• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Как работают янтры?

    lesya 5 239 Просмотров

    Форма – Функция – Энергия

    Янтры представляют собой соединение трех принципов: формы (Акрити – рупа), функции (Крия – рупа) и энергии (Шакти – рупа).

    Считается, что янтры предназначены в первую очередь для раскрытия внутренней основы форм и образов, изобилующих во вселенной. Точно так, как в независимости от внешнего вида, внутреннюю основу материальных предметов составляют атомы, каждый «формальный» аспект мира может быть выражен в виде янтры. Как ученый основывает окончательную картину мира на простых атомарных струк турах, в которых центральные формы предстают гармонизирующим «целым», так и индийские шилпи – йогины (исполнители ритуала) пытаются идентифицировать внутреннюю структуру вселенной с помощью концентрации на пестрых картинках мира через йогическое видение и приведение к простым формам. Янтра, таким образом, может рассматриваться как конечное уравнивание форм проявления энергии мира. Эти простые формы используются для указания истинной природы космоса, как абстрагированные от конкретного.

    В самом широком применении, Акрити – рупа относится к внутренней скрытой форме структур, так что каждая структура, от атомов до звезды, имеет свою Акрити – рупа янтру. Так, цветок или лист имеет внешнюю структуру, воспринимаемую нами, и внутреннюю форму, в основном состоящую из каркаса, в котором все пространственные формы соединены с центральной осью или ядром: все формы имеют грубую внешнюю структуру и «тонкую» внутренюю структуру, базовую причинную модель для внешней формы.

    Янтры функционируют как символы откровений космической истины и регулятивные диаграммы духовных аспектов человеческого опыты. Все первичные формы янтры являются психологическими символами, соответствующими внутренним состояниям человеческого сознания, через которые становятся возможными контроль и увеличение психической энергии. По этой причине считается, что янтра воплощает функциональный принцип (Крия – рупа).

    Будучи постоянной поддержкой в ритуальном служении, внешне инертная янтра стряхивает дремоту и действует как символы психических сил. В этом случае о янтре говорят, что она попадает за «форму» – «функцию» и актуализируется как «силовая диаграмма» (Шакти – рупа), обеспечивающая преобразование внешнего опыта в психический опыт. На этом уровне говорится, что янтра «открыта».

    Хотя внешнее значение янтры может быть относительно легким для понимания, внутреннее значение, которое дает янтре силу, трудно уловимо, поскольку архетипичность формы в основном относится к фактам внутреннего психического опыта, постигаемого интуитивно.

    Куларнава Тантра говорит: «Как тело относится к душе и масло к светильнику, так янтра относится к божеству». (Гл. V.86)

    Жилище богов

    Каждая янтра – священная ограда, Теменос (священная роща с храмом Аполлона на южной окраине Сиракуз), «жилище», вместилище Ишта-девата (избранного, покровителя, божества). Янтра замещает антропоморфный образ божества. Большинство индийских божеств – Кришна, Вишну, Дурга и Кали – в дополнение к их иконографическим изображениям, обозначаются не иконически в соответственных янтрах. Янтра божества может не содержать сходства с иконографическим образом (мурти), пропорции и атрибуты которого зафиксированы каноном. Янтра – это «транс -форма» (пара-рупа), абстрактное изображение божества. Янтра хранит сверхчувственную жизненность образа, выражая чувство и дух образа.

    Янтры описывают и символическое расположение центров паломничества (пихта-стхая), священных храмов верховной богини, которые разбросаны по Индии как пальцы божества. Происхождение этих центров паломничества описывает индийский мир. Шива скитался по Индии, держа мертвое тело Шакти (Парвати, его супруги), пребывая в горе и помешательстве, пока Брахма и Вишну не стали испытывать сильное беспокойство. Тогда Вишну своим огненным диском расчленил тело Шакти, части которого разлетелись по всей Индии. Эти места стали центрами паломничества. Там были построены храмы, полные священной силы.

    Янтры должны рассматриваться не как «шедевры живописи», изолированные от религиозной традиции, в которой они развивались и которая сохранила их, но как двухмерные нитха-стхаза или храмы, в которые совершаются . паломничества.

    Янтры или девастхи – «открытые» образы трансцендентной реальности.

    Сами по себе, символы, являющиеся компонентами янтры, содержат лишь частичные значения и не могут отра зить ту смысловую вселенную, которую содержит янтра как целое. Символический синтаксис янтры раскрывает «вселенскую модель» целостности существования, в которой иерархия внешне различных планов существования обра зует синтез. Этот синтез позволяет человеку открыть для себя конечное единство мира и в то же время становится свидетельством собственного предназначения человека как составной части мира.

    Источник: www.atmaville.org

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий