Голодание старо как мир
Пожалуй, нет периода в истории человечества, когда люди бы не использовали голодание в собственных целях. Практически во всех письменных источниках у всех народов вне зависимости от вероисповедания, территории проживания, расовой принадлежности есть упоминание о голодании. Все это говорит о том, что данный метод на протяжении веков показал свою эффективность. Во все времена его применяли врачи, философы и жрецы. В Древнем Египте, в древней Индии и Греции дозированное голодание применялось как с лечебными и профилактическими целями, так и для укрепления духа.
Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) указывал, что «египтяне самые здоровые из смертных, ибо каждый месяц в продолжение трех дней проводят очищение с помощью рвотного и клистиров, считая, что все болезни человек получает через пищу”.
Имеются указания на применение лечебного голодания в древней Индии, Тибете и Китае. Цо-Жед-Шонну, живший в Индии в IV веке до нашей эры, в сочинении “Главное руководство по врачебной науке Тибета – жуд-Ши” писал: “О лечении упитыванием и голоданием”.
Известно, что Пифагор (580-500 гг. до н.э.), древнегреческий философ и математик, основатель знаменитой школы философии, систематически голодал по 40 дней, справедливо считая, что это повышает умственное восприятие и творческие способности. Строгого 40-дневного поста на одной воде он требовал и от каждого из своих многочисленных учеников и последователей. Кроме того, сам Пифагор и его приверженцы придерживались строго вегетарианской диеты. По свидетельству биографов, Пифагор довольствовался медом, хлебом, не пил вина. Главной же его пищей были вареные или сырые овощи. Отказавшись от общепринятой мясной пищи уже в 19-летнем возрасте, Пифагор дожил до весьма преклонных лет, сохраняя ясность мышления, чистоту духовных помыслов и устремлений.
Платон (427-347 гг. до н.э), ученик Сократа, древнегреческий философ, разделял медицину на “истинную”, которая действительно дает здоровье, и “ложную”, дающую только “призрак здоровья”. К первой он относил лечение постом и диетой, воздухом и солнцем.
Гиппократ (460-357 гг. до н.э.) – врач, которому принадлежит великая медицинская заповедь: “Не вреди!”, был ярым сторонником умеренности и лечения голодом. Он писал: “Идти на прибавление пищи следует гораздо реже, так как часто бывает полезным совершенно отнять ее где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости. Человек носит врача в себе, надо только помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, те больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь. Помни – всякий излишек противен Природе”.
Асклепиад (90 лет до н.э.) исповедовал методы лечения, называемые им “метазинкрезия” и “реорпорация”, которые являлись не чем иным, как применением периодического лечебного голодания с параллельным назначением ванн, втираний, гимнастики.
Плутарх (45-127 гг. н.э), величайший биограф древности, также был приверженцем воздержания и вегетарианства. Он говорил с глубокой убежденностью: “Вместо того, чтобы принимать лекарства, лучше проголодать один день”.
Идеи голодания ради здоровья продолжали бродить в умах даже в средние века – период мракобесия и невежества. И, конечно же, с новой силой они вспыхнули в период Возрождения. Показательна в этом смысле история Людвиго Корнаро (1465-1566 гг.). Венецианский аристократ, Корнаро ничем не отличался от людей своего круга: так же предавался кутежам, неумеренно ел и пил. Неудивительно, что к 40 годам Корнаро оказался прикованным к постели тяжелейшими недугами. Ни лучшие врачи Италии, ни разнообразные лекарства не в силах были ему помочь. Все (в том числе и врачи) были уверены, что дни Корнаро сочтены. Однако нашелся врач, который вопреки професииональным предрассудкам того времени, предложил Корнаро периодическое строжайшее воздержание от пищи. И… произошло… чудо… Корнаро не умер. Более того, в течение года он избавился от всех своих недугов. На 83-м году жизни он написал свой первый трактат “Трактат об умеренной жизни”. Затем написал еще несколько трактатов, последний в возрасте 95-ти лет. Умер Корнаро в Падуе столетним, однажды заснув в кресле и не проснувшись.
В этом историческом экскурсе нельзя не упомянуть и об английском враче Чайне (1671-1743 гг.), который сам прошел все круги ада, связанного с непомерным поеданием свиных котлет и пристрастием к элю. Доктор Чайн первым из врачей высказался за коренные реформы в питании и лечение болезней с помощью голодания.
И, конечно, следует упомянуть врача Фридриха Гофмана (1660-1742 гг.), который широко применял лечебное голодание, утверждая, что оно показано при полнокровии, подагрических, ревматических и катаральных явлениях, при апоплексии, цинге, кожных болезнях, злокачественных язвах и катарактах. Первым его правилом было: “При каждом заболевании пациенту лучше всего ничего не есть”.
То же правило проповедовал и основоположник рациональной гигиены Х. Гуфепанд (1762-1836 гг.), написавший книгу “Макробиотика – искусство продлить человеческую жизнь”. Он также рекомендовал больным не есть, “ибо сама природа отвращением человека в болезни к пище показывает, что мы не в состоянии в это время ее переварить”.
Да, на протяжении прошлого столетия сотни ученых в самых разных странах изучали физиологическое действие голодания, ставя лабораторные опыты главным образом на животных. Вели они наблюдения и на людях, внеся большой вклад в науку, расширив наши знания о биологическом аспекте дозированного голодания.
В Америке длительное голодание с лечебной целью начал впервые применять в 1877 году доктор Эдуард Дьюи. Он утверждал, что при всех заболеваниях, сопровождающихся потерей аппетита, обложенным языком, больной не должен принимать пищу до тех пор, пока у него не появится аппетит и не очистится язык, что указывает на способность вновь усваивать пищу.
Доктор Э. Дьюи был сторонником лечебного голодания большой длительности. Некоторые его больные воздерживались от пищи в ожидании появления аппетита и очищения языка до 50-ти и даже более дней. Вслед за доктором Дьюи голодание с лечебной целью испытал на себе американский врач Таннер, который называл периодическое воздержание от пищи “эликсиром молодости”.
“Уже во время прохождения курса медицинских наук, – писал Дьюи, – я стал сомневаться в эффективности медикаментов, но после окончания я сперва лечил обычными методами. Среди моих пациентов была девушка, больная тифом, которая инстинктивно требовала, чтобы ей разрешили голодать, так как всякая пища ей противна. Поскольку все, что она ела, вызывало у нее рвоту, мне пришлось разрешить ей голод. Девушка выздоровела. Этот случай побудил меня применять голодание и на других своих больных. Опыт и дальше убеждал меня в целительных свойствах лечебного голодания. Я все более стал полагаться на голодание и исключал из свое практики медикаменты”.
Ученица Дьюи и его последовательница врач Линда Батфилд Хаззард опубликовала популярную в Англии и Америке книгу “Голод – лекарство от болезней”. Она дополнила метод доктора Дьюи, указав на необходимость использования клизм, водных процедур, массажа, гимнастики и вегетарианской диеты после лечения.
Более широкое распространение лечебное голодание получило на рубеже XIX и XX веков после реформаторского движения в медицине в пользу естественных, немедикаментозных методов лечения. Большую деятельность в этом направлении развили видные врачи- гигиенисты и врачи-диетологи, такие как Бирхер-Бенер, Ноорден, Хейг, Платен, Мюллер и другие. Лечебное голодание было признано ими как естественный метод терапии. В Германии, Швейцарии, Франции, США были даже открыты специальные санатории для желающих пройти курс лечения голоданием. Прежде всего, в этих санаториях накопился большой эмпирический опыт лечения голоданием, правда, без соответствующих экспериментальных исследований.
Существенный вклад в эту проблему внесли выдающийся русский ученый-патофизиолог заведующий кафедрой патологической физиологии Военно-медицинской Академии Петербурга Пашутин В.В. и его ученики. Ими было установлено, что при полном голодании при потере веса на 20-25% в органах и тканях организма не наблюдается каких-либо патологических изменений, и только при потере веса до 40% они дают о себе знать. С учетом этих данных лечебное голодание многие врачи стали широко применять даже в амбулаторной практике. Кстати, и не только врачи. До Отечественной войны в России лечебное голодание активно популяризировал Алексей Суворин, сын известного издателя и владельца типографии в Петербурге. Советская власть, однако, не слишком жаловала энтузиаста, и он вынужден был эмигрировать в Югославию, где в Белграде издал несколько книг: “Оздоровление голодом и пищей”, “Лечение голоданием” и другие (издательство “Новый человек”, Белград, 1931 год). Тем временем в России ученик и последователь А.Суворина московский экономист Н.Сутковой продолжал его дело по популяризации лечебного голодания. Он издал несколько брошюр по лечебному голоданию. Однако в 1957 году Н.Сутковой был арестован на вокзале в г. Ростове-на-Дону, был помещен в ростовскую тюрьму и вскоре расстрелян …без суда. Да, был такой трагический поворот в нашей истории.
Кстати, поборники лечебного голодания испытывали давление не только со стороны представителей официальной медицины. В 60-х годах я работал в Москве в клинике на 80 коек, созданной при московском НИИ психиатрии. В клинику за опытом приезжали и зарубежные ученые – из Японии, Индии, США. Так я познакомился с американским профессором – психиатром Аланом Котом. В США у него была частная клиника, где, судя по выпискам из историй болезней, метод лечебного голодания успешно применялся. Однако спустя некоторое время Котт сообщил, что вынужден был закрыть клинику. Ему надоело получать письма с угрозами расправиться и слушать те же угрозы по телефону от представителей фармакологической мафии, которые опасались, что широкое внедрение и применение разгрузочно-диетической терапии (РДТ) подорвет их бизнес.
В 40-х годах ХХ столетия московский врач Н.П. Нарбеков успешно использовал метод голодания при бронхиальной астме, гипертонической болезни, ожирении. С 1956 года академик Л.Н. Бакулев с успехом применял голодание при лечении холецистита, панкреатита, язвенной болезни желудка, многих сердечно-сосудистых заболеваний.
Большим вкладом в развитие метода явился вышедший в Москве в 1969 году сборник «Проблемы лечебного голодания», ставший венцом многочисленных разработок десятков ученных, таких как академики АМН СССР П.К.Анохин, А.А.Покровский, Н.А.Федоров, профессор Ю.С.Николаев. Сборник состоит из 4-х больших частей, давших глубокое обоснование нейрофизиологических, биохимических и патофизиологических основ голодания. Это – «Нейрофизиология голода и насыщения», «Патофизиология голодания», «Биохимия голодания», «Клиника лечебного голодания». Немаловажное значение для внедрения и распространения лечебного голодания имели работы ряда зарубежных ученых – Герберта Шелтона, Арнольда де Вриза, Поля Брэгга (США) Имамуры Мотоо (Япония). Все эти авторы на огромном статистическом материале подтверждают высокую эффективность метода.
Большую роль в научном обосновании и практическом применении метода сыграли специалисты: Ю.И. Полещук, Г.И. Бабенков, Б.А. Брюзгин, В.Б. Гурвич, М.Н. Волгарев, В.А. Максимов, В.А. Тутельян, А.М. Кокосов, В.А. Миронов, М.П. Невский и другие.
Но, самый значительный вклад в развитие метода и его внедрение в нашей стране и за рубежом внес академик Ю.С. Николаев. Он впервые так полно обосновал основные показания и противопоказания, подробно описал клиническую картину стадий голодания, разработал наиболее эффективную и безопасную методику его проведения. Благодаря фундаментальным научным трудам Ю.С. Николаева голодание в 50-ых годах прощедшего века было утверждено Министерством здравоохранения СССР, как официальный метод лечения, именуемый разгрузочно-диетической терапией (РДТ). Академика Ю.С.Николаева по праву называют патриархом лечебного голодания в России и за рубежом.
Большой вклад в развитие теории и практики голодания внес Георгий Александрович Войтович, разработавший методику фракционного голодания.
Голодание, как метод лечения большинства болезней, несмотря на противодействие официальной медицины и фармацевтических компаний, хотя и медленно, но продолжает развиваться. Он не затерялся в глубине веков и впереди его ждет большое будущее.