• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Гакча: или от чего пуста пустота

    Bogdana 2 129 Просмотров

    gakhcha

    В жизни, как в шахматах — верный первый ход, зачастую, определяет результат всей партии. Предлагаем вашему вниманию отрывок из Тибетской книги медитаций, понимание которого поможет каждый свой день начинать с правильного шага.

    ***

    Эти объекты, все эти вещи, которые, как мы думаем, мы видим вокруг себя, на самом деле абсолютно невозможны. Тибетцы говорят — они все, как рога у кролика, или цветы, расцветающие в воздухе: то, что просто невозможно. И если бы мы были поистине объективны, если бы придерживались строгой логики, думая о том, как всё в мире происходит, мы бы осознали: то, что мы делаем — нелепо, это даже не соответствует нашему собственному чувственному опыту.

    Первый шаг — поймать себя в момент неправильного видения предметов. Предмет, который, как мы говорим, невозможен — это любой предмет, который мог бы существовать сам по себе, который имел бы свою собственную природу, свою индивидуальность, не зависящую от нас. Давайте коротко рассмотрим это. Как конкретно мог бы выглядеть самосуществующий предмет?

    Вот если бы что-то существовало само по себе, то абсолютно каждый, кто когда-либо смотрел на это, всегда видел бы в точности то же самое. Потому что оно было бы самостоятельным. Оно бы не зависело ни от чьей точки зрения. Предмет оставался бы ручкой, так что, смотрит ли на него собака, или муравей, или человек, каким он был 4000 лет назад- все видят ручку.

    gakhcha_emptinessНе имело бы даже значения, надели вы или нет свои очки, потому что предмет всегда виделся бы вам совершенно одинаково. Фактически, вам бы даже не понадобилось включать свет, чтобы увидеть его! Потому что то, что самостоятельно, не должно зависеть от света, чтобы стать видимым.

    Если бы любой объект в мире на самом деле имел собственную природу, то сама природа была бы застывшей — она  никогда не смогла бы изменяться. Так, никто не смог бы взять самосуществующую ручку и воспользоваться ею, чтобы почесать себе спину или сделать отметку в книге. Потому что в  ручке не заложены качества чесалки для спины или маркера для книги: её единственная природа — быть ручкой. Таким образом, ручка всегда должна была бы писать, ведь это свойство ручки.

    Но самостоятельная ручка не зависела бы от нас в смысле письма — она могла бы писать самостоятельно!

    А если бы она уже писала, то как бы мы могли ею воспользоваться?

    По правде говоря, было бы совершенно невозможно взаимодействовать с каким бы то ни было объектом, будь он самосуществующим. Он находился бы в своём самосуществующем мире, и вам бы никогда не удавалось до него дотянуться. Во-первых, если мы им хоть раз воспользовались, то он уже зависим от нас в своём существовании и по этой причине больше не может быть самосуществующим. А во-вторых, если мы с ним взаимодействуем, он будет меняться, и потому больше не сможет обладать неизменной природой.

    walls_emptinessТем не менее, мы именно это и утверждаем о каждом их объектов, окружающих нас, несмотря на очевидные противоречия. Мы реально верим, что стены, окружающие нас, стоят сами по себе, что они неподвижные, прочные и держат крышу у нас над головой, и что это не имеет к нам никакого отношения. В то время как в действительности единственной причиной, по которой крыша на нас не обрушивается, является добродетель, которую мы проявляли в прошлом.

    Что же удерживает стены? Все атомы этих стен вокруг нас сделаны из доброты. Доброты, проявленной вами по отношению к другим в прошлом. (Это, между прочим, только в том случае, если стены вам нравятся. Если бы рядом с вами сидел клаустрофоб, для него всё выглядело бы по-другому. Ещё одно доказательство того, что стены не имеют собственной природы).

    Итак, оглянитесь по сторонам в комнате, в которой вы находитесь. Постарайтесь найти в ней что-нибудь — хоть какую-то мелочь — которая не исходит от вас, не происходит из того, как вы относились к людям в прошлом. Давайте, правда, оставьте всё и попробуйте.

    meditation_emptinessНашли? Если вы ищите самосуществующий объект и остаётесь с пустыми руками — вот это и есть пустота.

    Мы уже говорили, что пустота имеет негативный оттенок, и когда вы получаете понимание пустоты, это такое безграничное понимание, что нечто, которое, вы всегда думали, есть, отсутствует. Это как полезть рукой в карман за кошельком и обнаружить, что карман пуст. Это такое внезапное чувство «О Боже, его там нет!» Вот такого понимания пустоты мы и хотим добиться.

    Был знаменитый тибетец по имени Кедруп Чже, который жил в 15 веке и разработал специальную медитацию, что бы подвести нас вот к этому чувству  «О Боже, его там нет!» Она называется «Четырёхшаговая медитация Кедрупа Чже на пустоту».

    Там четыре очень простых шага для практики поиска предмета, который, как мы думаем, есть, а потом «О Боже!»- открытия, что его там нет.

    Источник: Лама Кристи Макнелли. Тибетская книга медитации.

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий