• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Делать, но не стремится. Основа карма-йоги.

    lesya 10 839 Просмотров

    Очень многие знакомы с законом причины и следствия. Любое действие, мысль или желание являются следствием определенной причины. И одновременно – причиной некого следствия. Это называется кармой – мы порождаем карму каждое мгновение своего существования и каждое мгновение пожинаем плоды того, что сами «засеяли» в прошлом. Наука карма-йога учит, что отказавшись от плодов своей деятельности, и полностью сконцентрировавшись на процессе делания, можно «выпасть» из этой непрекращающейся цепочки причины-следствия и очень быстро достичь целей йоги – самоосознания.

    Первоисточники

    Для того, чтобы хорошо понять суть пути карма-йоги, обязательно нужно ознакомиться с«Бхагавад Гитой». В этом тексте объяснены различные направления йоги, в том числе икарма-йога. Вот некоторые цитаты из Главы 3 – «Йога действия»:

    (Шри Кришна, олицетворяющий Абсолют, поучает своего друга и ученика Арджуну):

    «4. Неначинающий дел человек бездействия не достигает;
    И не только отреченьем он совершенства достигнет.
    5. Ведь никто, никогда даже мгновенья не может пребывать без действий,
    Ибо все действия он производит невольно, в силу качеств, рождённых природой.
    6. Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам,
    Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовётся.
    7. Кто же манасом чувства смирив, действия чувств направляет
    На карма-йогу, того отрешённым зовут, Арджуна.
    8. Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело;
    Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить»…
    «19. Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;
    Кто без привязанности принимается за дело – Высшего достигает,
    20. Ибо делами достигли совершенства Джанака и другие;
    И ты должен действовать ради целокупности мира.
    21. Как поступает наилучший, так и другие люди;
    Какой он выполняет устав, такой и народ выполняет.
    22. Нет ничего в трёх мирах, что надлежало б Мне сделать, Партха,
    Нет цели, которой бы Я не достиг, и всё ж Я дела совершаю.
    23. Если бы Я не свершал непрестанно действий,
    Моим путём пошли бы все люди, сын Притхи.
    24. Не совершай Я дел — эти миры исчезли б,
    Став причиной смешенья, Я все существа погубил бы».

    Деятельность без привязки к ее плодам – наивысшее счастье.

    Желание результата деятельности несет в себе семя страдания. И дело здесь не столько даже в том, что результат может не соответствовать ожиданиям. Но весь процесс деятельности превратиться в постоянное беспокойство и сомнения. «Получиться – не получиться? Сколько я на этом заработаю? Понравится ли мне самому?».. Эти и множество других мыслей лезут в голову, когда человек не действует по принципам карма-йоги.
    Но если я ничего не жду от любой своей деятельности, то не только любой результат будет для меня радостью, но и сам процесс деятельности превратиться в удовольствие. Состояние совершенного карма-йогинаочень похоже на состояние ребенка в песочнице. Он строит восхитительный замок из песка и он полностью поглощен процессом строительства. Весь его мир в этот момент сосредоточен на возведении замка. Он вкладывает в каждую его деталь максимум своего зодческого таланта. Но когда замок достроен, ребенок без тени сожаления может разрушить его и приступить к постройке нового. Ведь процесс игры для него значительно важнее, чем ее результаты.

    Весь рабочий день – медитация

    Мотивации обычного человека сводятся к двум группам: кнут и пряник. Мы действуем или для того, чтобы получить что-то приятное (пряник), или чтобы избежать чего-то неприятного (кнут). Это лежит в основе всего, что мы делаем. И только когда мы задумываемся о том, чего бы нам хотелось делать ради процесса, а не ради результата, начинается карма-йога.
    Тогда рабочий день перестает быть каторгой, на которую нужно ходить, чтобы иметь возможность купить еду, одежду и оплатить развлечения. Работа становится некой игровой площадкой, на которой человек может реализовать те или иные свои потенциалы. И работа станет мощнейшим инструментом йоговского процесса самопознания и самосовершенствования.
    И тогда весь день превращается в нескончаемый процесс медитации. Карма-йогин постепенно учиться действовать и одновременно созерцать свои действия. Приходит осознание отдельности тела, мыслей и эмоций от истинной сути человека. Карма-йогин находится в положении стороннего наблюдателя, при этом не прекращая деятельность. То, что достигается упорными статичными практиками в раджа-йоге (читайте «Раджа-йога – путь медитации»), в карма-йоге приходит в процессе ежедневной деятельности.
    Для практики карма-йоги не нужно выделять специального времени. Мощнейшую йоговскую практику можно совершать в течение рабочего дня, «без отрыва от производства». Это делает карма-йогу одним из самых доступных методов быстрого самоосознания для современного человека.

    Все можно превратить в карма-йогу

    Не стоит думать, что только ежедневное посещение работы может стать карма-йогой. Собственно, нет никакой разницы, какую деятельность совершать – обрабатывать документы в офисе, стричь газоны в парке или мыть посуду у себя на кухне. Важно не что делать, а как делать. Если деятельность совершается без привязки к результату, то это есть карма-йога.
    Взять, к примеру, творчество. Если я пишу книгу, рисую картину или сочиняю музыку, но при этом не беспокоюсь о деньгах или похвале, которые мне могут перепасть, то тем самым я не только получаю максимум удовольствия от процесса творчества, но и совершаю практику карма-йоги.
    Но не стоит обманываться, сужая понятие «результат». Здесь речь идет не только о конкретных материальных выгодах (большой красивый приз, например), но буквально о любом результате, который принесет деятельность. Деятельность без привязки даже к чувству удовлетворенности от проделанной работы – это есть идеал карма-йогина.

    Ни к чему не стремиться, но иметь все что нужно

    То, что карма-йогин не привязан к плодам своего труда, совсем не значит, что он от них отказывается. Он их принимает такими, какими они есть. Отказываться от зарплаты во благо фирмы – это скорее глупость, чем карма-йога.
    Объекты материального мира приходят к тому, кто действует по методам карма-йоги, естественно и без излишнего напряжения. Карма-йогин имеет все, что ему необходимо, но он всегда помнит, что любые вещи, деньги или признание в обществе – лишь довесок к его деятельности, но не ее цель.

    С чего начать?

    Не всем получится «с завтрашнего дня» начать действовать по-новому. Мы настолько привыкли к кнуту и прянику, что без них уже попросту ничего не делаем. Но прелесть карма-йоги в том, что полное осознание ее силы и значения приходит в процессе практики. Практиковать карма-йогу – это значит учиться не привязываться к результатам своей деятельности. Все приходит с практикой, и как только это получится, человек сможет значительно приблизиться к переживанию своей истинной природы.
    Пусть мысль о ценности и важности самого процесса делания присутствует всегда, когда совершается какая-то работа. Пусть то, что еще вчера делалось «для чего-то», будет сделано «просто так», ради самого процесса.
    Путь йоги – это процесс внутреннего очищения. Привнесение в свою повседневную жизнь принципов карма-йоги – это очень быстрый и эффективный метод избавиться от всего того, что отделяет человека от осознания своей истинной сути и переживания беспредельного счастья.

    Источник: balaram.net

    Есть 2 комментариев к публикации
    “Делать, но не стремится. Основа карма-йоги.”
    1. Окутавши себя паутиной вожделения, человек создал напряжение вокруг себя. Получается – безумно хочу, но не могу позволить себе получить. Именно желание создает препятствия! Если Вы будете анализировать те моменты своей жизни, когда получали все легко и просто, то Вы можете вспомнить, что тогда этого не желали, все складывалось само собой, а главное Вы получали от этого истинное удовольствие. Наблюдайте!.. и найдите подтверждение вышесказанному своей жизни!

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий к Ярослав Бачурин