• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Дао Инь Цигун

    sanbao 5 174 Просмотров

    СИСТЕМА  ДАО ИНЬ (ЦИГУН).

    Одним из самых драгоценных наследий китайской медицины дошедшим до наших дней является система (метод) Цигун, одновременно являясь научным, лечебным, профилактическим, творческим и военным средством развития. Особое значение эта система имеет в терапии сложных и хронических заболеваний, в связи с чем, в древности Цигун (терапию) называли «методом искоренения болезней и продления жизни».

    Цигун в те далекие времена имел много названий: ведение Ци (дао инь), выдыхание – набирание (туна), тренировка энергии (лян ци), тихое сидение (цзин цзо), сидячая медитация (цзо чань), внутренняя работа (нэй гун), искусство внутреннего эликсира (нэй дань шу) и др.

    Дао Инь («ведение  Ци») – это древний даосский метод  работы с телом посредством сознания, главной задачей которого является  расслабление, выведение глубоких психофизических блоков, обретение гибкости и подвижности суставов, название подразумевает вождение энергии по телу с помощью силы мысли.

    Наличие аспекта глубокой работы с энергией Ци и сознанием позволяют вывести из организма человека все вредоносные энергии, сбалансировать циркуляцию потока Ци, «открыть меридианы» и проработать все сочленения тела. В плане духовно-этической направленности позволяет культивировать в человеке гуманные качества и учит тонко чувствовать свою связь с природой.

    Как метод гимнастики, Дао Инь способствует укреплению физического и энергетического тела, делает его молодым, сильным, гибким и чувствительным при сохранении внутренней концентрации.

    Значительное внимание в этой системе уделено  работе с позвоночником, с целью формирования его правильной вертикальной структуры, благодаря проработке суставов верхних и нижних конечностей, что в свою очередь позволяет глубже понять работу питательной энергии (Ин Ци).

    Однако, при наличии активной работы с телом, главная роль в Дао Инь отводится работе сознания (ума) с энергией Ци, идущей на развитие энергетического потенциала организма.

    В целом метод Дао Инь является системой психофизических знаний, подразделяющихся на три направления:

    – Дао Инь физических позиций тела;

    – Дао Инь дыхания;

    – Дао Инь сознания и мышления.

    Основное назначение гимнастики – это концентрация  внимания над потоками энергии Инь в состоянии покоя и контроль над энергией Ян в состоянии движения с целью «взращивания эликсира молодости и долголетия».

    Раздел Дао Инь позиций тела направлен только на физическое растяжение, расслабление и разблокирование суставов тела, раздел Дао Инь дыхания уделяет главное внимание восстановлению проходимости энергетических меридианов тела посредством различных видов (типов) дыхания.

    Высший раздел Дао Инь полностью посвящен взращиванию в человеке духовных качеств личности, т.е. духовной работе над своим сознанием  и образом мышления (щэнь гун).

    Первоочередное внимание в практике Дао Инь уделяется:

    – гармоничной регуляции потоков  Инь – Ян Ци между собой;

    – слаженному взаимодействию 3-х энергетических центров человека Дань тянь;

    – умению работать с потоками энергии Природы: Земли, 5-ти стихий, направлений пространства, а также с космическими  энергиями Солнца, Луны,  планет, созвездий и т.п.

    Большая часть движений выполняются очень медленно, мягко и плавно,  что способствует расслаблению сознания и позволяет гармонизировать движение потока энергии Ци в теле.

    «Стержнем системы» является формирование и поддержание внутреннего намерения сознания (шэнь), которое направлено к постижению высшего изначального источника Жизни – Дао.

    Данное обстоятельство позволяет ориентировать практику в сторону всестороннего духовно-этического  развития человека с последующей культивацией добродетельных качеств.

    Цигун приобрел множество различных стилей и форм, причем его название и методы могут варьироваться в зависимости от конкретной формы. И в то же время самой древней и наиболее сложной его формой остается система (комплекс) Дао Инь. Др. разновидностью Цигун является система Ту на (вдыхание чистого воздуха и выдыхание мутного), известное еще также как Тяо си – регуляция дыхания.

    Существует много различных направлений Ту на, которые можно условно разделить на три основных категории:

    1. Коу би ху си – одновременное дыхание через нос и рот.

    2. Фу ши ху си – дыхание животом.

    3. Дань тянь ху си – дыхание через центр Дань тянь.

    Кроме вышеуказанного существуют и др. методы дыхания и регуляции потока энергии Ци: Чунци – наполнение тела энергией Ци, Гуй си – «дыхание способом черепахи», Чжун си – дыхание и направление потока Ци «через пятки» и др.

