• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Академия Духовной Йоги. Бюллетень №2. Пристальное самонаблюдение

    happybasket 661 Просмотров

    Пристальное самонаблюдение – это внутренняя практика по наблюдению собственных психоэмоциональных процессов. Для выполнения этой практики требуется сильный и свободный интеллект.

    Насколько глубоко мы можем наблюдать процессы внутри нашего естества, зависит не только от интеллекта, но и от количества нашего осознания. Чем больше мы осознанны, тем сильнее и глубже мы сможем фиксировать наше внимание на том или ином объекте.

    С другой стороны, такое осознание приобретается вследствие наших усилий по очищению себя от внутреннего мусора, который мешает естественному росту осознания. А практика по очищению от мусора требует фокусированного пристального внимания.

    Где же его взять, если поначалу человек не способен на пристальное наблюдение? Ведь в начале практики его внимание поверхностно (прилипает в основном к «внешним» явлениям) и не подчиняется его воле?

    Для этого существуют специальные техники, содержащие небольшие «уловки», чтобы мы могли обмануть Самость – вопреки ее стараниям сфокусировать наше внимание на внутренних процессах. Наблюдением и анализом вести себя к освобождению своего глубокого «я» из-под контроля гордыни.

    Например, это техники, описанные Кэти Байрон, когда мы за счет дополнительных «приспособлений» добиваемся того, что ставим себя перед фактом наших проблем против воли Самости; это чуть менее технологичные методы, рассказанные Лиз Бурбо; это косвенные техники остановки внутреннего диалога во время бодрствования (при помощи отвлечения внимания Самости на ходьбу, на звуки, на дыхание, при концентрации на различных частях тела и т.д.); это методы гештальт-терапии; техники разотождествления себя и того, кто сейчас находится в ситуации (Самость всегда против такого, ведь ее тайное оружие – это быть невидимкой, быть с нами одним монолитом и через это действовать внутри нас от нашего же имени); многочисленные прочие техники психотерапии, применяемые современной психологией для облегчения жизни пациенту (заметная часть которых пересекается с техниками, применяемыми в традициях мировых религий) и пр.

    Такие волевые жесткие техники, как техники прямой силовой остановки внутреннего диалога, техники остановки сна (т.е. остановка хаотичного внутреннего диалога во время фазы быстрого сна), техники концентрации неделимого внимания на объекте (точке), приучают ум к подчинению воле человека, а не произволу Самости. Обратите внимание, что «воля человека» и «воля Самости» — понятия разные. Многие путают эти понятия. «Воля Самости» — это та воля, которая часто употребляется в бытовом смысле. Воля человека – это осмысленные, осознанные действия, независимые от Самости, направленные не на ублажение Самости. А какие наши действия не направлены на ублажение Самости? Только подлинная практика соответствует этому. Все остальное – это ублажение Самости, а значит, проявление ее воли.

    Вы скажете: «а вот если я еду на работу – это тоже проявление воли Самости?».

    Дело не в том, что вы делаете по форме действия, а как вы это делаете по содержанию. Мы же говорим о внутренних практиках. Поэтому нас интересует не «что», а «как».

    Воля человека нужна лишь до тех пор, пока человек не чувствует Волю Бога. Как только Святой Дух начинает проявляться в ощущениях практикующего, так Воля человека автоматически вверяется в Волю Божью. Каждому, кто начал ощущать течения Духа Святого, становится ясно, что иначе нам не выбраться из Мира Страстей. Мы сюда попали по своей Воле, поэтому чтобы выбраться, надо эту Волю использовать для доведения себя до состояния Богоприятия, и уж затем больше не трогать эту «нашу Волю», позволяя Богу в своих различных проявлениях руководить нашим возвращением.

    Как отличить волю Бога от проявлений Мира Лукавого? Все очень просто – нас порабощают через гордыню, которая существует лишь в уме. Просто следите за тем, через какой механизм вы чувствуете влияние на себя. Если это влияние – манипуляции через гордыню, то какие могут быть сомнения? Это уж точно не Бог. А для того, чтобы осознавать эти манипуляции – необходимо овладевать пристальным наблюдением за внутренними процессами.

    Это взращивается в непрерывной практике. Безусловно, пустой болтовней или «врожденными» талантами этого не добиться. Если вы настолько талантливы от рождения, то почему тут родились? Такие тут не рождаются. Тут рождаются грешники, чтобы рано или поздно встать на путь исправления.

    Если же романтически настроенный читатель скажет, что бог и без того кругом – во всем и даже в Самости, или как вариант, что человек и так может слышать волю бога, стоит только попросить об этом «всем сердцем и от души», я не буду переубеждать или разубеждать – это не моя задача. Это задача Бога. И кому, как не Ему, ведомо, когда и как это сделать. Как правило, это делается большими и малыми «обломами по жизни». Пока человек не поймет, что искусственные «розовые очки» никак не меняют мир ни вокруг него, ни внутри него. А если подойти и сказать такому человеку, что у него розовые очки, ответ всегда один: «это не розовые очки, а мой богатый и чистый внутренний мир». Все потому, что эти речи принадлежат Самости, а с ней любые переговоры и объяснения бессмысленны. Пока сам человек доверяет Самости – ничего не поделать. Для него время удивительных «открытий» еще впереди.

    ***

    Пожалуй, самая действенная техника по вычищению себя – это пристальное наблюдение своих реакций во время каждой ситуации. Чем больше становится осознание, тем глубже и детальнее оно способно наблюдать за проявлениями нашего существа. Это могут быть не только проявления Самости, но и другие проявления. Однако в начале практики Самость настолько доминирует, что все другие проявления на ее фоне незначительны.

    Как ее осуществлять? Надо непрестанно часть внимания удерживать на своих самоощущениях. То есть внимания должно хватать как на сами действия в жизненных ситуациях, так и на непрерывное (!) наблюдение своих реакций при этом. Ситуации будут стараться поглотить целиком все ваше внимание. Эмоции будут стараться реализовать себя в вашем сознании — затопить его собой. Но вы должны хотя бы часть вашего внимания сохранять в состоянии «стороннего наблюдателя» — того, кто наблюдает как за внешними, так и за внутренними процессами. Со временем (с годами) это не составит труда.

    Вы скажете, что постоянно думать о своих реакциях — это такая скука! Куда лучше просто насладиться жизнью! Отдаться ветру и странствиям! Сделать отчаянный шаг в неизвестность вместе с парашютом, инструктором, запасным парашютом и страховочным тросом! — Безусловно, следует поступать так, как считаете нужным. Это же ваша жизнь.

    Пристальное наблюдение за собой позволяет не только видеть неправильные реакции (поступки, слова, мысли, ощущения, чувства, эмоции), но и растворять их источник, покоящийся где-то в недрах нашего естества и испускающий все эти «ароматы». Это второй этап практики — мы вниманием скользим вдоль проявленной эмоции к ее источнику, наблюдаем его, и тем самым автоматически истощаем его силу и власть над нами. Говоря иным языком, этим процессом мы растворяем свою застарелую травму, которая управляла нашими эмоциями, программировала нашу психику. Каждый такой источник растворяется за годы пристального его наблюдения — с годами мы все ближе подбираемся к нему, а потом все глубже проникаем в его сердцевину.

    Однажды мы перестанем наблюдать его проявления и нам покажется, что мы излечились от этой травмы. Но нет. Есть еще третий этап пристального наблюдения.

    Он касается наблюдения за полем мимолетных мыслей. Когда источник перестанет испускать команды (эмоции), наблюдение за своими мимолетными мыслями всегда выявит «следы» этой травмы. А это означает, что травма перешла в стадию «спячки». Какие это могут быть мысли? Например, наблюдая за травмированным поведением другого человека мы можем с облегчением заметить, что еще не так давно мы сами могли так поступать (или испытывать такие эмоции). Но теперь — все иначе.

    Все иначе? А откуда взялась эта мысль? — Эта мысль и есть «след» источника. Он настолько слаб, что больше не может управлять нашей эмоциональной сферой, но его еще хватает, чтобы засорять поле наших мыслей. Из этого может прорасти «гордыня праведника». Того, кто не испытывает бесконтрольных эмоций. Того, кто знает и ценит это. Того, кто стоит на вершине достижений своей практики. Того, кто не догадывается о том, что «своя практика» — всего лишь ловушка.

    Дальнейшее духовное очищение, сопряженное с богоприятием, окончательно излечивает подобные «рубцы». Богоприятие — это еще более трудная и многолетняя практика. Легко она проходит только в наших фантазиях.

     ***

     Итак, внимание человека – магический инструмент. Если мы его фокусируем на деньгах, то мы обретем деньги. Если мы внимание фокусируем на муже – мы обретем мужа. Если внимание фокусируем на себе – мы обретем себя. Подробнее об этом читайте в бюллетене «О векторе жизненных усилий».

    Однако практика пристального наблюдения требует многолетних тренировок и отречения от других ориентиров жизни – только фокусируясь на собственных проявлениях изо дня в день можно освоить пристальное наблюдение. Вы скажете, что вы много работаете и у вас мало времени? Дело не в занятости, а в том, как вы понимаете смысл вашей жизни. Если вы уже добрались до понимания жизни как подготовки к смерти, то и на работе (с начальством, с подчиненными), и по дороге на работу (в метро, трамвае), и на семейном пикнике (в лесу или на море) – везде у вас будет и поле для практики, и время для нее.

    Возможно вы скажете: «Нельзя же так фокусироваться на себе! Если так фокусироваться на себе, то не получится создать семью, родить детей, вырастить и воспитать их». Конечно, не надо фокусироваться на себе. Надо делать то, что считаете нужным. И всегда думать своей головой, а не головой советчиков. Этот текст не исключение. Поэтому если вам надо рожать детей – рожайте. Как же иначе? Иначе – будет неправильно.

    Но если честно, одно другому не помеха – все зависит от вас.

    Возможно, вы скажете: «Нельзя же так фокусироваться на себе! Если так фокусироваться на себе, то не получится дарить любовь людям, верить в бога, идти путем просветления – для всего этого надо же фокусироваться на людях, боге и просветлении». Вы собираетесь дарить любовь людям из состояния заблуждения или омраченности сознания? Вы будете им дарить мрачную любовь? Это поэтично… Заблудшую любовь? Это эротично…

    Но какое отношение это имеет к любви? — Никакого.

    Поэтому во всех подлинных религиях сказано: прежде всего – это очищение от гордыни во всех ее разновидностях: жадности, раздражения, важности, властности, похоти, жалости, болтливости, прозорливости, заумности, фанатичного преклонения и т.д. До какого-то уровня такое очищение достигается пристальным наблюдением.

    Однако полное очищение невозможно сделать для «пути просветления» — это самообман. Такое очищение не будет полным. Оно будет полным, если его делать ради вверения Души Богу – прямо в Его ладони. Это и есть практика богоприятия. Трудная практика. Она – как дышать вакуумом или как держаться руками за воздух и не падать. Если вам кажется, что у вас этот этап уже позади, значит, вы не можете читать эту заметку. То есть вас не существует – проверьте свой пульс.

    Техника пристального наблюдения останется актуальной и в этой практике. Ведь вслед за самостными реакциями, которыми переполнен человек вначале, идет обольщение естественными проявлениями наших тонких тел. Ранее они были недоступны для нашего наблюдения из-за оков Самости, а теперь они нас захватывают и околдовывают своей непостижимой красотой и невероятными возможностями. Мы, не знающие себя, неминуемо начинаем путать свои собственные проявления с Богом. И богоприятие может превратиться в изощренный духовный нарциссизм.

    Так покинув уровень глупости, мы сталкиваемся с прелестными иллюзиями. И только интеллект, здравый смысл, трезвый самоанализ и практика пристального наблюдения остановят прельщение сознания ложной благодатью – благостностью естественных проявлений слегка очищенного человека.

    www.happybasket.ru

    Есть 2 комментариев к публикации
    “Академия Духовной Йоги. Бюллетень №2. Пристальное самонаблюдение”
    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий к Викт&#