Здесь приводится описание Мула-бандхи как отдельного упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как следует разобраться в технических аспектах Мула-бандхи как средства управления восходящими праничскими потоками.
“Мула” – корень, источник, начало.
Над промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое “Канда” – яйцо. Это – небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади – каналы энергетического тела. Сжатием Канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется Мула-дхара-мудрой – замком корневого потока.
Мула-дхара-мудра – центральная часть Мула-бандхи. Кроме того, в Мула-бандху входят также еще задняя ее часть – Ашвини-мудра и передняя часть – Ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота. Мула-дхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно.
Ваджроли-мудра – сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику – стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца.
Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, Ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединною кольца.
В сочетании с Ваджроли-мудрой и Ашвини-мудрой Мула-дхара-мудра направляет поток в три главных внутренних канала – центральный, левый и правый – соответственно, Сушумну, Иду и Пингалу. Таким образом, полная Мула-бандха, сжимая Канду со всех сторон, заставляет прану (энергию) подниматься вверх по всем четырем главным каналам – центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая Ахам-грантхи и Махат-грантхи (энергетические “узлы”). После того как мышцы, посредством сокращения которых выполняется Мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота – в области вихря Манипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела – таково качество энергии Манипуры (им обусловлена функция Манипуры как основного хранилища и источника жизненной силы). Таким образом, практика Мула-бандха-мудры собирает энергии всех нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее “информационное” качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал.
Техника выполнения. Сесть в Падмасану или любую другую медитативную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в Маха-бандха-мудре. Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрягать мышцы тазового дна. Общее Движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы “вытеснения” его содержимого вверх. Сделать полный вдох, следует выполнить Джаландхара-бандху – вытянув вверх к макуке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок – и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства. Начать выдох. Убрать Джаландхара-бандху. С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца. По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать ею нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.
Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день.
Действие. Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности – геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т. д.
Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.
Источник: www.ukryoga.com
Процесс выполнения Мула-бандхи или “корневого замка” описан очень точно, но сложновато для начинающих. Действительно Мула-бандха – одно из наиболее часто повторяющихся действий в кундалини. отличная статья :)))