Начало разговора Кармананды и Дхармананды.
Продолжение разговора
Конец разговора
34. Какое умонастроение у меня должно быть во время выполнения той или иной деятельности? Должен ли я воспринимать, что делаю. Должен ли я делать работу бессознательно, должен ли я думать о чем-то другом, когда работаю?
35. Есть много разных подходов в выполнении работы. Я перечислю некоторые из них.
36. Работай с упоением. Входи в раж от работы. Будь поглощен ей. И забудь обо всем другом на свете. Наслаждайся активностью. При этом осознавай себя наслаждающимся свидетелем работы.
37. Иногда работай отстраненно. Разум и тело заняты работой, но небольшая часть разума пребывает в спонтанной медитации, и ты ассоциируешь успехи в работе с успехами в медитации. Если ощущаешь, что гармонично проходит одно и другое. Т.е. одна часть разума поглощена материальными делами и в то же время другая часть разума поглощена другими делами.
38. Иногда работай, полностью вовлекаясь в процесс, но не испытывая в глубине души никаких эмоций. Будь как безучастный наблюдатель процесса.
39. Работай, выполняя два дела одновременно, очень быстро, переключаясь с одного дела на другое. Этим лишишь паразитические мысли энергии. Они провалятся, как в пропасть между двух скал. Ты будь, ощущая беспристрастность.
40. Что есть работа? И что есть противоположность работы?
– Все, чтобы ты не увидел, чтобы не случилось с тобой, чтобы не сделал, ты пребываешь в трех состояниях: тупость, неподвижность; активность, предприимчивость, движение; ясность, спокойствие, равновесие. Любой объект, который ты воспринимаешь, или любое действие, приходящее к тебе в одном из этих трех состояний или в различных смесях этих состояний. Это зависит от твоей кармы. Этот же самый объект или явление для другого существа воспринимается по-другому, согласно его карме. Это называется три гуны (три свойства).
41. Когда ты заставляешь свой разум быть в состоянии раджаса, это называется работой. Чем сильнее была сосредоточенность разума на выполнении того или иного дела, чем больше раджаса было проявлено, тем результат как ясность осмысления приходит в разум, и тем больше разум пребывает в саттве. Если же не обуздать свой разум и не заставить его пройти через раджас, а предоставить его самому себе, то он сам собой скатится в тамас, тупую энерцию, темноту неведения, одурь неудовлетворенности. Человек в состоянии тамаса больше похож на животное.
42. Но закон природы такой: если разум в тамасе, жди тупой, изнуряющей боли, неудовлетворенности, которая помимо воли заставляет разум переходить к активности, раджасу, как острый гвоздь, вонзаясь в тело слона, заставляет его двигаться.
43. Со временем разум через боль очищается от тамаса и полностью становится активным, т.е. раджастическим. В этом состоянии человек очень активный. Уже нет тупой боли, но есть жгучая неудовлетворенность положением вещей.
44. Жгучая неудовлетворенность заставляет наращивать деятельность разума, воля заставляет разум работать все больше и больше до тех пор, пока работа не очистит разум от раджаса так же, как до этого от тамаса. После этого разум светится своим собственным светом саттвы (ясности, покоя, равновесия, удовлетворенности, довольства), потому что природа самого раджаса – это саттва, т.к. разум сделан из тончайших частиц в состоянии саттвы, а раджас и тамас – это всего лишь загрязнение, как покрывало или пыль. разум работать все больше и больше до тех пор, пока работа не очистит разум от раджаса так же, как до этого от тамаса. После этого разум светится своим собственным светом саттвы (ясности, покоя, равновесия, удовлетворенности, довольства), потому что природа самого раджаса – это саттва, т.к. разум сделан из тончайших частиц в состоянии саттвы, а раджас и тамас – это всего лишь загрязнение, как покрывало или пыль.
45. Таким образом, у состояния работы есть две противоположности: состояние тупости и состояние просветленной ясности. Мудрый выбирает ясность.
46. Что есть отдых и нужен ли он?
– Когда ты усилием воли заставляешь разум напрягаться – это называется работой. После определенного количества времени в напряжении, ты должен предоставить разуму свободу, т.е. позволить ему бродить в тех направлениях, в которых он спонтанно захочет. Это состояние, когда после работы разум предоставлен сам себе, называется отдыхом. Состояние отдыха саттвическое, т.е. ясное, просветленное. Но если же предоставить разуму свободу без предыдущей работы, то это будет не отдых, а состояние тупого тамаса и разложения.
47. Как надо чередовать работу и отдых? И надо ли?
– Состояние отдыха после работы также необходимо для устранения кармы и духовного развития, как и сама работа. Поэтому ты обязан чередовать состояние предельного напряжения разума с состоянием его полной свободы. Т.е. состояние работы с состоянием отдыха. Подобно тому, как человек нуждается во сне, разум нуждается в отдыхе. Если пренебречь этим, трудно достичь успеха.
Источник: openyoga.ru
Очень информативная статья. Карма-йогу практикую уже несколько лет и с каждым годом открывается новое знание о себе и мире. Главное – быть в процессе и не думать о результате, тогда возникает особое состояние подъема энергии, а вместе с тем и вдохновения.