• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Дхьяна

    Asteriy 5 235 Просмотров

    Шаг за шагом продвигаясь в освоении премудростей йогической науки, вы поэтапно осваиваете все восемь ступеней классической йоги, описанные Свами Патанджали в его «Йога Сутре». Рано или поздно, освоив первые четыре из них, составляющие хатха-йогу, вы вплотную приблизитесь к освоению «йоги ума» или «царской йоги» – высших ступеней йогического мастерства, ведущих к полной реализации практикующего, к его окончательному Освобождению. И ключевую роль среди них играет дхьяна (или дхиана). Рано или поздно, вы обязательно столкнётесь с её практикой, до сих пор окутанной неким мистическим ореолом, всевозможными домыслами и легендами. Тем не менее, здесь, как и в практике прочих ступеней йоги, нет ничего невозможного или сверхъестественного.

    Что такое дхьяна?

    Людям европейской культуры дхьяна больше известна, как классическая медитация. Стоит отметить, что практика дхьяны характерна не только для йоги, но и для индуизма в целом, а также – для джайнизма и, с некоторыми отличиями, для различных направлений буддизма. Дхьяна – седьмая ступень классической йоги, которой предшествует дхарана, а последует – самадхи.

    В переводе с санскрита дхьяна дословно означает «созерцание», «интуитивное видение», «размышление», «концентрация», хотя в полной мере не является ничем из вышеперечисленного. Дхьяну (медитацию) можно определить, как практику, направленную на успокоение сознания вплоть до полной кратковременной остановки психической деятельности. Если сосредоточение на каком-либо объекте (дхарана) является подготовительным этапом практики медитации, то собственно дхьяна – основным этапом. Во время практики дхарана плавно переходит в дхьяну. Характерным отличием дхьяны от дхараны является тот факт, что при её выполнении практикующий уже не осознаёт, что находится в медитации; реальным для него остаётся только факт собственного существования (Я ЕСТЬ), при этом его сознание полностью сливается с объектом медитации.

    Согласно Свами Вивекананде, существует также и временной критерий выполнения дхьяны: непрерывная фиксация внимания на объекте в течении 12 секунд составляет дхарану, 12 дхаран (144 секунды) составляют дхьяну, 12 дхьян (1728 секунд) – самадхи. Таким образом, высшая цель йогической практики – вхождение в самадхи – становится вполне достижимой, при условии выполнения практикующим полноценной медитации в течении примерно двадцати девяти минут.

    Практику трёх высших ступеней йоги (дхараны, дхьяны и самадхи) называют самьяма. Йогин (садхака), достигший высот в практике самьямы, способен не только контролировать собственное тело, чувства и ум, но обретает истинное (чистое) видение мира, восприятие реальности в состоянии «не-ума» и сознание, не обременённое содержанием. Индийские мистики единодушно настаивают на том, что именно это состояние даёт ключ к тайнам бытия, осознанию истинного смысла существования и единению с Божественным.

    Практика дхьяны

    «Душа стремится медитировать, ибо в общении с Духом состоит великая радость.
    Помните об этом, когда ощущаете во время медитации сопротивление ума.
    Нежелание исходит от эго, ведь оно не относится к Душе…» Парамаханса Йогананда

    Для того, чтобы за преходящей, беспокойной и суетливой «личностью» увидеть свою истинную природу, практикующему необходимо раз за разом преодолевать сопротивление собственного ума. Это – тоже приобретаемый навык, нарабатываемый со временем. Ведь не зря же медитацию называют практикой – т.е. действием, предполагающим регулярное его повторение и совершенствование. За всеми школами, традициями и стилями (с одним или несколькими из которых вас непременно познакомит ваш Учитель) стоит многовековой опыт практической медитации, рекомендующий следование тем или иным правилам, в основной своей части схожим.

    – Время и место медитации. Лучшем временем для практики считается «брахмамухурта» (час Бога, санскр.) – время примерно за час до восхода солнца или, в более общем варианте, с 4 до 6 часов утра. В это время в мире царит покой, а ваш ум ещё не приведен в возбуждённое состояние заботами грядущего дня. Место для медитации в доме лучше специально выделить и (в идеале) не использовать его для повседневных нужд. Это может быть отдельная комната или хотя бы укромный уголок, где вы установите различные изображения Бога или символов вашей веры, которые можно украсить живыми цветами, где, при желании, вы будете возжигать свечи и благовония. Также медитацию можно практиковать и на лоне природы: отлично подойдут горы, берег моря или реки, японский сад камней или просто опушка леса. Главное условие: это место должно вызывать у вас положительные эмоции (ведь именно здесь происходит таинство общения с вашим истинным «Я» и прикосновение к Божественному), кроме того, здесь никто не должен вас потревожить во время выполнения практики.

    – Позы для медитации. Прежде всего, йогическая асана или любая другая поза, избранная вами для медитации, должна быть устойчивой, равновесной, абсолютно удобной и комфортной, чтобы во время практики вас не отвлекали чрезмерное напряжение или боль в затекших частях тела. Наилучшими асанами для практики дхьяны традиционно считаются сиддхасана (совершенная поза), а также «королева асан» – падмасана (поза лотоса). Если последняя вызывает у вас затруднение, можно заменить её на ардха-падмасану (полулотос). Вообще, если по каким-либо причинам физического характера вы не можете выполнять рекомендованные асаны, допустимо практиковать и т.н. «позу Сфинкса» – положение сидя на стуле с прямой спиной, не касающейся его спинки, руки покоятся на коленях. Также дхьяну можно практиковать и в шавасане. Исключение здесь составляют начинающие, ибо, как показывает опыт автора, практически каждая попытка практики в шавасане у них неизменно заканчивается здоровым сном. Главное условие, объединяющее все позы для медитации – прямое положение спины и шеи практикующего – так, чтобы позвоночник, шея и голова образовывали прямую линию.

    – Общие рекомендации. Практика дхьяны должна происходить строго в одно и то же время, становясь для садхака не просто механической привычкой, но жизненно необходимым утренним ритуалом. Время практики следует постепенно увеличивать от 20 минут до 1.5-2 часа ежедневно. Именно соблюдение этого условия, по мнению многочисленных древних авторов, делает достижение самадхи неизбежным. Перед практикой дхьяны рекомендуется принять прохладный душ, затем выполнить лёгкий комплекс из 6-12 асан для разогрева и короткую пранаяму – для гармонизации внутренних потоков праны и её оптимального притока к сушумне (спинномозговому каналу). Что касается ментальных установок перед медитацией, главное тут – не ожидать какого-либо конкретного результата от практики, а просто стараться добросовестно её выполнять. Последнее условие является принципиально важным, ибо напрямую следует из самой духовной составляющей йоги.

    Так или иначе, каждый из нас приходит в этот мир со способностью к целостному его восприятию, с сознанием, пока ещё не замутнённым разнообразными идеями и концепциями ума, приходит в подлинно медитативном состоянии. К превеликому сожалению, познавая преходящие реалии внешнего мира и его субъективные, неочевидные свойства, мы всё более отдаляемся от этого состояния, утрачиваем гармонию, целостность и связь с Божественным. Практика каждой из восьми ступеней йоги постепенно возвращает нам утраченное, но лишь последние три из них способны указать человеческой душе дорогу в её предвечный Дом.

    Я желаю вам счастья, гармонии в жизни и успехов в практике!

    ОМ ТАТ САТ

    Автор: Максим Охрименко

    Источник

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий