КАК ВЫ ищете Бога, истину или возлюбленного, так же и он ищет вас. Поиск никогда не бывает односторонним. Если поиск происходит только с одной стороны, он будет напрасным. Поиск должен быть с обеих сторон, иначе он становится пустым ожиданием. Существование пребывает в балансе. Одного вашего ожидания недостаточно; ваше томление, ваш поиск совершенно необходим.
Есть одно суфийское изречение: если вы делаете один шаг навстречу Богу, он делает навстречу вам тысячу шагов. Но, по крайней мере, один шаг с вашей стороны совершенно необходим. И этот ваш единственный шаг гораздо важнее тысячи шагов Бога, потому что под Богом не подразумевается никто конкретно, Бог есть вселенский разум, осознанность всего существования.
Пропорционально вы обладаете относительно небольшой осознанностью. И один ваш шаг гораздо больше, чем тысяча шагов Бога, потому что разумность существования бесконечна. Одного вашего ожидания будет недостаточно; простое ожидание — состояние, в котором нет жизни; должна быть огромная тоска, жажда, исходящая из каждой клетки вашего существа. Пока Бог не станет для вас вопросом жизни и смерти, ваша встреча невозможна.
Почти каждый человек готов ждать — это значит, что в вашем листе ожидания Бог является последним пунктом, до которого вы должны переделать все на свете. Но это невозможно, даже для вечности; что-то всегда останется незаконченным. Бог должен стать вашим приоритетом. Он должен всегда оставаться в вашем сердце. Помните о Нем в каждом вдохе и каждом выдохе: что бы вы ни делали, это несущественно; основная ваша часть должна идти глубже в медитацию.
АНУСАТИ означает вспоминание — вспоминание о божественном. Бог не утрачен, нет способа утратить Бога, потому что Он неотделим от нас; Он есть везде, где есть мы — но мы можем забыть об этом.
Не нужно прилагать усилий для достижения Бога; все, что необходимо делать — вспоминать о Нем. Это просто забытый вами язык. И вы все еще его знаете — небольшое усилие, небольшой внутренний поиск, и внезапно каждый с удивлением обнаружит Бога внутри себя! Бог ни на миг не оставляет никого в одиночестве. Он есть наша жизнь, наше дыхание, наша осознанность. Вспомнить об этом означает развернуться к себе. В этом смысл христианского слова «обращение»: развернуться к себе, посмотреть на себя.
Обычно мы мчимся вперед, оставляя Бога за спиной. Нужно всего лишь развернуться, сделать поворот на сто восемьдесят градусов, и внезапно Бог окажется перед вами, потому что Он никогда не оставлял вас. Это просто; нужно всего лишь вспомнить об этом. Это действительно было бы сложно, если бы Бог оставил вас… это было бы невозможно.
ОКЕАНСКАЯ РЫБА рождается и живет в океане, но ничего не знает о нем — до тех пор, пока вы не вынете ее из океана. Тогда, внезапно, в рыбе возникает понимание. Только когда вы лишаетесь чего-то, вы начинаете помнить об этом. Только на таком контрасте случается вспоминание. Затем отпустите рыбу вновь в океан. Это та же самая раба, тот же океан и та же ситуация — но теперь все по-другому. Теперь рыба знает, что океан — ее жизнь и само ее существо. Раньше она находилась в океане, но была неосознанна; теперь она в океане и она осознает это.
И в этом принципиальное различие; различие, которое имеет огромное значение.
Все мы пребывали в Боге, все мы вышли из уникального источника существования, и мы должны были быть заброшены в этот мир так, чтобы мы вновь смогли начать поиск Бога, поиск океана — жаждущие, голодные, истосковавшиеся. И в день, когда мы найдем Его снова, мы обретем великую радость. Но она не будет для нас чем-то новым.
Когда Будда стал просветленным, он засмеялся и сказал сам себе: «Это очень странно! То, что я обрел, не является моим достижением, я просто признал в себе существование этого. Я всегда обладал им, только не осознавал его».
Единственная разница между грешником и мудрецом в том, что грешник полон забвением, а мудрец наполнен вспоминанием.