Начало – тут
Имя луны в греческой мифологии – Селена
Имя произошло от греческого слова “селас” – свет, блеск, лучистая. Мифы о происхождении Селены очень разнообразны. Иногда её связывают с Солнцем. Эсхил в своих произведениях называет Селену дочерью Гелиоса (по другим источникам Селена жена Гелиоса или сестра Гелиоса и Эос, то есть дочь титана Гипериона и титаниды Тейи). По другим мифам она дочь титана Палланта и сестра Никты. Другие имена Селены – Ифианасса, Гипериппа, Хромия , Неида. Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц). Иногда она сидит верхом на буйволе, коне или муле. От союза с Зевсом Селена родила Пандию(богиня полуденного солнца). Миф рассказывает о любви Селены к прекрасному юноше Эндимиону, погруженному в непробудный сон. Вот этот миф: Ночь сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе, из-за горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла богиня Луна-Селена, в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет – это юные сыновья богини Зари Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Когда-то давным давно в Греции жил прекрасный юноша, по имени Эндимион. Он был сыном царя Карии (страна в Малой Азии, на побережье Средиземного моря) Эфлия и Калики, дочери бога-повелителя ветра Эола. Но однажды повстречал прекрасный Эндимион богиню Луны, Селену, дочь титанов Гиперриона и Тейи. Селена и Эндимион сильно полюбили друг друга. Каждый день Селена спускалась с неба к своему возлюбленному. Время шло… Богиня Луна знала, что когда-нибудь придет час разлуки и ее возлюбленный должен будет спуститься в царство Аида. Селена не могла представить себе жизни без Эндимиона. И обратилась она к Олимпу и к повелителю молнии Зевсу с просьбой подарить Эндимиону вечную молодость.
Зевс не мог противиться мольбам богини Луны, но не мог он и нарушить установленный в мире порядок. Тогда решил он сохранить Эндимиону вечную молодость, погрузив его в вечную дремоту. И теперь каждую ночь Селена могла видеть своего возлюбленного, не страшась больше о будущем.
Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня ночи Нюкта. Вот легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет она по небу в своей длинной белой одежде с серпом луны на головном уборе.
Мирный серебристый свет струится от колесницы и озаряет спящую землю. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в дремоту Эндимион. И целую ночь она может проводить рядом со своим возлюбленным. По другой версии, однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена прекрасного Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипнозом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть. И печален свет ее, который льет она на землю ночью.
Юнона
Юнона – богиня Луны в Древней Италии и охранительница женщин; у этрусков была известна под именем Уни, у греков отождествилась с Герой, супругой Зевса. В римском пантеоне Юнона — супруга Юпитера и покровительница брака, замужних женщин и рожениц, причем, считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону. В ее честь 1 марта римские женщины справляли семейный праздник — матроналии. Постепенно Юнона приобретала новые эпитеты. Соспита («вспомоществующая»), воинственная Популона и Куритис, изображающаяся в колеснице, Фульгура («молнии – мечущая»), Монета («советница»); в ее храме печатались деньги.
Койольшауки
Койольшауки – богиня Луны в мифологии ацтеков, дочь богини земли и смерти Коатликуэ. Коатликуэ (“она в платье из змей”) или Коатлантонан (“наша змеиная мать”) была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями – Сенцон Уицнауа и дочерью Койольшауки (богиней Луны). Каждый день она поднималась на гору Коатепек (“змеиная гора”), чтобы принести жертвы. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Койольшауки почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Койольшауки обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли(бог солнца), родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову.
По другому мифу после сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом Солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль (“усыпанный бубонами”), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал “потрескивать, как жарящееся на угольях мясо”. За ним последовал Теккистекатль (“находящийся в морской раковине”), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал Солнцем, Теккистекатль – Луной – богом Мецтли. Согласно мифу, первое время после появления на небе Луна светила так же ярко, как Солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом. С тех пор Мецитли изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.
Материалы Восточного Центра Ольги Гомон “Nisaja”
Продолжение следует…