Начало – тут
Период роста луны на санскрите звучит как «парма», полнолуние – «пур маси», убывающая луна – «кришна пактч», а чёрная луна – «амауа шийя». И лишь в те дни, когда Шива спускался за Чандрой (11 лунный день) и поднимался, водрузив его на голову (26 лунный день), открываются врата в потусторонние миры. В эти дни необходимо совершать определённый ритуал – Экадаши.
В ведических говорится, что Господь дал систему врат, постов, как предлог, чтобы дживы (души), пребывая в человеческих телах, могли, правильно и вовремя соблюдая их, обрести труднодостижимые блага. Это могут быть как прижизненные поощрения, достижение райских планет, очищение от прошлых грехов, так и поклонение Божественному. Мотивация соблюдения поста может быть разной. Например, под влиянием гуны благости человек стремится к спокойной мирной жизни и, желая избежать страданий в будущем, заботится о своей безгрешности сейчас. Стремление избежать или свести к минимуму страдания естественно для всех, но одержимость корыстной расчетливостью вредит духовному здоровью. Последователи вайшнавизма признают те из ведических обетов, постов, которые, по сути, являются видом поклонения Божественному, принимая это как способствующее пути бхакти. Из истории можно привести некоторые примеры: известно, что Господь Чайтанья придерживался правил чатурмасья-враты (священного обета, длящегося четыре месяца во время сезона дождей в Индии) даже во время Своего путешествия по Южной Индии и наставлял серьезно относиться к соблюдению Экадаши-враты. Соблюдая чатурмасью в Пури, Шивананда Сена и другие бхакты регулярно совершали омовение в присутствии Господа Шри Чайтаньи. Позже о Шриле Джаганнатхе дасе Бабаджи говорилось: «Он жил как аскет, следуя строгому воздержанию в еде и соблюдая четырехмесячный пост чатурмасью. В первый маса (месяц) он съедал лишь четыре банана вечером; во второй – только плоды гуавы; в третий – сыворотку; в четвёртый маса – лишь вареные несоленые цветки банана». О Шриле Гауракишоре дасе Бабаджи известно, что он во время Экадаши не ел и не пил ни капли воды. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также придерживался стандарта чатурмасья-враты и говорил о его важности. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада рекомендовал соблюдать Экадаши-врату, а в период чатурмасьи соблюдать, по крайней мере, простые ограничения на каждый из четырех лунных месяцев (т. е. на шпинат, йогурт, молоко, урад-дал (вид гороха)), тогда как отказ от стрижки не поощрял.
Важность Экадаши подчеркивается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 15.9,10) в беседе между Господом Шри Чайтаньей и Его матерью, Шачи-деви: «Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пал к ногам Своей матери и просил ее милостиво исполнить Его просьбу. Мать ответила: “Мой дорогой сын, я дам Тебе все, что Ты попросишь”. Тогда Господь сказал: “Матушка, пожалуйста, не ешь зерна в дни Экадаши”».
В комментарии Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «С самого детства Шри Чайтанья Махапрабху ввел систему соблюдения поста в дни Экадаши. В “Бхакти-сандарбхе” Шрилы Дживы Госвами приведена цитата из “Сканда-Пураны”, предупреждающая, что человек, вкушающий хотя бы одно зернышко в Экадаши, становится убийцей своих матери, отца, братьев, духовного учителя, и, даже если он поднимается на одну из планет Вайкунтхи – духовного мира, вновь падает в мир иллюзии и страданий – материальный мир. В Экадаши для Вишну готовится все, включая обычные зерновые и дал (пища из бобовых и гороха), но предписано, что вайшнав в Экадаши не должен пробовать даже вишну-прасада, содержащего зерновые. Сказано, что вайшнав не принимает пищи, не посвященной Господу Вишну, но в Экадаши вайшнав не должен пробовать даже маха-прасадам, освященного Вишну, хотя такой прасадам может быть сохранен для следующего дня. Строго запрещается принимать любой вид зерновых в Экадаши, даже если пища из них освящена Господом Вишну».
Великий вайшнавский святой конца XIX – начала XX вв. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Бхактья-лока» пишет: «Вайшнавы с великим почтением относятся ко дню Экадаши, Шри Хари-васаре. Должным соблюдением Экадаши бхакты соблюдают все дополнительные принципы преданного служения. Отказ от определенных физических удовольствий и регулярное, раз в две недели, обращение к преданному служению, позволяет сделать практику служения непрерывной и систематической». А в «Шри Харинама-чинтамани» он провозглашает: «В Экадаши и дни явления Господа нужно забыть о еде и наслаждениях и круглые сутки воспевать Святое Имя в обществе преданных».
Продолжение следует…
Материалы Восточного Центра Ольги Гомон «Nisaja»