Что такое буддийские мантры, что такое мантрический звук? Что такое мантра? Известно, что на этот счёт существует много заблуждений. Было время, когда мантру толковали как “магические слова”, а мандалу как “магический круг”. Даже сегодня некоторые переводят слово мантра как “заклятие”, что отнюдь не соответствует значению данного слова. В традиционном понимании мантра определяется как “нечто защищающее ум”, мантра – то, что защищает ум. И это действительно так, ибо мантра при чтении несомненно защищает ум. Но то же можно сказать о любой другой духовной практике, так что и это определение мало что объясняет.
По сути мантра – всего лишь звуковой символ, так же как образ будды или бодхисатвы является символом формы и цвета, символом определённого аспекта просветлённого состояния, особого аспекта просветлённого ума, символом особого духовного опыта. И звук, этот мантрический звук представляет собой не только нечто внешнее, произнесённое голосом, но и нечто внутреннее. В действительности мантрический звук, можно сказать, является более внутренним, нежели внешним феноменом. Звук мантры является не из области физических вибраций. Есть конечно люди, которые порой объясняют действенность мантры в таком контексте и считают, что если вы начитаете такую-то мантру, то произведёте физическую вибрацию, равную, скажем, 250 000 единицам в секунду, другая мантра может иметь силу в 300 000 ед. в сек. и т.д. ток что тот, кто произвёл 300 000 физических вибраций считается более сильным, чем тот, кто произвёл всего 250 000. Но это слишком приблизительное и материалистическое понимание.
Подобное толкование действенности мантры было заслуженно высмеяно ламой Говиндой, который сказал, что если бы мантры сводились к физической вибрации, то было бы достаточно достать граммофонную запись мантр и просто проигрывать их снова и снова, чтобы получить все эти замечательные духовные блага и результаты. Но буддийские мантры, звук мантр не сводятся лишь к физической вибрации.
Речь идёт не о собственно физическом звуке, производимом при произнесении мантры. Мантра – это в сущности внутренний звук, внутренняя вибрация. Мантра, можно сказать, ни что иное, как внутреннее чувство. Это нельзя понимать так, что звук, внешний физический звук мантры в обычном смысле не имеет никакого значения. И это не означает, что мантры не следует читать вслух. Но грубое начитывание – всего лишь средство для переживания тонкого. Соотношение между этими двумя – грубым внешним, так сказать, вербальным повторением мантры и внутренним тонким повторением, чувством продолжающегося непрерывного звучания, можно уподобить соотношению между изображением будды или бодхисатвы, нарисованной картиной и тем же самым образом, визуализируемым в медитативном переживании. И в том и в другом случае грубое ведёт к переживанию тонкого, становится своего рода катализатором.
Мантры, практика с мантрами, начииывание мантр – это важнейшая составляющая тантрического буддизма, тантры. Фактически тантра изначально была известна как мантраяна, т.е. путь или колесница мантры. Она называлась так в отличие от махаяны, известной как парамитаяна, т.е. путь или колесница практики совершенных достоинств, трансцендентальных добродетелей, совершенных качеств махаяны, запредельных добродетелей, практикуемых бодхисатвами. Это всем известные так называемые “шесть парамит” – щедрость, нравственность, терпение, энергичность или усердие, медитация и мудрость. Термин ваджраяна, заменивший мантраяну, был введён в употребление гораздо позже для обозначения более продвинутого и радикального направления, развившегося из тантрической традиции.
Считается, что на пути мантраяны прогресс достигается быстрее, нежели на пути парамитаяны. Разумеется, люди всегда заинтересованы в скором прогрессе и это в определённом смысле вполне оправдано. Но в чём причина? Почему прогресс в мантраяне признаётся более скорым, чем в парамитаяне? Парамиты или совершенные качества представляют полную систему духовно- этического развития. Но они предназначены скорее для сознательного ума, во всяком случае на ранних стадиях практики. В то время как мантраяна более ориентирована на глубины подсознательного. Мантраяна ставит целью установление контакта с духовными силам, скрытыми в этих глубинах, установления связи с теми силами, что в конечном смысле являются различными аспектами просветлённого ума, аспектами, персонифицированными или, лучше сказать выкристаллизованными в форму будд, бодхисатв и т.д. И. согласно тантре, связь с этими скрытыми силам, дремлющими в глубинах подсознательного ума, устанавливается посредством совмещённой практики призывания и визуализации. Визуализируем мы форму и цвет, призывание же осуществляется через мантрический звук.
Что касается мантры. Тут можно вдаваться в бесконечные технические и прочие подробности, классифицировать их по разным категориям и т.д. , но в данном случае это не является предметом нашего интереса. Мы дадим короткое и простое описание того что в действительности есть мантра. Это описание может дополнить определение мантры.
Описание буддийской мантры
Во-первых, мантра – это ряд слогов. Эти слоги обычно, хотя и не всегда составляют слово или слова, либо заключают в себе слово или слова. Такие слова, встречающиеся в тексте, относятся к санскриту. Мантры обычно не переводятся, их оставляют в тексте в неизменном виде, на языке оригинала, т.е. на санскрите. Однако было бы неверно утверждать, хотя иногда это имеет место, что мантры вовсе никогда не переводятся. Иногда, при определённых обстоятельствах мантры переводят. Как бы то ни было, независимо от того, составляют ли они слова или не составляют, мантрические слоги обозначаются исключительно буквами санскритского алфавита. Так что мантра в первую очередь представляет собой ряд слогов, цепочку букв из санскритского алфавита, а иногда, заметьте, лишь иногда, не всегда, – включает в себя слова санскритского языка.
Во-вторых, мантры не поддаются логическому анализу, концептуальному анализу. В определённом смысле мантры бессмысленны. Это, надо сказать, вполне исчерпывающая характеристика мантры. Возьмём, к примеру, мантру Тары. Мантра Тары довольно странная, она весьма необычна и своеобразна. Она представляет собой некую серию модификаций, чтобы не сказать модуляций, вокативной формы имени Тары, именно, Таре. В этом имени отсутствует подающееся анализу значение, вы просто жонглируете звуками этого имени. Есть, тем не менее, мантры, включающие в себя слова, имеющие определённое значение. Примером может служить следующая, довольно известная мантра:
Ом мани падме хум
“Мани” означает драгоценность, “падме” – в лотосе, таким образом, “мани падме” означает “драгоценность в лотосе”, так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог “ом” и заключительный “хум” не переводятся. Но это далеко не повод утверждать, что смысл данной мантры в том, что в лотосе находится драгоценность. Хотя этот образ обладает полноценной философской значимостью со всем разнообразием нюансов и значений, характерных для буддийской мысли и практики он далеко не передаёт истинное и ещё менее тотальное значение данной мантры, но раскрывает лишь одну, даже не самую важную грань. Некоторые мантры включают собственное имя либо разные варианты имени будды или бодхисатвы, к которым они относятся. Итак, мантры не подаются логическому анализу, они не обладают значением в обычном концептуальном смысле. Даже если в мантре содержатся слова, которым приписывается определённое значение, они, в лучшем случае, всего лишь подразумевают нечто.
В-третьих, и это самое важное, мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует определённое божество – буду. Бодхисатву и т.д.То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества. Если бы божество могло проявиться в виде звука, а, согласно тантре, оно это может и делает, то мантра и является таким звуком. И тут, разумеется, можно говорить о внешнем звуке и о внутреннем звуке. Мантра является эквивалентом божества, в терминах звука в той же мере, в какой визуализируемый образ является его эквивалентом в терминах формы и цвета. Так что мантру в определённом смысле можно определить как истинное имя божества. А самом деле мантра может и не включать в себя имя божества в обычном смысле, да это и не столь существенно. Мы зовём человека по имени и он откликается. Подобным же образом, когда мы призываем то или иное божество, будд, бодхисатв и т. д. с помощью мантры, божество появляется, манифестируется, и особенно внутренного звука.
В-четвёртых, мантру передаёт гуру, она передаётся во время инициации. Если она не передаётся таким способом, то это не мантра. В действительности инициация, можно сказать, и состоит – в целом либо в частности – в передаче мантры. Обычно инициируемый повторяет мантру трижды вслед за гуру, посредством чего и передаётся энергия или сила мантры, о чём мы уже упоминали в предыдущих лекциях. Мантры конечно же можно встретить и в книге. В наши дни это происходит всё чаще – вы можете прочесть книгу, найти там мантру и начать её начитывать. Это даже может принести некоторую пользу, но то, что вы начитываете, отнюдь не является мантрой. В самом значении мантры заложена идея того, что вы получаете её от гуру, который передаёт вам полномочия читать данную мантру. Если же вы получаете мантру каким- либо иным образом, это может быть неплохой религиозной практикой, но ни в коей мере не тантрическим начитыванием мантры. Кстати тот, кто передаёт вам мантру, не обязательно должен быть живым гуру в человеческой форме. Её может пердать вам во сне или во время медитации некое существо в облике гуру либо даже сам будда или бодхисатва и т.д. Но обычно по традиции мантру получают от живого учителя, гуру в человеческой форме.
И, наконец, в-пятых, мантра – это то, что повторяется. Вы получаете мантру от гуру и вы должны повторять её, повторять с той энергией, которую передал вам гуру. Если вы не делаете это, то энергия в конечном счёте теряется. Считается, что если вы пренебрегаете чтением мантры в течение трёх лет, имеется в виду серьёзное начитывание, то полностью теряется энергия. Переданная вам изначально и требуется повторная инициация. Но если вы повторяете мантру регулярно, то энергия возрастает и в конечном счёте повторение мантры становится спонтанным, т.е. естественно продолжается само собой без всякого сознательного усилия.