Для подавляющего большинства людей, лишь поверхностно знакомых с йогой, именно выполнение асан представляется самой важной её частью. Это неудивительно: глядя на фантастические, нереальные позы мастеров йоги, рядовой обыватель, как правило, преисполняется поистине священного трепета. Но на самом деле, асана – всего лишь третья из восьми ступеней классической йоги, основоположником которой считается Свами Патанджали (II в. до н.э.) Согласно его «Йога-Сутре», асане предшествуют яма и нияма, а последует –пранаяма. Вместе они составляют четыре низших ступени йоги, обычно называемые хатха-йога. А поскольку физический аспект практики является не менее важным, чем, скажем, энергетический или духовный, асаны хатха-йоги заслуживают детального и всестороннего рассмотрения в отдельной статье.
Что такое асана?
Очень часто, давая определение асаны, говорят о положении тела, которое «удобно и приятно». Это всего лишь повторение слов Патанджали. Но какой именно смысл вкладывал древний мудрец в эти слова? Прежде всего, следует понимать разницу между асаной осваиваемой (практикуемой) и освоенной. В процессе освоения асан могут возникать болезненные чувства в мышцах, связках и суставах – абсолютно закономерные и неопасные, но далёкие от понятий «удобно и приятно». В процессе практики, по мере освоения той или иной позы, они неизбежно уходят. Таким образом, можно заключить, что эта характеристика верна, как постфактум, для асан освоенных. Кроме того, это же определение применимо и к т.н. «асанам удовольствия» (бхагасанам), не требующим высокой степени напряжения и концентрации. И не в последнюю очередь следует обратить внимание на тот факт, что Сватмарама в своём каноническом тексте «Хатха Йога прадипика» указывает на необходимость практики всего одиннадцати (!) ключевых поз. Кому-то это количество может показаться просто смехотворным, однако в нём сокрыт глубокий смысл: практика йоги не должна иметь «перекоса» в сторону развития одного лишь физического тела, асаны не могут быть самоцелью, а их количество – предметом гордости; они являются всего лишь промежуточной ступенью в дальнейшем духовном развитии практикующего.
Исходя из вышеизложенного, мы можем определить асану, как статическую позу, при выполнении которой осознанное управление различными энергиями и физиологическими процессами в организме достигается за счёт особенностей этой позы, перераспределения напряжения, сжатий и растяжений в теле практикующего.
Классификация асан
На сегодняшний день существует несколько типов классификации асан йоги. Вот самые распространённые из них.
– По особенностям исполнения – лежачие, сидячие, равновесные, наклонные, перевёрнутые и скрученные.
– По воздействию на организм – силовые, растягивающие, сдавливающие, скручивающие, перевёрнутые и комбинированные.
– По назначению – общеукрепляющие, медитативные и терапевтические.
Пользуясь этой классификацией, любой опытный преподаватель йоги из всего многообразия асан подбирает именно те, которые наиболее подходят для начинающего, в зависимости от его пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовки и морально-волевых качеств. При самостоятельной работе (нежелательно, но встречается сплошь и рядом), начинающим следует хорошо ознакомиться с теорией, не полагаясь на 1-2 учебных видео, и соблюдать определённые правила предосторожности. «Главное – не навредить себе!» – вот основной принцип, которым следует руководствоваться при самостоятельных занятиях йогой, о чём мы уже писали ранее.
Воздействие асан на тело человека
При выполнении асан достигается эффективное воздействие на физиологию тела. Концентрация усилий на различных участках тела ведёт к их «пробуждению», активизации, улучшению жизнедеятельности этих систем и органов. Кроме того, воздействие одной группы асан на деятельность симпатической нервной системы, приводит её в тонус, а воздействие другой группы точно так же влияет на парасимпатическую нервную систему. При изменении статического давления жидкостей в различных полостях человеческого тела, достигается влияние на функционирование различных систем органов (это т.н. гуморальный эффект). А после сжатия или растяжения различных частей тела происходит компенсаторное увеличение в них кровообращения, также позволяющее влиять на различные системы органов (т.н. рефлекторный эффект). При воздействии на различные органы внутренней секркции (железы), асаны благотворно влияют и на связанные с этими железами чакры (энергетический эффект).
Именно на этих основных принципах и строится наука об осознанном, созидательном воздействии асан на тело человека. И неважно, какие цели поставлены – общеразвивающие или узко-терапевтические – йога справляется с ними одинаково эффективно!
Духовные аспекты практики асан
Тотально погружая сознание в собственное тело во время выполнения асан, йогин овладевает искусством полного физического и ментального расслабления. Практика асан и пранаямы одновременно позволяют ему освоить следующую ступень йоги, именуемую пратьяхара, основанную на переключении чувств и сознания во «внутреннее пространство» и разотождествления их с объектами восприятия. Впрочем, это уже высшая йога, именуемая также «раджа-йога». В её пределах практикующего ждёт уже качественно-новый уровень практики и жизни в целом.
Достигая цели йоги – гармоничного единства тела, ума и души, практикующий выходит за пределы дуальности, за пределы двойственного восприятия окружающей реальности, за пределы Майи – великой иллюзии. Это состояние называют окончательным Освобождением. Но первые шаги к нему можно сделать уже сейчас – через совершенство и завершённость асан, через очищающую силу осознанного дыхания, через соблюдение моральных и этических норм, построенных на общечеловеческих принципах добра и любви. В общем, на том, чему учит нас хатха-йога.
Будьте счастливы, здоровы и целеустремлённы на своём пути к совершенству!
ОМ ТАТ САТ
Автор: Максим Охрименко