Я родился в светской семье. Я никогда не учил молитвы. Я не изучал ни одного из ритуалов иудаизма. Однако я был заинтригован и готов сделать всё возможное, чтобы присоединиться к своему «племени», где бы в мире оно ни находилось.
Сегодня я размышлял о Шаббате, об ужине в пятницу вечером, о молитве перед едой. Я сделал некоторые открытия, которыми и хочу поделиться с вами.
О чем эта молитва? Что такое Шаббат?
Речь идет о том, чтобы выразить благодарность, уделить время единению и выразить нашу любовь друг к другу и к миру.
Всю неделю мы работаем. Мы боремся, преодолеваем конфликты. Однако на один день, на один день мы останавливаемся. Мы выражаем благодарность Богу и друг другу. И мы соединяемся с собой, семьей и своим окружением.
В Шаббат мы объединяемся, сначала прекращая работу. Мы уделяем время размышлению, концентрируем внимание. Мы не садимся за руль, что означает, что мы остаемся дома с семьей. Мы не готовим, поэтому хозяйка дома тоже может отдохнуть и быть со всеми.
Именно этот отдых отличает нас от всех других живых существ. Деревья не отличают один день от другого, как и животные.
Мы различаем. И это то, что делает нас людьми. Осознанными людьми. Мы можем быть светскими или духовными. Через самодисциплину, через осознанность. Мы благодарим Бога за то, что Он отличает нас от всех других животных, за то, что делает нас людьми.
Вечерняя молитва в пятницу – это благодарность Богу за то, что он показал нам, как действовать, как, например, должны поступать все хорошие лидеры: Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Бог бесконечно силен. Богу нужен отдых? Бог дал нам личный пример для подражания. Он пригласил нас отдохнуть.
Если вы проанализируете молитву, что она действительно выражает многими разными способами? Благодарность.
Мы благодарим Бога за то, что Он показал нам, как быть человеком. Мы благодарим Бога за творение, которое дарует хлеб и кормит нас, за то, что освободил нас из рабства в Египте, за то, что сделал нас свободными людьми. Молитва, выполняемая в конце трапезы, полна благодарности за то, что Бог накормил не только нас, но и всех людей в мире, не ожидая ничего взамен. Молитва звучит так: «Ха дзан эт ха олам куло, би хен би хэсэд у ве рахамим».
Эта молитва содержит больше, чем выражение благодарности. Благодарность сопровождается ритуалом единения. Мы благословляем бокал вина, и все за столом разделяют этот стакан. Мы делимся. Глава стола вырезает кусочки специального хлеба, хала, и делится им со всеми людьми за столом.
Итак, Шаббат – это не просто день отдыха. Это день единения и проявления благодарности.
В пятницу вечером вся семья собирается за столом. Прежде всего, отец поет песню похвалы своей жене перед всей семьей, благодарит ее за то, какая она. Есть два слова, которые описывают ее ценности: она «Эцер ке негед», что означает «Полезная против». Это странно, не правда ли? Как она может быть полезна, если она против? Подумайте. Осознаете ли вы, что, когда опираешься на что-то, это работает против тебя? Если бы это не оттолкнуло, вы бы упали. На ее совет и поддержку мудрости можно положиться. Итак, мы слушаем жену. Мы уважаем ее. Мы признаем ее. Мы ценим ее.
В сефардской традиции отец говорит: «Бендихас манос», что означает: «Блаженны руки, которые приготовили нашу пищу». Мать отвечает: «Бендихас бокас», что означает: «Блаженны уста, которые будут вкушать ее». Что вы слышите здесь? Снова и снова благодарность. Признательность. Уважение. Отец и мать, обходя стол по кругу, кладут руки на головы каждого из детей и благословляют их. В сефардской традиции дети, независимо от возраста, целуют руку отца, руку, которая кормила их. Затем отец идет к своей жене и целует ее. Вы видите уважение? Выражение любви? Единение?
Если вы пойдете в синагогу в пятницу вечером и будете слушать молитвы, вы услышите, что все они имеют общий знаменатель – благодарность. Они благодарят Бога за то, что Он сохранил всех нас здоровыми, за исцеление больных, за освобождение заключенных, за освобождение нас от рабства. В конце молитвы люди обнимают друг друга, пожимают друг другу руки и говорят: «Шаббат шалом». Шалом происходит от слова «шалем», что означает «целое». Что такое целое, если не полное единение? Слово «шалом» означает «мир», и мира нет, если нет единения. Мир означает, что больше нет войн. Нет больше борьбы. Нет больше конфликта. Мир.
В субботу вся семья идет в синагогу. Вы можете видеть, как отец идет, не едет, а идет, к синагоге, держась за руки своих детей. В синагоге всё общество становится единым. Потому что каждый идет в дом молитвы в Шаббат, еврейский народ часто живет в непосредственной близости от своей синагоги. Для меня это объединяющее здание. Они знают друг друга. Они благословляют друг друга.
Ахад Хаам, еврейский автор, сказал: «Более чем евреи сохранили Шаббат, Шаббат сохранил евреев». Шаббат сохранил евреев вместе, едиными.
День, чтобы выразить благодарность, объединиться и выразить любовь – это всё, что нужно для достижения мира. И что еще мы можем желать?
Мир всем
Ицхак Кальдерон Адизес
Журнал Heartfulness на русском языке бесплатно доступен для скачивания
https://view.joomag.com/mag/0466356001480072694?feature=archive