• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Бхаратанатьям – «танцующая» йога

    Gayatri 2 021 Просмотров

    Индия навсегда останется для нас загадочной страной, которая хранит в себе много тайн. От нее веет экзотикой, неисчерпаемой энергией и экспрессией. Одной из таких сакральных тайн является стиль классического индийского танца – бхаратанатьям.

    История танца. Местом зарождения танца считается Южная Индия, штат Тамиланду. Сегодня бхаратанатьям распространен по всему миру, его практикуют женщины и мужчины. Стиль зародился более 5000 тысяч лет тому назад. Легенда гласит, что создателем танца был бог-творец Брахма, который поведал о нем мудрецу Бхарате. Он систематизировал знания о танце и записал его философию на санскрите под названием «Натьяшастра». Это фундаментальный трактат по теории индийской драмы и искусства. Несмотря на то, что с момента зарождения стиля бхаратанатьям прошло много тысячелетий, богатство его форм и стилистика сохранились до наших дней. За время своего существования танец испытывал возрождения и упадки, на которые влияли исторические события. Широкое распространение бхаратанатьям получил во второй половине ХХ века.

    Легенда гласит, что танец существовал всегда, у него нет начала и не будет конца.

    Согласно поверью, храм в любой момент может посетить высшее божество. Хранители и обитатели храма обязаны быть гостеприимными, выказать гостю радушие и уважение. Танец и музыка были одним из видов проявления гостеприимства. В храме всегда находились прислужники: певцы, музыканты и девадаси – храмовые танцовщицы, которые по легенде были прислужницами богов.

    Значение танца. В древние времена танец девадаси означал личное проявление любви к богу. Девадаси рассказывала историю из жизни богов, посвященную тому или иному мифологическому сюжету. Все ее движения были отточенными. Они не могли быть хаотичными или спонтанными. Каждое движение должно было отвечать тому или иному моменту в музыке. Девадаси должна была глубоко чувствовать музыку и философию танца. Каждое движение имело свою причину и не могло быть выполнено без осознания.

    Бхаратанатьям – это философия в движении. Он производит гипнотизирующий эффект, который поднимает танцующего и зрителя к высшему уровню духовного сознания.

    Этот стиль танца включает в себя бхава (чувства), рага (эмоции), талам (искусство ритма), и натьям (танец), что отражает реальное значение бхаратанатьям.

    Техника танца. Бхаратанатьям – самый старинный и самый традиционный вид танца, который является синтезом философской мысли, скульптуры, музыки и литературы.

    Бхаратанатьям – энергичный танец. Позы танцовщицы имеют подчеркнутую геометрию, позиции сбалансированы, тяжесть тела сосредоточена внизу центральной части тела. Особое внимание уделяется положению ног, слаженному движению всех частей тела.

    Танец может исполняться одной танцовщицей или группой танцовщиц. Простой танец называется нрита, экспрессивный – нритья.

    Для современного танца характерна симметрия рисунка, резкие, точные движения, условность мимики и жестов.

    При помощи рук танцовщица передает разные виды эмоций. Распределение баланса веса тела и устойчивые позиции нижних конечностей позволяют рукам занимать разные положения, усиливая основную композицию. Танцующий должен владеть всеми тонкостями стиля.

    Выступление всегда происходит под игру музыкального ансамбля. Он состоит из традиционных инструментов: ударные мриданга и тавил, духовые инструменты: нагсварам и флейта, струнне инструменты: скрипка и вина.

    В танце используется 9 последовательных позиций: Пушпанджали, Аларипу, Джатисварам, Шабдам, Варнам, Падам, Тилана, Шлокам и мангалам, Джавали.

    Интересные факты. В 20 веке Рукмини Деви популяризировала танец, который до тех пор исполняли только храмовые жрицы. Она была первой женщиной из привилегированной касты, которая исполнила танец на публике. Рукмини Деви взяла во внимание неготовность публики принять танец в его первоначальной форме. Поэтому она убрала из него эротические элементы, которые относились к земному и плотскому: характерные движения губ, шеи, груди, бедер. В танце осталось лишь священное выражение любви к богу, почитание и поклонение ему.

    Сегодня бхаратанатьям вызывает интерес у женщин и мужчин со всего мира. В Украине довольно много людей занимается этим видом индийского танца. Он становится неотъемлемой частью их существования, своеобразной философией, которая наполняет жизнь высшим смыслом.

    Мы попросили преподавателя индийского танца – Vijaya Bai рассказала о философии Бхаратанатьям и возможностях, которые он открывает для танцующего:

    Что вас привело к занятиям танцами бхаратанатьям?

    К занятиям танцами меня привели мои родители, поскольку вся моя семья глубоко интересуется индийской культурой и философией.

    Что выделяет хорошего танцора? Что важно в танце?

    Хорошего танцора выделяет его способность увлечь зрителя за собой, погрузить его в свой мир с помощью танца, при этом зрителем может быть и сам танцор. В танце есть много важных аспектов. Из самых основных – это ваше ощущение во время танца. Люди приходят на занятия танцами, в основном потому что где-то увидели и захотели попробовать. Кому-то понравился сам танец, а кому-то состояние во время и после созерцания его. В этом тоже есть определенная разница.

    Утратил ли танец мифологическую нагрузку? Какова философия танца сегодня?

    Нельзя сказать, что танец что-либо утратил. Он развивался, менялся, но мифология – это его основа. В Индии классический храмовый танец считается ещё одним видом Йоги, а основной танцевальный трактат, посвященный танцу “Натья Шастру” называют пятой Ведой.
    Поэтому одним из определений “Танца” может быть “Йога сквозь искусство” либо “Натья Йога” – “Йога в танце” (определение танцу как “Натья йога” даёт автор “Натья шастры” древнеиндийский мудрец Бхарата).

    Многие считают занятия танцами в стиле бхаратанатьям испытанием на выносливость и силу. Каким образом можно ощутить радость и счастье, пребывая в напряжении на протяжении всего танца?

    Занятие любым видом деятельности требует от нас внимания и целеустремленности. Нельзя сказать, что Бхаратанатьям – это тяжёлый труд. Если вы танцуете с душой, одухотворенно, если танец – это часть вашей жизни – то как бы не было тяжело физически, это никогда не даст ощущения тяжести, точно также, как и с занятиями йогой. Эти две “Йоги” так похожи между собой.

    Танец не создаёт напряжение. Наоборот, он даёт нам возможность расслабиться, отключиться от наших проблем, переживаний, забот. Перевести внимание в другое русло, а затем, когда мы возвращаемся, этот небольшой перерыв даёт нам возможность по-новому посмотреть на многие вещи. Ещё раз повторюсь – танец – это Йога, и также как в йоге, мы начинаем с простых упражнений, учимся чувствовать себя, учимся направлять свое внимание “внутрь”, постепенно переходя к более сложным упражнениям и превращая наши занятия в некий тип “медитации в искусстве и движении”.

    В каком возрасте можно начинать занятия танцами, есть ли ограничения по возрасту? Существуют ли противопоказания к занятиям танцами?

    Занятия танцами можно начинать приблизительно с трёх лет, когда человек уже начинает понимать окружающий мир. Каких либо особых ограничений по возрасту нет. Танцу и йоге все возрасты покорны. Главное – желание. Танцевать приходят не за сценической карьерой, а за эстетическим наслаждением, за Красотой во всех её проявлениях. Так же как и в занятиях Йогой, противопоказания могут быть лишь на индивидуальном уровне, в основном Бхаратанатьям как танец подходит всем.

    Источник: gayatri.com.ua

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий