• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Чжун Юань цигун и Трансцендентальная медитация. Опыт практик

    lesya 1 175 Просмотров

    Сравнение медитативных практик Трансцендентальная медитация и Чжун Юань цигун преследует цель пояснить некоторые важные моменты медитативных техник, ускользающие от взгляда “стороннего наблюдателя”. Для удобства сравнения из практик Чжун Юань цигун взято медитативное упражнение «Преобразование ци»(по этой практике имеются научные исследования). На первый взгляд трансцендентальная медитация (ТМ) Махариши Махеш Йоги и медитативные практики Чжун Юань цигун сильно различаются.

    Описание техники дано в ознакомительных целях, опущены важные для освоения медитаций детали, а также по-возможности используется научная терминология в описании практики. Тем не менее, при более глубоком исследовании выясняется большее сходство как по ключевым моментам практики, так и по результатам влияния медитаций на работу мозга практикующих.

    Медитативная практика Происхождение(истоки, родственные концепции) Цель Техника выполнения* Рекомендуемая продолжительность
    Трансцендентальная медитация (ТМ) Индия (философская концепция адвайты, индуизм) Получение особого состояния сознания Сидя в удобном положении, в комфортной обстановке Используется мантра 20 мин
    Преобразование ци (Ян ци) Китай (даосская алхимия) Основная – “улучшение качества”, трансформация ци из одного вида в другой. Дополнительная – расслабление. Сидя в удобном положении, в комфортной обстановке Используется образ красного горячего шарика внутри тела 30 мин

    Ключевым моментом в выполнении обоих медитативных практик является принцип «расслабленного внимания» – практикующим настоятельно рекомендуется «не бороться с мыслями», а просто периодически переносить внимание на мантру в случае ТМ или образ шара в случае Ян ци. В медитациях Чжун Юань цигун даже имеется специальное название для такого рода метода – принцип «кажется есть, кажется нет».  Следует обратить особое внимание на следующий факт – в последующих медитациях(имеется в виду техники для практикующих, овладевших начальными методами), практикующему предлагается удерживать образ (например в медитативной практике работы с лин ци) или проявлять умственную активность – мысленно произносить сутры(ТМ-Сиддхи). Тем не менее такая «активность» по своему содержанию совершенно не соответствует обычному мыслительному процессу, а «удерживание образа» не равнозначно обыденному понятию «концентрация» или «сосредоточение». К сожалению, этот факт часто игнорируется исследователями, не практиковавшими подобные медитации. Отсюда вытекает совершенно ошибочное понимание медитативных практик, как «концентрации», «сосредоточенного размышления» и т.п. К сожалению, автор не может сделать подобных выводов для других видов медитаций,  т.к. не знаком с ними «изнутри», однако скорее всего подобное справедливо и для них. Вот что говорил об этом один из величайших мастеров медитации  Ошо Раджниш – «Медитация – это не концентрация. Если есть концентрация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Есть двойственность. В медитации никого нет внутри и никого – снаружи. Это – не концентрация. Нет никакого разделения между “в” и “вне”. “В” перетекает во “вне”, “вне” перетекает в “в”. Демаркационной линии, границы больше не существует, “в” есть “вне”, “вне” есть “в”; это недвойственное сознание. Концентрация – это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому когда вы концентрируетесь, вы чувствуете истощение…» «Во время выполнения практики преобразования ци, искусственно создаются условия контролируемой (произвольно прерываемой) сенсорной депривации: закрытые глаза обуславливают прекращение получения стимулов визуальной модальности, тихое место для практики или тихая привычная музыка – аудиальной модальности, привычная и неподвижная поза – тактильной. Особое значение имеют именно привычные или обычные стимулы, так как неизменный стимул, во-первых, вызывает привыкание и перестает восприниматься как тревожащий, а во-вторых, создает внешние условия, ассоциируемые с занятиями, и способствующие более быстрому достижению требуемого состояния сознания. Далее, при выполнении «ян ци», практикующий представляет себе конкретный образ, гештальт или паттерн, красного теплого шара. Красный цвет и тепло обычно ассоциируются у человека вместе, поэтому образ именно такой бимодальности легче всего представить. Поскольку в поле сознания имеется определенный образ, то в коре головного мозга должен возникать очаг или несколько возбуждения (доминанта), что подтверждается ЭЭГ исследованиями практикующих Цигун. Причем стабильность этой доминанты должна увеличиваться вместе с опытом (тренированностью) практикующего. Итак, мы имеем два фактора: условия сенсорной депривации и одну или несколько стабильных доминант в коре головного мозга. Показано, что в условиях депривации будет происходить растормаживание коры, которое обычно может проявляется в виде галлюцинаций (не соответствующих действительности, но воспринимаемых сознанием), причем в любом виде: тактильные ощущения (ползанье мурашек, теплые потоки и т.п.), зрительные (световые вспышки, лица, люди и т.п.), звуковые (шумы, музыка, голоса) и проч. Однако «созерцание» определенного образа, обеспечиваемое соответствующими ему доминантами в коре головного мозга могут вызывать латеральное торможение коры. Таким образом имеются две противоположно направленные тенденции – к растормаживанию коры и к затормаживанию. Если практикующий будет «увлекаться» различного рода образами и галлюцинациями (а такие «увлечения», к сожалению, даже поощряются некомпетентными, инструкторами, которые интерпретируют их как разного рода особые проявления, «открытие каналов» и проч.), то он будет, с одной стороны, отвлекаться от основного образа, а ведь именно четкое его удержание в поле сознания является традиционным критерием правильности выполнения данного упражнения. С другой стороны, при условии сильного контроля образа возможен процесс общей генерализации коры, когда в процесс «созерцания» вовлекаются все большие участки коры, что будет приводить вместо расслабления к перевозбуждению.» Фактически вышеприведенное объяснение может использоваться для пояснения практики трансцендентальной медитации, только вместо представления красного горячего шарика используется мысленное проговаривание мантры! Что касается результатов практики медитации, то здесь следует разделить статистические исследования, касающиеся воздействия медитативных техник на  физическое, психическое, эмоциональное и т.п. состояния практикующих от результатов научных исследований с использованием ЭЭГ. Если первые дают практически похожий результат – т.е. как практика ТМ, так и медитативные практики Чжун Юань цигун повышают устойчивость к стрессам, улучшают самочувствие практикующих, то результаты вторых  показывают, что картина воздействия на работу мозга медитативных практик в значительной степени зависит от конкретной техники.

    Титов Ю.В., инструктор Чжун Юань цигун

    Источник: zhong-yuan.narod.ru

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий