Некоторые учителя йоги из “физкультурных” пространств начинают осваивать психические измерения. Одних к этому подталкивает внутренний поиск, других – ученики, которые почитывают соответствующую литературу, поглядывают в интернет, и хотят большего, чем ориентированные на физическое развитие упражнения. Поэтому инструкторам, чтобы не ударить в грязь лицом, приходится набираться знаний о методах психического развития. И далеко не всегда они ищут эти знания в заслуживающих доверия источниках.
Некорректная работа с областью психического чревата серьезными проблемами. Эта область требует основательной подготовки и личного опыта преподавателя, прежде чем он возьмется обучать психотехникам своих учеников.
Одна из самых известных техник, особенно востребованных среди практиков – медитация, и именно с ней связано множество мифов и искаженных представлений.
Об основных ошибках и отвлечениях, с которыми сталкивается практик на разных стадиях освоения медитативных техник, я расскажу в этой статье.
Но сначала определимся с тем, что такое медитация.
Медитация – одна из стадий глубокого сосредоточения, наряду с концентрацией и самадхи. Это одна из форм взаимодействия, которая позволяет познавать тот или иной объект и управлять им. В классической йоге на первом этапе объектом сосредоточения и медитативного исследования является система человека и её отдельные структуры – физическое, праническое, ментальное пространства. В дальнейшем это может быть любой другой объект.
Первая стадия сосредоточения – концентрация – начинается с привлечения внимания к объекту. Во время концентрации подавляются все другие стимулы и отвлечения, внимание полностью направлено на интересующий объект. Концентрация может быть результатом как осознанного волевого акта, так и естественного, всепоглощающего интереса или потребности, которая создает направленность внимания.
Когда состояние устойчивой концентрации достигнуто, она переходит в следующую стадию – медитацию – спонтанный процесс слияния с объектом. При этом сохраняется разделение между объектом и наблюдателем, у практикующего остаётся ощущение “Я – наблюдатель”. Медитацию можно описать словесной формулой “Я есмь то”.
Третья стадия глубокого сосредоточения – самадхи, во время которой, в отличие от медитации, наблюдатель отсутствует, и происходит полное слияние с объектом. Состояние самадхи описывается словами “Я есмь”.
Во время освоения медитативных техник каждый сталкивается с внутренними процессами, которые отвлекают от сути и часто становятся серьёзным препятствием в практике. Вот самые распространённые из них.
Образы
Когда практик принимает неподвижную позу для медитации, успокаивает тело и закрывает глаза, перед его внутренним взором возникают различные картинки, образы, мысли, источником которых является память. Происходит это потому, что внутренний экран освобождается от внешних впечатлений, и как следствие, начинает проявляться внутренняя активность памяти. Образы и картинки могут быть очень яркими, красочными, зрелищными и объемными. Часто они кажутся истинными, но, по сути, являются продуктами функционального ума – склейкой из памяти, эго-ожиданий, амбиций и воображения.
Хотя эти образы – лишь проекция памяти и плод пассивного воображения, некий «внутренний телевизор», многие принимают их за достижения в практике медитации. Если практик наполняет эти образы какой-то идейностью, придаёт им особую значимость, важность, что происходит довольно часто, то они сформируют у него ложное представление о себе – гипертрофированное чувство собственной значимости, эгоцентричности, самовозвеличивание, отличия от других. Хотя это просто зависимость от внутренних образов “телевизора” и личностными, эгоцентричными интерпретациями.
Здесь важно понять и практиковать принцип вайрагьи – научиться не привязываться к результатам и психическим эффектам практики. Отношение к этим образам должно быть нейтральным, не стоит придавать им значения и пытаться их интерпретировать.
У некоторых на начальном этапе практики возникает совершенно другой опыт – возникают подавленные подсознательные образы негативного характера – информация, сохраненная в вытесненной области памяти. Это область памяти, недоступная произвольному проявлению информации при обращении к ней. Эти “файлы” скрыты для активного сознания.
Часто эти болезненные проявления пугают практика. Иногда они трансформируются в символические образы, имеющие негативную окраску. Практика медитации способствует выходу вытесненной информации из подсознания в область сознания, и она начинает проявляться в повседневной жизни человека, окрашивая её в соответствующие тона и состояния.
В этом случае важно на время прекратить попытки медитационных погружений и сначала разобраться со своими психологическими проблемами. Возможно, лучшим выходом здесь будет пройти курс личной консультации у психолога или психотерапевта.
“Ложное самадхи”
Еще одно состояние, которое часто ошибочно принимают за медитативное, – впадение в оцепенение, отупение, ступор. Мыслей вроде нет, но нет и психической активности и возможности совершать действия в этом состоянии. Это состояние «ложного самадхи». Здесь важно обрести активный центр сознания, который может быть спроецирован в какую-либо зону физического тела. Важно поддерживать активность этого центра и не впадать в состояние отупения. Состояние активности – это не размышление или формирование образов. Это психическая активность без проявленной деятельности ума.
Во всех медитативных практиках необходимо использовать психические инструменты, которые предварительно нужно в себе развить. Это способность к различению и управление вниманием-волей, а также непривязанность и умение сбрасывать впечатления от полученного в результате практики опыта. Без них практиковать медитативные погружения чревато.
Эти инструменты можно развить различными способами, посредством традиционных или авторских методов.
Состояние блажества
Одна из форм зависимости, которая возникает у многих практиков – это зависимость от состояния блаженства, которое возникает при длительном сосредоточении. Состояние блаженства является естественным фоном, присутствующим в любой системе (объекте). Когда практик соединяется с этим фоном во время медитации, он переживает это состояние и проявляет его в себе.
Это как персик, который имеет сладкую мякоть, окружающую центр – семя. Главным является семя, но нас привлекает мякоть, а семя мы выбрасываем. Поэтому, практикуя медитацию, часто практики увлекаются фоном, а не сутью. И достижение состояния блаженства является для них критерием продвижения в практике. Это состояние может служить критерием на определённом этапе, но если оно становится самоцелью, то превращается в препятствие. Блаженство – это один из эффектов практики медитации, поэтому здесь также важно практиковать непривязанность, чтобы пройти за фон и соединиться с действительностью.
* * *
Как я уже говорил, на первом этапе с помощью медитативных погружений практик изучает и познаёт свои структуры, учится взаимодействовать с ними и управлять ими. Лишь после овладения навыками адекватного взаимодействия со своими структурами можно переходить к взаимодействию с другими системами, существующими во вселенной.
Тем, кто попадает в зависимость от картинок, необходимо больше развивать в себе различение и непривязанность к тому, что видится на внутреннем экране. Западение, отождествление с видимым приводит к смещению реальности в сторону иллюзорных картинок и их интерпретаций. Интерпретации, направленные, как правило, в сторону создания собственно избранности, могут привести к глубокой перестройке личности, вплоть до психических расстройств.
Прежде чем заниматься медитацией, важно проработать психические комплексы, освободиться от детских психоблоков, психических зависимостей, развить трезвость и критичность восприятия – важные качества в работе с психической сферой.
А также здесь важны навыки первой и второй ветвей йоги – яма и нияма.
Нельзя выходить в пространство вне индивидуальной системы, если нет готовности, уверенности в себе, не проработаны зависимости, нет целостности индивидуального “я”, воли, собранной в центр, независимости, бесстрашия.
В противном случае, попадая на неизвестную информационную волну и взаимодействуя с ней, практик может попасть в зависимость от неё и от стоящих за ней сил.
Эта зависимость, к которой приводит незрелость души, слабость человека, может проявляться в служении этим силам, исполнении чужой воли.
Духовная зрелость и устранение душевных изъянов позволяют обрести целостность и независимость, и на равных взаимодействовать с разными формами сознания, присутствующими во вселенной.
Тогда медитативное взаимодействие становится методом познания других систем, что позволяет развиваться человеку.