“Популярное сегодня слово «йога» – не просто комплекс полезных для здоровья упражнений, а объемное понятие, целостная мировоззренченская система, фрагментарно проявляющаяся во всех культурах под самыми разными названиями, и стремящаяся к одному – приведению к единству того, что, будучи изначально единым, по самым разным причинам разрознено.
«Йога» (этимол. «юджа» – объединять, соединять) определяет созидательную деятельность человека, подход, основанный на его стремлении к жизни в гармонии, единстве, стремлении к развитию. В целом, йогой можно назвать активность, направленную на освобождение от негативного опыта, познание себя и создание позитивного образа жизни. Если рассмотреть каждую из составляющих йоги, как свода правил с этой точки зрения, то легко увидеть, что практика йоги направлена на гармоничное развитие на разных уровнях, начиная с межличностного и заканчивая глубинным внутренним.
Происхождение йоги на сегодняшний день неизвестно. Регион происхождения – предположительно Индия. Предположительно потому, что существуют предположения о заимствовании знания йоги местными народами у ранее пришедших в этот регион народов. Приблизительное время формирования знания о йоге (первые упоминания о йоге) приходится на 2-1,5 тысячи лет до н.э. Происхождению йоги сегодня уделяется много внимания, ведутся исследования.
На сегодняшний день, отправной точкой развития йоги, достоверно известной нам, считается основание философской школы йоги автором обобщения практических аспектов йоги, ставшего классикой и известного под названием «Йога-сутры» Патанджали». Автор – мудрец и философ Патанджали, живший во 2 веке до н.э., о котором так же известно не много, в большей части метафорически, понятно для посвященных в знание, записал сведения о йоге в виде кратких изречений, «Йога сутр». Достоверные знания, судя по закрытости индийских школ йоги, археологическим находкам и историческим сведениям, передавались от мастера к ученику на протяжении тысяч лет.
Сам Патанджали таким образом сформулировал определение йоги в сутрах: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» («Йога сутры», 1.2).
Давайте обзорно рассмотрим составляющие йоги, определенные Патанджали и выделенные как «аштанга йога» (в переводе – «восемь ступеней йоги»), её основополагающие принципы:
- Яма
- Нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхьяна
- Самадхи
Санскритские названия не случайны. Эти слова являются самыми точными определениями принципов йоги и не имеют прямого перевода на русский язык, их суть можно описывать и трактовать с помощью множества слов, выбирая наиболее подходящие.
Вернемся к самим принципам.
Яма – это принцип создания гармонии внутри себя, оптимального энергообмена, взаимодействия с окружающим миром. Яма основывается на пяти правилах: ненасилии, правдивости, не-стяжательстве (не-воровстве), не-принятии даром, бережливости (воздержании).
Нияма является принципом развития в себе качеств, необходимых для сосуществования в мире и гармонии. Нияма так же основывается на пяти правилах: чистоте (помыслов, чувств, слов и действий), усердии, приятии, самоисследовании, служении Высшему во всем.
Отдельно, между «Нияма» и «Асана», выделяют еще один принцип. Это – Шаткарма – принцип очищения тела. Для правильного и целостного функционирования, не просто существования, а разностороннего развития, тело нуждается во внутренней чистоте.
Асана – принцип гармоничного развития тела и формирования широкого восприятия. Асаной называется удобное устойчивое положение в пространстве. Тело прочно связано с подсознанием человека, и с помощью создания устойчивости и удобства в любом из положений тела в пространстве, человек учится доверять окружающему миру, становится приспособленным к постоянно меняющимся условиям существования, наслаждаясь всей палитрой красок жизни. Также, выполнение асан приводит к осознанию тела, его возможностей, ограничений, помогает понять его потребности, равно как приводит к знаию того, как почувствовать точку опоры в любом положении, как чувствовать центр, точку, из которой начинается движение.
Пранаяма – принцип развития сознания, познания себя, своих эмоций, с помощью дыхания. На востоке существует изречение, получившее на сегодняшний день научное подтверждение на Западе: «Мы живем так, как дышим». Дыхание определяет состояние ума и влияет на эмоции.
Пратьяхара – принцип развития осознания себя, своих чувств, мыслей, разностороннего познания своей внутренней жизни, когда практикующий находит чувство гармонии в приятии в себе любого движения, в безоценочном осознании того, что есть, отбрасывая стереотипы и шаблоны восприятия.
Дхарана – следующий принцип йоги, суть которого развитие концентрации внимания практикующего, помогающий развить способность концентрировать внимание, познать природу того, на что оно направлено.
Дхьяна – принцип развития созерцательного восприятия, успокоения ума. Дхьяна буквально означает «медитация», не такой уж однозначный для восприятия термин, описывающий состояние не-деланья, осознанного присутствия.
Самадхи – это принцип, описывающий наивысшую степень развития человека, полное познание и осознание самого себя на всех уровнях, раскрытие единства с бесконечным источником существования и выход за границы человеческого восприятия.
Таким образом, йога соединяет воедино все этапы эволюции сознания человека. Практикующий начинает с выстраивания гармоничных отношений с окружающим миром, собой, и устремляется к познанию мира через себя. Шаг за шагом человек создаёт нового себя, целостного и обращенного пониманием как наружу, так и вовнутрь.
Это – что касается йоги в целом. Также, в наше время можно найти десятки, а то и сотни, названий различных направлений йоги, авторских школ, так далее, включающих в себя слово «йога». Каждое из этих названий можно соотнести с определенным принципом, или принципами, йоги. Среди них есть и такое название как «хатха йога».
Хатха (от санскрит. ха – солнце, тха – луна) йога является направлением йоги и была систематизирована еще в 15 веке, включает в себя первые три принципа йоги, частично четвертый (согласно “Аштанга йоге”) – пранаяму. Метафорически, хатха йога – это соединение мужского и женского начал, силы и мягкости, приведение противоположностей к соединению для создания чего-то нового.
🙂 обновилась статья!!))
спасибо, ребята!