Камлеш Патель продолжает тему путешествия к свободе. В этом выпуске он ведет нас дальше, в совершенно новую сферу ощущений, где побывали немногие.
В части 1 мы исследовали эволюцию нашего сознания через чакры района Сердца — те, которые связаны с нашим физическим существованием на этой Земле. Овладев этими пятью чакрами, мы движемся дальше, расширяя наше сознание в район Ума, также известный как район Сверхразума Бога. Чтобы войти в этот район, есть одно важное требование: сначала мы должны стать воплощением великодушия сердца, которое возникает, когда мы очищаем сердце и обретаем контроль над эмоциями мирской жизни.
В этой новой сфере мы испытываем другой уровень свободы: мы свободны от цикла рождения и смерти. Другими словами, мы выходим за пределы необходимости в реинкарнации, и это известно как освобождение. У нашего сознания есть свобода парить совершенно по-новому, и мы выходим за пределы сознания к тому потенциалу, который создает сознание. Душа преодолела первый важный рубеж на пути возвращения домой, к Источнику.
Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, куда оно нас приведет. Это новая сфера ума выходит за рамки дуальностей (двандвы) повседневного физического существования, и всё же она всегда присутствует во всем, что мы делаем в повседневной жизни. Мы продолжаем наше путешествие и входим в Космический район, также известный как Брахманда Мандал и Вират Деш, который начинается в чакре 6 между бровями. Это такой обширный район, что, как правило, недостаточно даже тысяч лет, чтобы пересечь его, не говоря уже о его величии. Здесь мы чувствуем святость и благочестие и осознаем все силы, которые здесь присутствуют.
Космический район — это хранилище неисчерпаемой энергии, которая обеспечивает земной план и поддерживает нашу материальную жизнь. Когда мы путешествуем по нему, мы ощущаем во всем нашем существе огромную силу, подобную электричеству. Мы ощущаем в себе большой электрический заряд.
Здесь мы обнаруживаем движение, которое имеет форму расширения и сжатия, это многонаправленное и многомерное движение. Наш ум расширяется, и мы развиваем качество безграничности. Наше сознание расширяется на 360 градусов. Наше расширение продолжается до тех пор, пока мы не осознаем, что мы расширились по всему миру. Вселенная кажется слишком маленькой для нас по мере того, как мы развиваем соответствующее расширение внутри себя.
Именно на этом этапе пути роль Гида становится очень важной, потому что, как может освобожденная душа, очищенная душа, пребывать в теле, если это тело не очищено? Гид помогает нам очистить каждую клеточку. Как это происходит? Это вопрос личного опыта, и, я надеюсь, вы все будете практиковать и сами убедитесь в этом.
В этом Космическом районе мы находим чакры 6, 7 и первую половину чакры 8. Чакры 6 и 7 почти переплетаются в виде восьмерки, в которой нижний круг (чакра 6) меньше верхнего круга (чакра 7), и нижний круг находится немного впереди верхнего круга. Чакра 7 — это хранилище огромных сил, а чакра 6 — это место, откуда эта сила распределяется.
В некоторых традициях рекомендуется медитировать на чакру 6 между бровями, и даже в «Бхагавад-Гите» Господь Кришна советует Арджуне медитировать на эту точку. На это есть особая причина: Арджуна был воином во время войны Махабхараты. Он колебался, находясь на поле битвы, а для борьбы ему нужна была сила и энергия. Сила — это суть Космического района, а Арджуне нужна была сила.
Но мы не собираемся вести войну. Мы ведем семейную жизнь, и для этого нам нужны любовь, понимание, сострадание и сочувствие — все качества сердца. Позже в «Гите» Кришна говорит, что Бог пребывает в сердце всех существ. Это важная подсказка для тех, кто ищет Реализации. Медитация на сердце является насущной потребностью.
Я назвал чакру 7 чакрой Дурвасы. Дурваса был персонажем эпоса «Махабхарата». Он обладал большими силами и был склонен к ярости, в моменты которой он проклинал людей. Из-за огромной силы, преобладающей в этом районе, мы можем иногда становиться небрежными. Когда кто-то нас раздражает, мы можем выйти из себя, потому что в нашем распоряжении есть сила. Но мы не станем такими, как Дурваса, если любовь будет в основе нашего духовного путешествия. Я дал чакре это имя в качестве предостережения, чтобы мы знали о такой возможности. Там есть силы, но также есть Гид, чтобы защитить нас. Но даже тогда нам необходимо быть бдительными в отношении того, как мы обращаемся с другими.
Если мы чувствительны, то обнаружим присутствие могущественных сил, которые управляют разными частями Вселенной, но такие силы даны нам не для того, чтобы мы использовали их для себя. Они созданы для всеобщего блага, не для индивидуального спокойствия, но для всеобщего спокойствия и для благополучия всех.
Достижение чакры 7 создает очень приятное чувство экстаза. Кажется, что мы достигли места назначения, и это настолько очаровательно и привлекательно, что часто даже самые искренние искатели останавливаются. И тогда Гид должен вести нас вперед. Состояние чакры 7 кажется изумительным, но для истинного йога это детская забава.
Космический район — это то место, где мы действительно способны трансформировать наш характер от вспыльчивого к отзывчивому. Отзывчивость исходит из чистого сердца и сбалансированного ума. Передача настраивает ментальные тенденции и изменяет намерения сердца. Здесь низшее «я» становится космическим «Я», переходя от эгоизма к альтруизму.
Наша заинтересованность и помощь способного Гида приводит нас к чакре 8. Первая половина этой чакры находится в Космическом районе, а вторая половина — в Супра-Космическом районе, также известном как Пара-Брахманда Мандал. «Пара» означает «выше». Мы пересекаем Космический район в пределах этой чакры и ощущаем что-то наподобие свежести, какую почувствовал бы перегревшийся на солнце человек, принимая прохладную ванну летом.
Пройдя Космический район, мы больше не очарованы силами, связанным с чакрой 7, потому что мы осознаем бесполезность накопления силы. Наше внимание направлено на другое — это утончение и преодоление всего, что связано с силой, и, конечно, это означает эго. Теперь мы очарованы смирением и желаем сдаться тому, кто выше нас самих, поскольку мы понимаем, что мы сможем продолжить наше путешествие в высшие сферы только с покорным сердцем.
Мы часто слышим, что мир — это майя, иллюзия, и здесь, в чакре 8, мы чувствуем это состояние и в результате теряем интерес к ненужным вещам. Это отречение не является принужденным или навязанным, оно совершенно естественно. Мир больше не является игровой площадкой, и мы чувствуем, что он похож на сон. Здесь во всем ощущается легкость. Мысль теряет свой вес, и мы начинаем наслаждаться покоем и устойчивостью. Здесь покой имеет другую частоту, чем тот покой, который мы ощущали в чакре 2 в сердце. Он более возвышенный, но только искатель, который наряду с этим покоем чувствует неугомонность в отношении реализации Наивысшего, может овладеть этой точкой. Необходимо неугомонное сердце, готовое оставить позади покой чакры 8, чтобы двигаться дальше.
Затем мы переходим к чакре 9, и новый район, в который мы входим, требует более высокого уровня подчинения, более высокого уровня сдачи. На санскрите сдача известна как Прапанна, и таково название этого региона. Суть 9-й чакры заключается в сдаче и смирении, что символически отображается в образе Господа Кришны, окруженном коровами, или Господа Иисуса Христа с маленьким ягненком на руках. В этом изображении ягненок чувствует себя очень комфортно, и это тоже становится нашим состоянием. В этом молитвенном состоянии покорности в нашем сердце всегда присутствует видение Божественности, поэтому мы повсюду видим Божественность.
Мы пришли к согласию с миром и не испытываем ни чувства привязанности, ни отвращения. Мы находимся в состоянии полной сдачи, подобно отношению Ханумана к Господу Раме в «Рамаяне» и подобно коровам Кришны и ягненку Христа. Имя «Хануман» отражает его природу: маан означает «честь и уважение», а хану означает «без». Он не требовал ни уважения, ни признания. Поэтому я назвал эту точку именем Господа Ханумана. В 9-й чакре всё больше и больше Божественного и всё меньше и меньше индивидуального «я».
Сердце обретает безграничную чистоту. Здесь начинается настоящая привязанность, каждый момент наполняется Его существованием, и мы сожалеем о каждом моменте, который прошел без этого единения. В действительности это и есть изначальный смысл греха: отстранение от этого благородного союза с Господом. Мы естественным образом, без усилий поглощены Богом и пребываем в состоянии сдачи.
Также на этой стадии при приближении к Божественности отсутствует иллюзия. Мы принимаем обстоятельства с мужеством, уважением и почтением, и любые чувства неприязни или ненависти настолько далеки, что совсем не беспокоят нас. Игра эго в этих высших сферах может быть очень мучительной, но, если мы найдем решение этому, нам будет даровано необыкновенное блаженство. А найти решение этому мы можем только после того, как начали сливаться с Наивысшим.
На этой стадии, если мы считаем себя хоть чуть-чуть выше, чем кто-либо еще, мы падаем во тьму и понимаем, что ничто не может наказать нас больше, чем наша собственная совесть. И даже мысль о достижении или разговор о нашей связи с Возлюбленным кажутся высокомерными и бесполезными. Мы чувствуем дуновение божественного сознания. Чувство верховенства Господа поглощено любовью. Существует совершенное чувство естественности. Почтение к Господу просто захватывает.
В этой чакре наши мысли и воля созвучны с нашим Гидом, и мы чувствуем себя полностью зависимыми от него, в осмосе с ним, и наша любовь к нему очень сильна. Мир не кажется ни реальным, ни нереальным. Наше индивидуальное сознание сливается с сознанием нашего Гида.
В нашей повседневной жизни мы спрашиваем себя: «Как мой Господь почувствовал бы себя, если бы я сделал это или не сделал того, если бы я думал так или вел себя так?» В 9-й чакре мы становимся очень чувствительными в этом отношении. Тогда представьте себе уровень этикета и почтения, который требуется, чтобы отправиться в чакру 10, где преобладает Господь. На самом деле подготовка к такому отношению «да пребудет воля Твоя» начинается на самых ранних этапах духовного путешествия. Такова потребность в прочной основе, базирующейся на вере.
Сдача Господу — это суть чакры 9, тогда как в чакре 10 сдача превращается в крайнюю близость к Господу. Мы переходим в новый район, и игра здесь заключается в том, что, до какой степени мы сдаемся, до такой степени Господь преобладает в нас. Мы колеблемся между нашим собственным присутствием, как преданных Ему, и Его полным присутствием. Это колеблющееся состояние само по себе является районом, известным как Прапанна-Прабху.
По мере нашего продвижения по этому району, мы начинаем ощущать, что мы едины с Господом и между нами нет никакой разницы. Всё, что есть у Него, принадлежит нам. Это не означает, что мы владеем миром, но это похоже на положение принца: все вещи во дворце принадлежат королю, но мы чувствуем, что они тоже наши. Подобным образом, отсутствует чувство разделенности. В конечном итоге Господь начинает преобладать в этой игре колебаний, и мы продолжаем переход к следующему району Прабху.
Всё здесь наполнено присутствием Господа, и близость здесь невообразима. Если мы поднимаем руку, мы чувствуем, что это рука Господа; мы видим глазами Господа. Это прекрасное состояние. И здесь происходит еще одна прекрасная вещь. Поскольку мы стали настолько идентичны с Господом и нашим Гидом, мы можем распространять вибрации Господа, вибрации Гида. Мы становимся средством распространения, подобно сандаловому дереву. Что делает сандаловое дерево? Когда ветер проходит через сандаловую рощу, аромат сандалового дерева распространяется повсюду. Что-то подобное происходит и с нами, поскольку мы постоянно погружены в Бога.
Наступает такая стадия, когда Господь сливается с нами, и вибрации Господа исходят из нас. Такова красота 10-й чакры. Тем не менее мы становимся всё более и более неугомонными. Мы рассмотрим эту неугомонность и остальную часть духовного путешествия в последней статье о нашем пути к свободе в следующем выпуске.
Журнал Heartfulness
Я только учусь медитации
И как, у вас получилось?
Я только учусь медитации