычкой, например с курением. Когда человек выкуривает первую и вторую сигарету, у него еще нет привычки к курению. Однако впечатление от каждой выкуренной сигареты, являясь самскарой, откладывается в нашем подсознании. И одна и та же самскара, повторяясь много раз, превращается в вассану – привычку.
Если представить себе наше сознание как лес, то вассаны – это хорошие асфальтированные дороги, а самскары – тропинки. Некоторые – еле заметные, а некоторые – широкие проселки. И по этим дорогам путешествуют наши мысли, наши желания и наш фокус внимания. Вспомните курильщика – у каждого человека, который курит есть привычные места для курения, например – остановка возле дома. И когда такой человек попадает на остановку, он машинально закуривает. Его вассана сработала, и внимание потекло по привычному, «проторенному» пути.
Так вот, с точки зрения йоги, закон кармы можно писать просто: карма – это работа вассан и самскар. Это не какая-то внешняя сила, которая склоняет вас к чему-то. Просто любое впечатление стремится быть повторенным. Если вы ощущаете свою вину, ваш ум вас накажет, что бы избавиться от ощущения вины. Если вы получаете приятное впечатление – вы будете стремиться повторить его вновь и вновь. А теперь представьте себе самскары и вассаны, которые вы накопили за многие тысячи воплощений! Это и есть ваша карма. Именно поэтому некоторым людям проще меняться, а некоторым – сложнее. Именно из-за балласта самскар очень сложно бороться с плохими привычками. Представьте себе, сколько лет вы только в этой жизни потратили на укрепление привычки – почему вы надеетесь избавиться от нее за месяц?
Хорошая и плохая карма
Еще один миф о карме – «хорошая» и «плохая» карма. Как мы уже говорили раньше, карма – это скопление самскар и вассан. Сама по себе карма не хорошая и не плохая. Самскара, подкрепляющая «хорошую» привычку – например, убирать за собой, это все равно шаг от осознанности, шаг в сторону автоматизма. Наука йоги не направлена на то, чтобы просто «улучшить» карму человека. Йога ведет к избавлению человека от груза его кармы. Ведь конечная цель йоги – это абсолютная осознанность, действие, не обусловленное ни воспоминаниями из прошлого, ни ожиданиями от будущего. Действие, совершая которое вы находитесь только здесь и сейчас.
Только на начальных этапах практики йоги, используется техника замещения самскар с «плохих» на «хорошие». На последующих уровнях практики, йогин работает над тем, чтобы стирать все самскары и вассаны – оставляя сознание чистым, будучи готовым к новому опыту.
Вот отрывок из книги “Слияние с Шивой” Садгуру Шивайя Субрамуниясвами:
Что мы имеем в виду, говоря “хорошая” и “плохая карма”? Есть как хорошая, так и плохая карма. Хотя мы говорим, что нет ни хорошего, ни плохого (все – лишь опыт), некоторые кармы нести на своих плечах и отрабатывать труднее, чем другие. Весьма важно перестать терять силу, направляя осознавание наружу, и совершать практику осознавания Источника, направляя осознавание внутрь. Это постоянное “перетягивание каната” внутренним миром и внешним, движение индивидуального осознавания от внешнего мира к внутреннему и возвращение во внешний мир поддерживает процесс преобразования способных вспыхнуть в любой момент сил кармы в тлеющие угли дхармы. Хорошая карма говорит о хороших заслугах, так как каждая причина имеет соответствующий эффект. Поэтому так называемая плохая карма приносит вред, боль, непонимание и страдание, вследствии чего она отрабатывается.
Древние йоги, изучая временную последовательность причины и следствия, выделили три категории кармы. Первая – это саньчита, полная сумма прошлой кармы, которая должна быть отработана. Прарабдха – вторая категория. Под ней понимают определенную часть саньчита-кармы, которая отрабатывается в настоящей жизни. Третью категорию составляет криямана. Это та карма, которую мы сейчас создаем. Однако необходимо понять, что ваша прошлая отрицательная карма может быть смягчена благодаря любящей, сердечной натуре, посредством соблюдения предписаний и практики. Это ключ кармической мудрости. Придерживайтесь духовного образа жизни, и вы будете создавать для будущей жизни положительные кармы и смягчать отрицательные кармы прошлого.
Правильное знание, правильное намерение и правильное действие неощутимо выпрямляют и распутывают кармы прошлого, наработанные под воздействием неведения. Ключевое слово в данном случае – “переделка”, изменение. Переделка, перемена, переплавка. Переплавка и формирование заново – вот что происходит с нашей кармой, когда мы становимся на путь духовного развития.
Таким образом, мы подошли к очень важному вопросу – практике карма йоги (йоги избавления от влияния кармы) или севы (религиозного служения).
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, спросите себя – для чего вы совершаете любые действия? Что вас побуждает делать выбор? Если вы честно ответите себе на этот вопрос, вы увидите, что ваш ум делит все впечатления, весь прожитый жизненный опыт на «приятный» и «неприятный». На то, как будет оценен любой опыт, влияет множество факторов – условия, ваше настроение, прошлый опыт, страхи. И разложив опыт на полочки с надписями «приятно» и «неприятно» ум старается повторить приятный опыт и уклониться от опыта неприятного.
Таким образом, человек становится рабом желаний, при этом стараясь уклониться от тех действий, которые диктует его долг, но которые кажутся ему неприятными или обременительными. То есть, совершая любое действие, мы ориентируемся не на само действие, а на его результат!
Учение йоги говорит, что привязанность к результату мешает нам переживать само действие. Долгая погоня за результатом может оказаться бессмысленной, если вы не достигли желаемого. А ведь в некоторых случаях – эта погоня может быть длинной в жизнь! В таком случае, все эти долгие годы оказываются потраченными впустую.
В любом случае, самое важное, что получает человек в своей жизни – это конечно же, не приобретения и не статус. Самое важное – это опыт. Именно благодаря опыту мы духовно развиваемся, благодаря опыту мы можем менять себя – и окружающий нас мир.
Для максимально эффективного развития, важен весь наш опыт. Ведь наши органы чувств не ощущают никаких неприятных ощущений, никакой боли – они просто посылают сигналы с помощью нервной системы. И уже наш ум, склонный к двойственности (подробней о двойственном уме можно почитать в другой статье) интерпретирует эти сигналы как «боль» или «удовольствие». И стремясь все время повторять приятные впечатление, мы проигрываем один и тот же сценарий, не получая нового опыта.
Древними мудрецами-риши, был разработан очень простой прием, помогающий постепенно стирать санкальпы, избавляясь от влияния кармы. Имя этого инструмента – карма-йога. Механизм очень простой в теории, и невероятно сложный на практике – вам предлагается, совершая любое действие, заранее отказаться от плода действия.
Например, вы работаете для того, что бы получать деньги и иметь возможность содержать себя. Вы работаете, ради результата. Но что происходит с процессом – который занимает в среднем у человека не менее 8 часов в день? Карма-йога предлагает настроиться на процесс, а не на результат. Не привязываться к результатам действия, полностью осознавая сам процесс.
Воспитание подобной непривязанности – это не побег в безразличность. Это основа жизни, почва под ногами, когда никакие события – ни хорошие, ни плохие не могут выбить вас из колеи.
Отрывок из книги “Слияние с Шивой” Садгуру Шивайя Субрамуниясвами:
Как мы можем отработать свою карму? В муладхара-чакре вибрируют тысячи кармических семян, которые ожидают своего проявления и собираются одно за другим выйти наружу – особенно если посредством правильного дыхания и питания мы обретаем все больше праны. Когда мы приступаем к медитации, из первой чакры высвобождаются дополнительные кармы. Отработка нашей индивидуальной кармы ускоряется по мере того, как одна за другой начинают всплывать семена реакций на поступки прошлых жизней.
В течение первых четырех-пяти лет продвижения по духовному пути мы встречаемся с такими кармами прошлого, с которыми бы никогда не встретились в этой жизни, если бы не начали сознательно искать просветления. Жизнь становится ускоренной, уплотненной. За короткий промежуток времени, за нескольких месяцев, или даже дней, происходит столько событий (которые приведены в действие энергией, высвобожденной в медитации, а также благодаря нашим усилиями по очищению разума и тела), сколько при обычном образе жизни хватило бы на две-три жизни. Этого не происходило прежде, потому что ничто не стимулировало проявление содержимого нижней чакры.
Прежде всего, мы должны полностью осознать, что сами являемся причиной всего происходящего с нами. Из-за того, что источником своих успехов и неудач мы считаем нечто внешнее, мы увековечиваем циклы кармы (как хорошие, так и плохие). До тех пор, пока мы виним за свои проблемы других или ругаем кажущиеся несправедливости жизни, мы не найдем в себе понимания кармических законов, которые преобразуют наши неотработанные кармы. Мы должны понять, что каждый момент в нашей жизни, все радости и печали можно проследить к некоторому источнику внутри нас самих. Ничто наружное не вызывало событий нашей жизни. Мы сами отвечаем за все, что происходит (или не происходит) с нами из-за наших действий, взглядов и мыслей. Поэтому, обретя сознательный контроль над своими мыслями и взглядами, мы сможем управлять течением кармы посредством правильных действий. Таким образом, карма является нашим лучшим духовным учителем. Мы духовно учимся и растем по мере встречи с результатами своих прошлых действий, которые приходят к нам, чтобы найти свое решение и прекратить существование.
Второй путь встретится с кармой – глубокий сон или медитация. Тот, кто обладает многолетним опытом внутренней работы, может разглядеть семена кармы, которые не проявили себя. Зафиксировав непроявившееся кармическое семя, джняни может или растворить его в интенсивном внутреннем свете, или же внутренне пройти через реакцию своего прошлого действия. Если медитация джняни успешна, он сможет отбросить определенные виды опыта или желания, которые приводят к потере разумом энергии. Продвигаясь по такому пути, проходя мимо мира желаний, он разбивает колесо кармы, привязывающее его к специфической реакции на каждое действие. На физическом плане этого больше никогда не случится, поскольку вибрирующая энергия опыта уже растворилась в нервной системе.
Внутренняя работа
Третий путь встречи с реакциями на прошлые действия – работа над собой, преодоление внутренних желаний и эмоций. Когда с вами случается что-то, причина чего кроется в прошлой жизни или в прошлых поступках этой жизни, сядьте и подумайте. Не отбрасывайте в сторону происшедшее. Не реагируйте. Проработайте все это внутри себя. Поместите событие внутрь, в чистые энергии позвоночника, направьте энергию данного опыта к ее источнику. Что происходит в таком случае? Изменяется энергия события. У него больше не будет прежней силы и осознавание навсегда уйдет прочь от данного воспоминания. Вы можете помнить опыт, но ваше отношение к нему будет полностью непредвзятым и объективным. Это самый общий способ отработки кармы в повседневных обстоятельствах. Живя внутренней жизнью, вы перестаете создавать отрицательную карму, и поэтому можете сознательно встретиться с реакциями прошлого, сохраняя внутреннее равновесие и не создавая новых карм.
Внутренней жизнью живет каждый. Когда вы думаете о фильме, который смотрели на прошлой неделе, это и есть внутренняя жизнь. Когда вы интенсивно реагируете на что-либо происшедшее (или происходящее) с другим человеком, вы внутренне обретаете тот же опыт, которой, по вашему мнению, обретает другой человек.
Допустим, что вы разделили определенный жизненный опыт с любимым человеком. Вы ощутили его страдания и прошли через эти переживания. При другом стечении обстоятельств то же самое могло произойти и с вами, однако вы получили данный опыт косвенно, посредством наблюдения. Вы смогли отработать эту карму не прямым образом.
Может быть, в этой жизни вашему другу предназначено потерять ногу – потому что из-за него кто-то лишился ноги в прошлой жизни. Если друг живет как инстинктивное существо, с энергиями, преимущественно движущимися через первые две чакры (чакры памяти и интеллекта) и через пассивные физические поля, тогда этот опыт придет к нему в полной силе. Однако, возможно что некоторые его энергии проходят через область агрессивных интеллектуальных сил. В этом случае, даже если он и не идет сознательно к просветлению, но является добрым человеком и управляет с помощью интеллекта инстинктивными реакциями, хотя карма придет к нему, но он встретится с ней другим путем.
Однажды утром он может открыть газету и прочитать об автомобильной катастрофе, в результате которой человек потерял ногу. Эта новость потрясет его. Его солнечное сплетение сожмется. Он так сильно отреагирует на новость, что утром не сможет прикоснуться к завтраку. Он не знает почему, но на протяжении всего дня вновь и вновь мысленно прокручивает перед собой все, что описано в статье. Он спрашивает себя: “А если бы это случилось со мной? Что бы я делал? Как бы я отреагировал? Как бы мое сознание восприняло подобное происшествие?” На работе он представляет, как живет с одной ногой: лечение, забота семьи, эмоциональное привыкание. Все это может отнять у него три или четыре дня – чтобы его осознавание соответствующим образом проработало эту реакцию. Он не знает, почему эта газетная статья так сильно на него подействовала. Ему кажется глупым думать об этом так много и он пытается забыть о событии. Вскоре, во время туристической прогулки в горах, он спотыкается и падает, порезав при этом бедро об острые камни и порвав несколько связок. Кармическая реакция приходит во всей силе, однако благодаря своей доброте и благословению контроля за интеллектом ваш друг получает минимальную физическую травму, дополненную эмоциональной реакцией на потерю ноги другим человеком. Так в нем отработалось семя кармы. Ему не пришлось лишиться ноги, как могло бы случиться, если бы он жил в области инстинктивного разума страха, гнева и зависти.
Автор: Денис Бучма
Источник: hatha-yoga.kiev.ua
эту тему хорошо бы продолжить, рассказав про викармические узлы и принцип акармы
Спасибо за интересную и, уверен, полезную статью.
У меня вопрос по сути кармы: если (как я понял из статьи) карма – это естественное следствие самскар и/или вассан, т.е. сложившихся привычек или не до конца сложенных, то возникает вопрос: почему что-то должно измениться с кармой (самскарами и вассанами) после некоего действия-следствия кармы? Что случится с этой тропинкой или там асфальтированным шоссе, по которому я привык передвигаться? И какой смысл исходя из этой концепции имеет отработка кармы?