• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Йогическая традиция натхов

    elenarade 1 287 Просмотров

    Натха-сампрадая – это древняя аутентичная традиция йоги в Индии, основанная сиддхом Шри Горакшанатхом. Традиция сохранилась до наших дней, особенно в северных районах Индии, хотя храмы Горакшанатха и натха-йогинов можно встретить во всех штатах Индии и даже в Бангладеше, Шри Ланке, Пакистане, Афганистане, Непале.

    В Индии Горакшанатх и другие известные йоги почитаются натхами как реализовавшие сиддхи и достигшие бессмертия. Именно Горакшанатх развил индийскую хатха-йогу, известную как кайя-садхана и пинда-садхана. Он также известен как великий тантрик и чудотворец, о нем существует немало легенд. Практики натхов включают внутреннюю алхимию, ведущую к бессмертию. На протяжении многих веков натхи передавали свои знания по цепи ученической преемственности, благодаря чему традиция сохранилась до наших дней; на протяжении всего этого времени различные духовные системы Индии заимствовали методы йоги натхов. Поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги.

    Махайог Горакшанатх написал около пятидесяти текстов по философии, метафизическим аспектам йоги и различным методам йога-садханы. Он основал орден канпхата-йогинов, отличительным признаком которых служат большие серьги в ушах, символизирующие солнечную и лунную энергии.

    Натхов так же можно узнать и по другому атрибуту – ритуальному свистку нади, который они носят на черной шерстяной нити джанео. Этот символ связан с практикой нада-анусандханы, предназначенной для работы со звуковой вибрацией. Нить джанео связана с энергетическими каналами в теле – ида (лунный) и пингала (солнечный).

    Точную дату появления оформившейся традиции натхов в Индии пытались вычислить многие исследователи не только в Индии, но и на Западе. Наиболее известные среди них: Г. Бриггс, Шахидулах, Д. Гордан и др. Несмотря на все свои многочисленные исследования тот же Бриггс признал, что в этом вопросе можно только делать сомнительные предположения.

    По легендам считается, что традиция восходит к самому господу Шиве, который поведал учение своей супруге Деви, как это принято во многих тантрах. Очень распространена история о том, как диалог Ади-натха Шивы и Деви подслушал Матсьендранатха, пребывая в чреве рыбы под водой.

    Матсьендранатха также известен под разными именами в буддизме, например, Луипа или же боддхисатва Авалокитешвара, Маччханда в Кашмирском Шиваизме, о нем упоминается в текстах таких шактийских традиций, как: Кубджика (эпитет

    Кундалини-шакти), Кали-крама (Калиная), Шри Видья (Трипура Сундари), Йогини-каула (культ 64 йогини), о нём также упоминает основатель вайшнавского культа «Варкхари»- известный Джнянешвар. Матсьендранатха – отец двух учителей Нимнатха и Паршнатха, которые почитаемы в Джайнизме. О Матсьендрнатхе и Горакшанатхе упоминается в сикхском трактате Ади-грантх.

    Истории о Горакшанатхе и его учении встречаются очень противоречивые. С одной стороны, он – ученик Матсьендранатха, с другой – он выступает в роли его оппонента и спасителя из царства женщин.  Иногда он  предстает как противник вайшнавизма, но в то же время некоторые вайшнавские традиции его почитают и принимают его

    Интересно, что буддисты излагают свою версию о Горакшанатхе. Согласно буддистским источникам, Горакшанатха был буддистом, известным как Раманаваджра, он нашел ковчег в городе, ныне известном как Горакхпур, где было проявлено божество, и в честь него он взял себе имя Горакшанатха.методы йоги.  Во многих историях  Горакшанатх выступает в роли сторонника индусской йоги и многие буддисты ваджраяны принимают его как Гуру, переходят в натхи, но при этом он почитается буддистами, как реализованный махасиддха Горакхпа. Также его почитают на Юге Индии тамильские сиддхи (ситтары) как одного из 18 великих учителей- махасиддхов. Учителя Кабир и Нанак упоминают Горакшанатха в своих произведениях и трактатах.

    Древняя история Непала свидетельствует, что в шестом или седьмом столетии н.э. страна переживала засуху из-за нехватки дождя в течении 12-и лет. По милости махайога Матсьендранатха страна была спасена, с тех пор он считается покровителем Непала. Говорят, что его ученик Горакшанатх тоже посещал Непал в этот период в поисках своего Гуру.  Позднее утверждалось, что королевская династия Непала была установлена по милости Горакшанатха. С тех пор, отпечатки следов Горакшанатха украшают королевскую корону, а его святое изображение напечатано на монетах. Это ясно показывает, что влияние Матсьендранатха и Горакшанатха было широко распространено в 6-7 столетиях. Отважные горкхи Непала получили свое название, т.к. являлись искренними последователями Горакшанатха.

    Некоторые полагают, что Горакшанатх жил в 10-12 веке, однако существует множество текстов, где упоминаются имена Горакшанатха и его учеников, некоторые из них могли быть написаны в 3 веке до н.э., например, Брахманда-пурана, Вайю-пурана, Сканда-пурана и др. Исследователи допускают, что, вероятно, было несколько Гуру известных под именем Горакшанатха, или же это был один Гуру, или же Бог Шива, который по разному проявлялся в своих трансцендентных играх «лилах».

    Многие из великих натха-йогинов почитались наравне с шиваитскими, буддистскими и тибетскими святыми последователями различных направлений. Из этого следует, что натха-гуру не были узко направленными и что их практичное мировоззрение одинаково принималось серьезными практикующими различных школ.

    nathi.ru

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий