Давайте поговорим о препятствиях и возможностях в нелегком труде по овладению медитацией. Конечно, нам не получится разговаривать о медитации в отрыве от остальных аспектов жизни. Медитация – это мощная техника, но она является лишь частью пути самовоспитания. Поэтому этот разговор будет немного обо всем.
При начальных попытках медитировать оказывается, что овладеть медитацией невозможно при:
- отсутствии необходимого телесного здоровья;
- энергетических блокировках и зажимах;
- отсутствии психической целостности и устойчивости;
- лености сознания;
- избалованности в желаниях (анти-аскетизм), обилии самсарных устремлений и целей;
- высоком или низком самомнении;
- непостоянстве в выборе направления (учения или учителя);
- невладении собственным вниманием, неумении фокусировать и удерживать внимание;
- отсутствии подлинного понимания, зачем это нужно – например, для любопытства, для обретения уважения, нечем себя занять, на спор и прочие нелепые причины.
А вот что в качестве «побочных» эффектов дает нам практика медитации:
- достаточное телесное здоровье;
- гармоничную развитую энергетику;
- психическую целостность и устойчивость;
- активность спокойного сознания;
- естественную (ненасильственную) скромность в желаниях;
- отсутствие самомнения;
- постоянство направления;
- овладение вниманием;
- обретение понимания смысла практики и жизни.
Получается, что состояние медитации порождает в человеке весь необходимый спектр условий для вхождению в медитацию.
Но как же в нее войти, когда нет ни здоровья, ни психического равновесия, когда мучает гордыня и энергетика вся зажата и переломана? Где взять все то, что позволит в нее войти, если все это мы обретаем тогда, когда мы уже в нее вошли?
Такая постановка вопроса довольно часто возникает в духовной практике. Например, мы не можем контролировать свои эмоции и поступки, пока нас терзает самость. Но чтобы распрощаться с самостью, нам следует ее оттеснять – то есть брать под свой контроль наши эмоции и поступки. Но как? Как мы можем это сделать, когда наша контролирующая субстанция сама подконтрольна самости? Получается, мы действительно овладеем собой только после того, как освободимся.
Такие парадоксы рождают образ змеи, поедающей свой хвост. В этой цепочке нет ни начала, ни конца. Причина порождает следствие, которое является своей же причиной. Этот круг невозможно разорвать.
Однако его можно уменьшать в диаметре, высвобождая из-под его власти нашу жизнь.
Воля человека является той нашей составляющей, непостижимой для ума, которая заставляет змею поедать свой хвост. Именно нашей волей мы делаем невозможное – мы уничтожаем змею, не разрывая причинно-следственный механизм. Своей волей мы сводим этот замкнутый круг в точку. Поэтому воля должна быть стабильной – миллиметр за миллиметром из года в год она должна заставлять змею уменьшаться в размерах. И чтобы это произошло, требуется серьезная мотивация. Ни любопытство, ни идеологический туман, ни восторженные эмоции, ни зависть, ни соперничество, ни желание славы среди друзей-эзотериков никогда не смогут быть движущей силой такого процесса. Все эти мотивы сами являются частью этой змеи – они рождены самостью, которая сковывает и одурманивает наше сознание. Такие мотивы сами стоят на пути овладения медитацией. Следуя им, человек никогда не согласится заплатить ту цену, которую приходится платить для того, чтобы начать медитировать. Эта цена – прежде всего отречение от всех подобных мотивов в своей жизни.
Процесс поедания змеи – это, иными словами, процесс исчерпывания своей Кармы. Мы не можем разорвать причинно-следственные цепочки, мы не можем выпрыгнуть из своего существования или скрыться от себя, мы не можем остановить или сломать механизм причинно-следственного закона. Однако мы в силах постепенно выйти из-под его власти. Это происходит путем выбеливания своего существования за счет большого труда и осмысленного переживания жизни – не только страданий и неудач, но и успеха, и радости. Даже начальная отработка кармы делает нас более прозрачными внутри, выхолощенными, она опустошает нас от того бытия, которое мы ведем, она стирает координаты прежних ценностей и ориентиров.
Одновременно каким-то другим более тонким вниманием мы вдруг замечаем, что что-то иное наполняет нас чем-то качественно другим, недоступным ранее. И это нечто дарит нам устойчивость, радость, стремительность и внутреннюю свободу. Наша Душа раскрывается, как парус под напором Ветра. Это не метафора. Мы понимаем, что жили до этого в узкой клетке, закованные в кандалы. А что же сейчас? Если мы поверим в то, что сейчас мы свободны и летаем по небу, то мы остановимся на нашем пути в наслаждении полета. Но если мы продолжим практику очищения, то однажды мы увидим, что ощущение полета было от того, что у нас просто закружилась голова от бескрайнего неба. Показавшегося сквозь тюремную решетку.
Говоря иначе, на каком-то этапе практики круг змеи становится настолько мал, что мы начинаем терять его из виду – он как бы перестает проявляться на фоне нашей жизни, перестает нас стеснять и довлеть над нами. Так нам может показаться, что мы овладели собой или что мы научились медитировать. Однако он по-прежнему будет незримо, исподтишка, препятствовать нашему дальнейшему очищению. И тут опять встает вопрос мотивации – будем ли мы удовлетворены текущим положением вещей? Будем ли наслаждаться достигнутым и потреблять плоды наших усилий? Или мы найдем в себе причины двигаться дальше? А потом еще дальше?
Достаточно важный вопрос, откуда берется чудесное заполнение внутренней пустоты? Оно происходит, когда мы правильно относимся к практике, когда мы стремимся к Богу и посвящаем свою практику Ему. Если же мы будем одержимы иными целями, то мы наполнимся тем, что соответствует этим целям, вернее тем, что стоит за ними. Но это не будет истинным очищением. Это будет еще одна ступень набора опыта, необходимого для обретения органического (телесного) понимания, где именно находятся непреходящие ценности человеческого бытия.
Даже если мы будем очищаться просто ради очищения, то и это будет ложной целью. Во-первых, скорее всего, в таком подходе будет завуалированное желание очищаться «для себя». Но для какого «себя»? Разве мы знаем «себя»? Во-вторых, очищение рождает пустоту. Но природа не терпит пустоты, и наша пустота обязательно чем-то наполнится сквозь бреши нашей небезупречности. Мы не сможем этому препятствовать.
Однако правильное стремление дарит человеку подлинное очищение, поскольку при этом пустота заполняется тем самым «наполнителем», что был положен Конструктором по техническому регламенту при создании человека. Все остальные «наполнители» – суррогаты, ведущие в заблуждение и дарующие опыт «как делать не надо».
Истинное наполнение не только препятствует проникновению в нас посторонних примесей, но как целительный нектар изнутри излечивает и восстанавливает те самые бреши нашей небезупречности. Это наполнение дает нам силы жить и идти выбранным путем.
Так, именно через наше правильное стремление мы из состояния «поломанной» и загрязненной конструкции постепенно идем к состоянию, которое соответствует замыслу Создателя, чем и реализуем свое высшее предназначение.
***
Медитацией следует овладевать одновременно со всеми смежными практиками, нацеленными на освобождение сознания.
Бессмысленно строить стратегию на том, чтобы за счет других практик довести себя до состояния успешного медитатора, чтобы однажды «перерезать ленточку» и торжественно погрузиться в медитацию. Такой план от ума, он не произойдет. Когда мы используем смежные практики по достижению критериев успешного медитатора, мы тем самым отрабатываем Карму. За счет этого мы автоматически спонтанно будем погружаться в медитацию по мере приближения к «идеальному медитатору». А все дело в том, что медитация – это техника, ведущая к естественному состоянию человека. Первичное медитативное состояние настигает нас при определенной внутренней чистоте независимо от рода наших практик. Человек может даже иметь убеждения, что медитация – это зло (например, так считается в некоторых религиях). Однако при усердии в других очищающих практиках он неизбежно начнет входить в медитативное состояние. Возможно, называть это состояние он будет как-то иначе, в соответствии с его убеждениями, но это не меняет сути происходящего.
В то же время, не получится добиться сдвигов в медитации, если между попытками медитировать мы будем придерживаться прежнего образа жизни – бесконтрольно раздражаться, обижаться, мстить, обманывать, завидовать, плести интриги, гоняться за самсарными целями и т.д. Усилия в медитации будут сводиться к нулю таким поведением.
С помощью различных техник медитации и за счет наших усилий происходит постепенный перевод нашего базового внимания с мира вещей (грубого мира) на мир духовный (тонкий мир). Однако это не сможет произойти, если основную часть времени наше внимание будет захвачено страстями и прочими атрибутами самсары. Освоение медитации – это кумулятивный процесс. В усердной практике наше внимание постепенно, день за днем смещается из поверхностного (внешнего) восприятия вглубь нашего естества. Через это мы приближаемся к восприятию духовных процессов.
Углубление в состояниях медитации помогает нам лучше справляться с «дневным» набором практик. Например, в ежедневном самонаблюдении постепенно появляется «надстройка» сознания, которая не играет в игры самости, из нее мы можем смотреть со стороны (и даже сверху) на наши эмоции, мысли и действия. Еще чуть позже мы учимся не только наблюдать, но и корректировать эти проявления. Мы начинаем не терять себя в буре эмоций и переживаний в нашем ежедневном общении в житейских обстоятельствах. Это касается не только самонаблюдения, но и остальных «дневных» практик – они нам будут даваться чуть легче.
В свою очередь усилия в «дневных» практиках помогают углублять состояние в медитациях – мы чувствуем, что наше сознание становится более подвижным, а внимание более цепким.
Этот прекрасный эффект взаимопроникновения практик происходит от стабилизации токов внимания внутри нашего естества. Мы преобразуем себя согласно высшему Плану, и это неминуемо отражается во всех сферах нашей активности.
Итак, наиболее короткий путь – это совмещение усилий в овладении медитацией и усилий в смежных практиках, таких как самонаблюдение, внутренняя улыбка, разотождествление себя с плодами своих трудов, работа с прошлым, прощение обидчиков и т.п. Сюда можно было бы добавить и контроль сновидений, однако для загрязненной души опасностей и рисков здесь куда больше, чем возможностей. Я имею в виду возможности духовного пути. Глубокие осознанные сновидения (не просоночные состояния) открывают для человека слишком многое – и хорошее, и ужасное. И если к этому подойти, не достигнув определенной духовной и психической зрелости, то эти открытия неизменно порабощают человека, уводят его в сторону от подлинного духовного мира и пути высшей реализации.
***
В начале практики медитации мы учимся овладевать своим вниманием – мы учимся фокусировке, учимся подчинять его не хаосу внешних обстоятельств, а нашей воле. Этому способствуют также и болевые эффекты, проявляющиеся в теле. Ведь тело для нашего сознания – это тоже «внешнее обстоятельство». Болит оно из-за того, что мы не насыщены вниманием, наши каналы заблокированы и пусты. Фокусируясь на болевых местах в теле или, наоборот, всеми силами уводя внимание от восприятия боли, мы учимся управлять своим вниманием.
Эта ступень – подготовка к медитации, но даже эта ступень уже сама по себе является медитацией в более широком понимании. Во время такого воспитания себя мы незаметно перемещаем базис нашего мировоззрения все ближе и ближе к восприятию тонкого (духовного) мира. Именно так происходит утончение восприятия – через труд и боль, а не через обсуждение книг про «энергии вселенной» в уютной кафешке.
Если мы будем хотеть видеть тонкие процессы без изнуряющей практики воспитания внимания, то мы неизбежно начнем играть в фантазии. Большое число людей живут в мире эзотерических фантазий. Это очень удобно – наслаждаться и не платить за это трудом и болью. Все, что нужно – это прочесть пару книг про «энергетику» и дать волю фантазии в тесном кругу начинающих «экстрасенсов». Увы, даже за такое сомнительное удовольствие однажды придется заплатить. Ведь эти фантазии – это не подарок, а кредит.
***
Существует еще одно расхожее заблуждение, что медитация – это уход внимания от тела, то есть когда мы его перестаем чувствовать и т.д. Может оно и так. Да только стремиться к таким ощущениям нельзя. Мы можем попасть в очередную красоту (прельщение) буйных фантазий нашего ума.
И вот почему. Прежде чем наше внимание будет способно уйти от тела, нам нужно пережить еще один важный этап – это приход внимания в тело. Вы считаете, что Ваше внимание уже в теле? Не торопитесь, приход внимания в тело может занять не один год упорного труда. У большинства начинающих практиков внимание только в голове. Мы внимаем лишь нашим мыслям – нескончаемому описанию мира. Но это описание – есть ложь, порожденная нашими загрязнениями. Даже с собственным телом мы взаимодействуем через мыслительный процесс.
Поэтому самый короткий путь в медитацию «без тела» лежит через тело. Нам надо насытить тело вниманием. Из головы (из потока мыслей) нам легче всего выйти в ту область, которую мы хотя бы как-то очерчиваем в своем уме – это наше тело. Мы хотя бы знаем, где его искать – где-то ниже головы.
Потому-то наше тело и болит в медитациях, что мы его не чувствуем, что нет в нем нашего внимания. И если при этом под влиянием каких-то справочных руководств или сомнительных «учителей» мы пытаемся покинуть тело, то это не практика, а глупость. Как мы можем его покинуть, если нас там еще нет?
Для начала нам надо покинуть голову, в которой нам так уютно рисовать себе процесс покидания тела и прочие воинские подвиги.
Когда мы покидаем область мыслей – мы оказываемся в состоянии первичной медитации. Мы видим некоторое пространство внутри себя, похожее на сосуд. Мы смотрим внутрь этого сосуда, мы его чувствуем. Если такое происходит, значит, нам удалось переключить внимание от непрерывного пребывания в потоке мыслей (внутреннего диалога, визуальных образов и эмоциональных переживаний) на нечто иное по своей природе. Это нечто и есть наше тело в одном из ракурсов рассмотрения. Это уже не думанье про тело, а само тело. Мы внимаем тело.
Можно сказать, что так открывается вход в медитацию.
Существует множество положений сознания, из которых мы можем воспринимать наше тело, а также другие странные вещи. Однако в основе восприятия тонкого мира лежит чистота доступного нам грубого мира. Именно чистота не позволяет нашим фантазиям бежать впереди нашего реального опыта. Путешествие вверх, к «свету», будет фантазией без труда над очищением наших «низов», без осознания и очищения наших «корней» – самых потаенных и далеких травм. Так подлинное путешествие вверх начинается с путешествия вниз.
Теперь вы видите, что медитация – это не нечто запредельное. Наоборот, эта техника позволяет двигаться нам к естественному состоянию человека. Это чистое состояние стало запредельным для нас вследствие нашей отделенности от Бога. Именно отделенность порождает скованность сознания, загрязнения и миражи восприятия. Миражи и загрязнения окружают наше неподвижное сознание. Это формирует ложную реальность – мы воспринимаем не мир, а совокупность наших травм и пустых фантазий.
Медитация предлагает нам вырваться за пределы этой реальности.
Когда-нибудь нам всем предстоит проделать этот путь.