В последней статье серии «Духовная анатомия» Камлеш Д. Пател достаточно подробно исследовал тему впечатлений, создаваемых нашими эмоциями — где в духовной анатомии человека они формируют узлы и что мы можем сделать, чтобы избавиться от этих впечатлений. В этой статье он делится с нами некоторыми дополнительными мыслями по поводу спектра сознания.
В наши дни «Сознание» является популярным словом в сфере психосоматической медицины, а также в передовых исследованиях науки, духовности и квантовой области. Идея спектра сознания не является новой. Йоги и мистики писали об этом с незапамятных времен. Не так давно об этом также писали современные западные психоаналитики и психологи Карл Юнг и Кен Уилбер1.
Чему мы можем научиться из этой литературы? Она говорит, что есть широкий спектр сознания в человеке, охватывающий подсознание, сознание и даже сверхсознание, о котором мы меньше всего знаем. Как мы уже говорили во второй статье, великий Свами Вивекананда однажды сказал: «Сознание — это лишь прослойка между двумя океанами, подсознанием и сверхсознанием».2
Он понимал бесконечную, безграничную природу этого спектра, потому что его собственное состояние расширилось по всему спектру. Он мог наблюдать и описывать в точности то, что он обнаруживал.
То же самое было с Рам Чандрой из Шахжаханпура. Он исследовал и описывал состояния сознания и сверхсознания в различных чакрах Сердечного Района, Района Ума и Центрального Района человека. Благодаря этим открытиям наука сильно отстает от Йоги в попытке описать спектр сознания.3 Если вы медитируете с Йогической Передачей (Пранахути), вы будете все более и более глубоко и полно ощущать этот спектр сознания и выйдете за пределы ощущений в область непосредственного восприятия и знания. Постепенно это необъятное поле сознания будет открываться вам все больше и больше.
Свами Вивекананда однажды сказал: «Разве сознание имеет такое большое значение? Оно ничто по сравнению с непостижимой глубиной подсознания и высотой сверхсознания! В отношении этого меня никогда нельзя было обмануть, ибо разве я не видел, как Рамакришна Парамахамса за 10 минут собирал информацию обо всем прошлом человека из его подсознательного ума и определял на основании этого его будущее и его возможности?»
В наши дни ученые измеряют частоту волн мозга, электро-магнитные излучения сердца в попытке описать и понять разные состояния сознания, например, обычное бодрствующее сознание, различные стадии сна, расслабленный ум, ум в состоянии медитации, — это лишь некоторые из состояний. Они уже пришли к заключению, что электро-магнитное поле сердца намного сильнее, чем поле мозга.5 Это соответствует выводам йогов высокого уровня, которые считали сердце центром нашего существа.
Йоги также говорили, что сердце и ум не являются раздельными сущностями, а напротив, составляют единое поле сердца-ума, известное, как тонкое тело или сукшма шарир. Это вибрационное поле распространяется вовне из центра нашей сущности — сердца, в каждый аспект нашей духовной и материальной жизни.
Поле сердца и ума может расширяться на весь спектр сознания, от глубин подсознания до высот сверхсознания. В середине располагается наш сознательный ум, каждое мгновение испытывая влияние того, что происходит по всему спектру, как на уровне подсознания, так и на уровне сверхсознания. Всегда происходит динамичное взаимодействие.
Например, даже когда мы полностью осознанны и бдительны в настоящем моменте, наши страхи, предпочтения, неприязни из прошлого влияют на то как мы себя чувствуем. Мы можем бояться определенной ситуации, и это не дает нам использовать новые возможности, или наши желания толкают нас на определенные действия. Поэтому сознание всегда будет находиться под воздействием нашего подсознательного прошлого. Подобным образом в любой момент из нашего сверхсознания может прийти вдохновение. Мы можем получить внезапное откровение или вдохновение, и оно приведет нас к решению, которое в обычных условиях к нам бы не пришло. Все эти три уровня находятся в действии в каждый момент времени.
Это взаимодействие в йоге известно, как взаимодействие тонких тел — чит, манас, будхи и аханкар. Мы исследовали эти четыре тонких тела во второй статье этой серии. Чит — это сознание, манас — это наш созерцающий ум, будхи — это интеллект, аханкар — это эго. По мере того, как они очищаются и совершенствуются в результате процесса йогического очищения, наша осознанность расширяется, охватывая больше и больше спектр сознания.
Когда вы интенсивно медитируте с помощью йогической передачи, ваше сердце открывается, и вы развиваете способность ощущать спектр сознания как интегрированное поле. Это и есть на самом деле «йога» — интеграция, объединение поля. Ты осознаешь все измерения одновременно, твое сознание расширяется.
Ум имеет способность в полной мере бодрствовать и присутствовать в мире, и в то же время быть глубоко погруженным в Абсолют. Это состояние известно, как сахадж самадхи, где все может быть познано через сверхсознательное восприятие — прямое восприятие Природы.
радиционное самадхи часто определяют как сознание, подобное камню, когда ты ничего не чувствуешь, но оно не такое тонкое, как сахадж самадхи, когда мы развиваем сознание охватом 360 градусов во всех направлениях. В сахадж самадхи мы видим все, насколько это возможно — фронт, тыл, прошлое, настоящее, будущее — все находится в нашем поле зрения. Степень, до которой мы можем расширить наше сознание есть не что иное, как признак нашей эволюции. Поэтому когда мы работаем, мы сфокусированы на работе, на окружающих, на телевизоре, если он включен в комнате, на том, что происходит за пределами офиса, и также на Источнике. Мы сфокусированы на Передаче, которая течет внутри нас, и на состоянии, которое преобладает внутри нас, на том, что готовится войти в нашу систему, на мыслях, которые возникают, и на следующем шаге, который нам предстоит сделать. И при этом мы остаемся спокойными, наблюдая за всем этим одновременно.
Автоматически это сознание приобретает охват в 360 градусов. Мы не фокусируемся на определенной вещи. Как только мы фокусируемся на определенной вещи, это перестает быть медитацией, а становится концентрацией. Поэтому в этом состоянии вы видите, как наше сознание может расширяться и как мы можем использовать наши умы таким динамичным образом.
Есть еще один способ посмотреть на спектр сознания, и это — от личного, индивидуального к коллективному. Этот спектр простирается от ума к сердцу. Наш ум дает нам индивидуальную идентификацию через эго, аханкар, в то время, как сердце является коллективным. Цитируя Рам Чандру из Фатегарха: «Что такое «Мы» или «Наше»? Это — наше сердце». Мы связаны друг с другом через сердце. Это надежда нашего будущего и йога является ключом, способным отворить этот полный спектр сознания.
Журнал Heartfulness
1 Кен Уилбер. Вечная психология. Спектр сознания, Журнал трансперсональной психологии, т. 7, № 2. 1974 г. ² Рам Чандра из Шахджаханпура. Полное собрание сочинений Рам Чандры, т. 1, 1989 г.
³Свами Вивекананда. Полное собрание сочинений Свами Вивекананды, «Высказывания и изречения», т. 8, 1947 г. ⁴Роллин Мак-Крати. «Наука сердца», т. 2, 2015 г. ⁵Патанджали «Йога Сутры». ⁶Рам Чандра из Фатехгарха, «Вечная Истина», гл. «Карма», 1973 г.
⁷Рам Чандра из Фатехгарха «Вечная Истина», гл. «Брахман», 1973 г.