    Отдельно сл. выделить еще одну  разновидность Цигун – это Нэй дань шу или метод «создания внутреннего эликсира». Это искусство возникло в период правления династии Хань, а свое дальнейшее развитие получило в период трех последующих династий Тан, Сун и Юань (618 – 1368 г.г.).

    Метод «создания эликсира» считается особой практикой, помогающей поддерживать хорошее самочувствие в любом возрасте и преобразовывать Ци в духовную энергию.

    Развитие Нэй дань шу усовершенствовало учение о меридианах и систематизировало его в строгую медицинскую теорию с целенаправленным воздействием на функциональное начало человека.

    Для сосредоточения внимания на определенной части тела (функции, качестве) было важно использовать последовательное мышление (схему) и только в этом случае возможно достижение нужного результата.

    Это направление Цигун стало активно развиваться в эпоху «Сражающихся  царств» (475 – 221 г.г. до н.э.).

    При  выполнении данной техники внутренний поток энергии Ци следует по меридианам и посредством сознания (терапевта) достигает нужного участка тела с целью его преобразования и трансформации.

    Важной составляющей практики Нэй дань шу является метод Гуань сян, или концентрация внимания на определенном объекте (или секторе тела человека), который по своей сути  является формой мышления. Назначение метода: расслабление, гармонизация потоков Инь-Ян, баланс между телом, сознанием, временем и окружающим пространством (времена года).

    Метод Гуань сян состоит из двух аспектов:

    • Вай гуань, или созерцание внешних объектов (Солнце, Луна, созвездия, стихии и т.п.);
    • Нэй ши, или созерцание внутренних объектов (органы, точки, меридианы, центры энергии и т.д.).

    Посредством различных практик Цигун массажа целитель постепенно «растворяет» заблокированные участки, как в теле пациента, так и в своей собственной энергетической структуре.

    Растворяя и разгоняя эти блоки Ци, терапевт реально начинает ощущать течение энергии через свое тело и, соответственно, и в теле пациента, только в этом случае, работая, человек не устает, а в некоторой степени даже чувствует подзарядку энергией «Земли и Космоса».

    Пациент, в свою очередь, чувствует облегчение, внутреннюю радость и приятное расслабление тела.

    Система Цигун – это учение о чувстве энергии и развитии навыков работы с ней, с целью улучшения жизни, сохранения здоровья и развития скрытых талантов личности.

    Общеизвестно, что Цигун оказывает мощное омолаживающее действие, способствует активному образу жизни и долголетию, а целью  Цигун – терапевта является сбережение и поддержание своей внутренней энергии в равновесии с окружающей средой.

    Второй целью является – преобразование внешней Ци во внутреннюю энергию, т.к. любой вид природной энергии можно трансформировать во внутреннюю энергию Ци человека посредством регулярной практики различных систем Цигун.

    История развития Дао Инь.

    Даосизм – является древней самобытной китайской религией, отражающей важнейшие  представления о мире и культурные ценности китайцев, становление традиций даосизма приходится на первые столетия новой эры.

    Его главной целью являлось обретение единства с первоисточником всего сущего Дао, и создание бессмертного тела при помощи специальных психофизических упражнений – методов даосской алхимии.

    Основателями даосизма  считают Лао цзы, автора трактата Дао дэ цзин  (VI век до Р.Х.) и учителя Чжуан  цзы, жившего  на три столетия позже, автора  одноименного трактата по даосизму.

    История развития Дао Инь достаточно длительная. Если учесть только письменные источники, сохранившиеся до наших дней, то уже более двух тысяч лет назад в научных трудах и книгах, посвященных алхимии жизни, можно обнаружить информацию, касающуюся этого вопроса. Кратко перечислим эти  источники:

    – На медных изделиях династии Шан Инь (1766 – 1122 г.г. до новой эры) изображены статические позиции и динамические упражнения Дао Инь, а это в свою очередь указывает на то, что это искусство продления жизни уже практиковалось и имело место до возникновения  письменности.

    – Трактат известного мастера  Хуана Фуми: Цзя и Цзин или «Канон о началах», здесь автор обобщил достижения медицины и гимнастик продления жизни Ян шэн династий Цинь – Хань (III век до н.э. – III в. н.э.) дав подробное описание системы Дао Инь.

    –  Трактат о внутренней медицине Желтого императора (Хуан ди нэй цзин), появившийся в  эпоху династии Хань, также содержит упоминание о большой значимости лечебных упражнений систем Дао Инь и Ян шэн («взращивание жизни»).

    – Даос и врачеватель Тао Хун цзин, живший в период правления Северных и Южных династий (265 – 583 г.г.), написал трактат «Разные тексты о знаменитых врачах древности». В нем есть упоминание об особых методах работы с Чудесными сосудами, травами, минералами и дыхательными гимнастиками.

    – Во времена династии Цзинь (265 – 420 г.г.), в трактате Хуан тин цзин («Канон о желтом дворце») даоса Вэй Фужэня, говорится о полях Ци (дань тянь), и о различных методах внутренней работы с энергией (Дао Инь, Ян шэн фа и др.).

    – В конце династии Хань (III в. н.э.) двое ученых врачей Хуа То и Чжан Чуцзин широко использовали метод Дао Инь в профилактике заболеваний.

    Хуа То создал гимнастический комплекс «Игры-танцы 5-ти зверей» (У цинь си), состоящий из движений, подражающих сл. животным: медведю, оленю, тигру, обезьяне и журавлю.

    В своем трактате Цзан фу цзин («Трактат о внутренних органах») Хуа То объяснял значение энергии дыхания для «прочистки меридианов» и культивации восьми необычных сосудов-меридианов тела (ба цзи май).

    – Гэ Хун – «бессмертный святой», живший во времена династии Цзинь (265 – 420 г.г.), знаток методов Дао Инь, написал трактат Бао Пуцзы («Питание сокровенного»), где подробно описал методы продления жизни и технику создания «эликсира жизни». Кроме этого он также описал учение о 3-х энергетических центрах человека (дань тянь) и практическую работу с чудесными сосудами (цзи май).

    – В период династий  Суй и Тан с 550 – 630 г.г. врач и ученый  Чао Юань фань составил 5-ти томное произведение «Трактат о происхождениях и симптомах болезней» (Чжу бин юань хоу лунь), где он приводит обзор и классификацию более 200 упражнений Дао Инь.

    –  Индийский монах Бодхидхарма (Дамо), пришедший в Китай из Северной Индии в VI веке и принесший свою систему психофизического совершенствования. В его трактате Си Суй цзин («Восстановление костного мозга») также встречается упоминание о работе с духовной энергией Ци (Шэнь Ци).

    – В VII веке в период правления династии Тан, был создан рецептурный справочник врача и ученого Сунь Сымао, в котором есть рекомендации по применению различных комплексов лечебных упражнений.

    – В годы правления династии Северная Сунь (960 – 1127 г.г.) ученый Чжан Цзинь фан собрал и составил трактат Юнь цзи ци цянь («Семь книг из облачной библиотеки»), который впоследствии был назван малым даосским каноном. Здесь были собраны трактаты периода до династии Сун, в том числе встречаются данные  о древних методах работы с меридианной энергией Ци. Наибольший интерес представлял трактат, описывающий работу с внутренней энергией – У чжэнь пянь («Канон об осознании внутренней истины»).

    – В годы правления монгольской династии Юань (1280 – 1368 г.г.) был написан трактат Цзин лань сюнь цзин («Канон золотой орхидеи») монгольского врача Цинь Били. В этом трактате, кроме описания 12 главных меридианов, добавлены вопросы работы с чудесными меридианами, являющихся важными пунктами работы  в системах Дао Инь.

    – В середине династии Мин (1368 – 1644 г.г.) известный врач Сюй  Чунь пу составил «Энциклопедию современной и древней медицины» – Гу цзинь и тун, в которой было собрано более 100 свитков древних текстов включающих и описание различных систем самосовершенствования.

    – В трактате великого китайского врача и фармацевта Ли Ши чжэня – Ци цзин ба май хао («Обзор 8-ми чудесных сосудов»), вышедший в свет в 1578 г. дается подробное описание внутренней работы с полярными потоками энергии Ци.

    В 1601 г.  был издан трактат Чжэнь цзю да чэн («Большие достижения в области чжэнь цзю») известного ученого эпохи Мин – Ян Цзи чжоу. Трактат состоял из 10 томов, здесь акцентировалось внимание на значении проведения  профилактических упражнений с целью укрепления организма.

    Выводы.

    Система Дао Инь (Цигун) была известно давно, и она тесно переплеталось с алхимической практикой саморегуляции по достижению состояния молодости и предельного долголетия.

    По некоторым источникам Дао Инь относят не к методам традиционной китайской медицины, а к системе даосской внутренней регуляции, основателем которой считается легендарный Лао Цзы.

    С древних времен Дао Инь или Цигун широко использовался в Поднебесной для медицинских, военных, научных, творческих и морально-этических целей. Методики состояли из статических, динамических и смешанных техник по стилю движений, они также подразделялись на внутренние и внешние, по качеству выполнения – на мягкие,  жесткие и сочетающиеся.

    В области медицины Цигун отличался от других, принятых в китайской медицине терапевтических методов воздействия на физическое тело, и сам термин подчеркивает уникальность данной системы.

    Цигун – это целая система обучения, которая позволяет использовать естественные возможности тела и сознания для личностного совершенствования, как в плане укрепления здоровья, так и в плане развития духовных и творческих способностей.

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий