• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Истинная духовность или умелая маскировка

    omsaananda 612 Просмотров

    «Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
    Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
    Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
    Ад и рай — это две половины души.

    Омар Хайям

    Само понятие «духовность» в мире, где преобладают материалистичные ценности, вызывает некую неприятную оскомину, а понятие «нравственность» откидывает нас мысленно в пуританское прошлое человечества. Почему так?

    Основная проблема восприятия духовности и нравственности в том, что понятия это абстрактные и у каждого вызывают свои личные ассоциации. Но если нравственность – определенно основывается на отношениях с социумом, то духовность  – это глубинная внутренняя составная человека и основывается на широте мировоззрения, внутреннем развитии и личностных качествах.

    Для многих понятие духовности прочно ассоциируется с верой и религией, но по сути к ним имеет посредственное отношение. Конечно, среди последователей различных религий есть высоко-духовные личности, но далеко не всякий духовный человек является приверженцем какого-либо эгрегора¹. В связи с этим, предлагаю условно отнести всех людей к одной из 4-х групп по их уровню духовной эволюции и честно ответить себе на вопрос «Кто я?»:

    1. Люди, которые не разделяют духовность и ее отсутствие. И они не переживают по этому поводу. Собственно, тут и говорить не о чем. В лучшем случае, они стараются достичь какого-либо успеха по рамкам социума (получить образование, сделать успешную карьеру и т.д.), ну а в худшем просто бесцельно плывут по течению жизни. Как правило, после достижения пенсионного возраста они теряют смысл жизни вообще т.к. реализовали все, что могли, ну или не реализовали и посему полностью разочаровались в жизни.
    2. Люди, которые внешне стремятся к мнимой духовности, но внутренне остаются неизменными. Можно сколько угодно часов заниматься йогой, соблюдая только внешнюю форму. Или приходить в церковь каждое воскресенье, как истинный христианин. Или молиться, читать мантры и даже сидеть неподвижно, пытаясь научиться концентрации (медитацией это тяжело назвать), но мысли, как обезьянки неуемно будут бегать где-то далеко от настоящего момента. И пока практика не будет исходить от сердца и глубокой внутренней потребности, – это будет все равно, что смотреть фильм, читать книгу или общаться с единомышленниками. Безусловно, развивает и рано или поздно приведет к положительным  результатам. Но прибавили ли эти практики духовности или нет, станет очевидно в тот самый момент, когда в очередной раз,  в транспорте, им наступят на ногу. И в лучшем случае, они образцово-показательно улыбнуться, скажут «ничего страшного», но к горлу подкатит раздражение. Именно людей, из этой категории, много среди последователей высоко-духовных людей и учителей человечества. Потому что, легко посидеть в поле светлого человека, подпитаться на полгода вперед его энергией, набраться сил, но совершенно не наработать свой собственный опыт.
    3. Люди, которые и не задумывались о том, что такое высшая духовность, но в их поле хорошо и комфортно. Окружающие чувствуют от них невидимый ореол благости, а в их присутствии наполняешься энергией. И неважно, что это за человек и какую социальную функцию он выполняет: просто бабушка-«Божий одуванчик» или вполне себе серьезный и успешный в социуме мужчина. Но в любом случае, этот человек светлый и открыт миру. Ему присуща доброта и искренность. Он живет в гармонии с собственным внутренним миром, старается не причинять вреда окружающим и готов наполнить своей заботой и любовью всех, кто его окружает. Он может быть христианином, индуистом, буддистом или вообще атеистом…и собственно, это не важно. Но у него есть вера в силы Вселенной, Божественное начало, Высший разум, Атмана² и т.д.
    4. Люди, которые точно осознают, что такое духовное развитие. Заметьте, не просто «понимают», а «осознают» то есть применяют в своей повседневной жизни. Они находятся «здесь и сейчас», точно знают, в чем смысл жизни и культивируют любовь в своем сердце. И опять же не важно, успешен ли этот человек по шаблонам социума, или это гуру с множеством последователей или просто йог-отшельник высоко в Гималаях. Он работает над собой ежедневно, без выходных. Живет согласно моральным и этическим правилам, и тут уж не важно притягивает ли он к себе людей своей добротой или выглядит достаточно строго для окружающих. Но он старается не терять самообладания в любой ситуации, его не кидает в крайности, он открыт любой информации, не вступает в дискуссии и относится уважительно к любой религии, и в целом, к мировоззрению других. А самое главное, развитие духовности для него – это осознание, что каждый человек – часть Бога и относиться с нему нужно соответственно.

    К какой категории отнести себя станет понятно по реакциям в совершенно обычных, ежедневных бытовых ситуациях. Легко быть хорошим и всеми любимым человеком с чужими, но в основном, все наши отрицательные стороны проявляются с близкими. Именно с ними мы отрабатываем нашу карму, с отцами и мамами, с мужьями и женами, с детьми. Именно на них мы позволяем себе срываться, раздражаться и терять самообладание. Мы позволяем себе их критиковать, осуждать (кто как не мы укажет им на недостатки, правда?), а иногда и излишне опекаем, не давая им получить свой собственный опыт. Духовность семьи начинается не с молитвы перед едой (хотя это тоже важно), а с благодарности друг другу и Высшим силам за возможность проходить школу жизни вместе. Поиски духовности могут продолжаться бесконечно, пока не придет осознание, что она в нас самих.

    свет

    У человека может быть огромная вера в Бога, но такая же огромная ненависть к врагу. Он может проводить часы в различных «духовных» практиках, но тут же без зазрения совести сделать какую-то мелкую пакость другому. И поверьте, это сплошь и рядом. Есть ли тут духовность?

    Духовность неразрывно связана с Божественной любовью и полным принятием всего происходящего вокруг нас, с верой во Вселенские законы, законы природы и законы кармы.

    Конечно, человеческая духовность – понятие сложное для восприятия и вышеописанная градация людей очень условна, где-то даже утрирована. Есть определенные полутона между этими категориями, но суть, на мой взгляд, где-то такая.  Важно не стоять на месте в своем развитии, быть открытым новой информации и миру. Ведь, когда человек перестает развиваться, он начинает деградировать. Невозможно застыть на том же уровне.

    О духовности можно судить по мыслям и намерениям. Но мы никогда не знаем, каково истинное намерение другого человека. Просто давайте будем реально оценивать себя, работать над собой и воздерживаться от оценки, и критики других. Как говориться,  не суди и не судим будешь. Когда кто-то несправедливо по нашему мнению поступает, важно помнить – что мы можем изменить себя, свое отношение к окружающей действительности, но мы никогда не сможем изменить других. Любую ситуацию нужно принимать как очередной урок, сказать «спасибо» не цедя сквозь зубы, а с открытым сердцем и полным принятием. Воспитание духовности начинается с искренности. Давайте будем честны хотя бы сами с собой, и тогда для Вселенной не будет необходимости давать нам тяжелые испытания и жизненные уроки.

    Есть лишь одна проблема — одна-единственная в мире —

    вернуть людям духовное содержание, духовные заботы…

    Антуан де Сент-Экзюпери

    ¹Пуританское – в данном случае, имеется ввиду строгое, целомудренное воспитание, жестко регламентированная мораль и т.д.

    ² Эгрегор – энерго-информационная структура, которая возникает из однонаправленных эмоций и мыслей людей. В данном случае имеется ввиду любая организация, которая объединяет людей по признаку религии, философских течений, социальных движений и т.д.

    ³ Атман – санскр. आत्मन्, ātman, «самость», «дух», «высшее Я».

     

    Автор: джйотиш астролог, учитель Shivalaya Yoga School, автор проекта “Свободное пространство Saananda” – Виктория Деревнина

    Источник: http://saananda.com.ua/bez-rubriki/blog/duhovnost-ili-umelaya-maski/

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий