Эта небольшая беседа с Бал Мукунд Сингхом, учеником Свами Дхирендры Брахмачари, и ведущим преподавателем Национального Института Йоги им. Мораджа Десаи (Дели), состоялась в тренировочном зале этого же института, в июле 2002 года. Сквозь дверной проем доносился жар раскаленного делийского воздуха и отдаленный треск моторикш. С белых стен с обшарпанной штукатуркой на нас взирали украшенные засохшими гирляндами цветов портреты Махариши Картикейи и Дхирендры Брахмачари. На лбах черно-белых фотографий чей-то заботливый палец поставил тилаки (ритуальная точка на лбу) красной краской. Только что закончилось утреннее занятие…
Фото взяты из индийской книжки Yoga – A Gude to Health Living, написанной Сингхом и женщиной-аюрведистом S.K. Sharma, директором делийского института Йоги (сама книжка представляет собой альбом-руководство для начинающих, никаких особых секретов ней нет).
Вопрос: Гуруджи, сколько вам лет и в каком возрасте вы начали практиковать йогу?
Б.М.Сингх: Мне сейчас 50, я начал свою практику в возрасте 23 лет. До того, как стать учителем йоги, я работал на фабрике, ассистентом в химической лаборатории, и у меня были проблемы с носоглоткой из-за этого. Кто-то посоветовал мне попробовать упражнения йоги, и я приехал в Дели, обучаться йоге, а потом и сам стал учителем.
В.: Вы приехали сразу к Дхирендре Брахмачари?
О.: Да, я сразу начал обучение под руководством Свамиджи Дхирендры Брахмачари. И я оставил свою работу, практиковал, а потом стал учителем йоги. Я прошел курс обучения учителей йоги. Около 160 учеников поступили на этот курс обучения в 1980 году. Были курсы для учителей длиной в 1 месяц, 3 месяца, и 1 год. Я прошел их все. В 1980-83 годах я был инструктором йоги в Вишваятан Йога Ашраме, в Кашмире. (ашрам Дхирендры Брахмачари – прим. перев.)
В.: Обучались ли вы йоге у кого-нибудь еще?
О.: Нет. Я искал йогинов в разных местах Индии, но не мог получить йогу. Так что я думаю мой Гуруджи был лучшим.
В.: В России есть учителя йоги, которые обучались сами, с помощью книг. Потом они создали свои стили хатха йоги, которые часто не похожи друг на друга. Существует разница между стилями хатха йоги в Индии и насколько большая?
О.: Разные школы в Индии следуют разным стилям. Часто у асан разные названия, но поза та же самая. Не забывайте главного – старайтесь читать тексты по Йоге – Хатха Йога Прадипика, Йога Сутры Патанджали, Гхеранда Самхита, Шива Самхита, Йога Кундалини Упанишада, Васишта Самхита. Однако многие учителя йоги далеко не самые лучшие – они могут сами хорошо практиковать, но не очень хорошо обучать. Старайтесь найти хорошего учителя.
В.: Что вы думаете о йога-спорте? Некоторые думают, что это только лишь шоу-бизнес.
О.: Это не так. Асана, Пранаяма, Мудра, Медитация – все это части Йоги. Йога – это Единство. Асана тоже Йога. Она может быть и спортом для достижения хорошего здоровья. Спортсмены часто получают разные травмы конечностей, проблемы с сердцем, головную боль и так далее. Но йога никогда не принесет такие проблемы. Так что йога может использоваться как спорт. Йога может использоваться в разных направлениях – и как философия, и как терапия для больных людей, как спорт, как тренировка для детей – везде.
В.: Некоторые полагают, что для практики Йоги им нужно изучить только несколько простых асан, даже в Йога Сутрах Патанджали описано только несколько сидячих поз. Для чего нужны разные асаны?
О.: Патанджали описывает ментальный уровень Йоги. Он описывает только определение асаны, потому что асан 84 000, и описать их все трудно. Если вы будете выполнять асану правильно, то сможете достичь самадхи. Патанджали пишет: (цитирует на санскрите шлоку о том, что “асана это удобная поза”). Если вы легко и свободно сидите в асане и концентрируете свой ум на Сахасрара чакре, если вы это делаете долгое время, вы достигаете самадхи. Так что Патанджали пишет об асанах, используемых для освобождения ума. Но после него было много йогинов, использовавших разные асаны, не только для самадхи, но и для достижения сильного здоровья, удаления болезней. В наше время не начинают сразу сидеть в асане и достигать самадхи, людям надо сначала достичь хорошего здоровья, затем они могут выполнять пранаяму и медитацию. Конечно не обязательно, чтобы все могли выполнять сложные и трудные асаны, можно достичь пользы для здоровья и с небольшим количеством асан. Есть духовные асаны – падмасана, сиддхасана, пащимотанасана – их вы можете удерживать долгое время. Сложную асану вы не можете удерживать долго. При ошибке можно нанести вред телу. Сложные асаны предназначены для профессионалов – они делают тело очень сильным, дают много гибкости и энергии.
В.: Но они не обязательны для достижения самадхи?
О.: Не обязательны. Хотя хорошему практикующему его достичь легче.
В.: В традиционных древних текстах описываются разные техники, такие как Кхечари мудра, Ваджроли мудра. Возможно ли обучиться им в наше время, и практикуются ли они сейчас в Индии?
О.: Я могу научить этому. Многие люди в Индии приезжают ко мне, изучать Кхечари мудру, Ваджроли мудру (показывает рукой в область паха), Басти.
В.: В Кхечари мудре подрезают язык?
О.: Да, лезвием.
В.: Лезвием? А я читал что кристаллом соли.
О.: Можно и солью.
В.: Знаете ли вы санскрит, и необходимо ли его знать, чтобы изучать Йогу?
О.: Да, я знаю санскрит. Вам его учить не обязательно, главное понимать смысл текстов. Санскрит довольно трудный. Многие люди в Индии могут цитировать на санскрите, потому что на нем написаны Шастры, но они при этом могут не понимать смысл. Сейчас есть много переводов на английский, на русский тоже.
В.: Если человек начинает практиковать йогу не только для хорошего здоровья, но и для духовного развития, должен ли он стать индуистом?
О.: Не обязательно. Человек любой религии может практиковать йогу – индуист, сикх, мусульманин, джайн, христианин.
В.: Но он начинает использовать мантры с именами индийских Богов, а если он в них не верит?
О.: Йога это освобождение ума. Цель не обязательно Бог. Йога не учит какой-либо религии. Она развивает тело, ум и дух.
В.: Ваша традиция была основана Махариши Картикейей. К какому религиозному направлению он принадлежал?
О.: Он был саньясином, брахмачари.
В.: Вайшнавом или шайвом?
О.: Он был йогом, индийским йогом. Он мог верить в любого Бога.
В.: Это правда, что он прожил 300 лет?
О.: Да это правда. Он жил в горах, не находился в социуме.
В.: После смерти Дхирендры Брахмачари, существует ли его школа?
О.: Да, вы в ней находитесь. Национальный институт йоги, основан правительством Индии.
В.: Когда был закрыт Вишваятан Ашрам в Кашмире?
О.: В этой области, Джамму Кашмир, начались военные действия, это было около 10 лет назад, в 1990-92 годах.
В.: Есть еще учителя традиции Свами Брахмачари?
О.: Несколько сотен учителей прошли тренинг под руководством Свами, чтобы преподавать йогу в школах. Это было организовано правительством Индии.
В.: Брахмачари написал только три книги: “Сукшма Вияма”, “Йогасана Виджняна” и “Мудра и Пранаяма”?
О.: Книга “Мудра и Пранаяма” так и не вышла в печать. После смерти Свамиджи правительство опечатало его дом, там было много прекрасных вещей, которые бедные люди могли растащить. Наверно рукопись находится там.
В.: Были ли какие-нибудь кино или видеосъемки по йоге?
О.: Нет.
В.: Как вы думаете, почему традиция Дхирендры Брахмачари не известна на западе?
О.: Потому что Свамиджи это не интересовало. В отличие скажем от Айенгара, Махариши Махеш Йоги или Раджниша. Он хотел пропагандировать йогу здесь. Он выезжал из Индии, но только с визитами, а не для продажи учений йоги. Но он посылал своих учителей в разные места Индии.