• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Медитативное творчество и смерть искусства

    azariks 1 050 Просмотров

     

     

    Искусство умерло еще в середине 20 века или его конце. После него остался пиар, маркетинг, заоблачные цены на шедевры, монографии и галереи. Наследие немалое. Впрочем, художники тоже остались, живут и здравствуют и поныне, и картины тоже делают.

    Что же умерло в конце 20 века? Изменилось представление об искусстве, литературе и прочем художественном творчестве.

    Не так давно раньше считалось, что существует определенное количество художественных произведений, а также их создателей, которые образуют художественную элиту, есть классика старая и современная, которая является одинаково ценной для всех народов и человеческих сообществ. Такой себе храм культуры, который возвышается высоко над землей и признается всеми с учетом некоторых национальных особенностей. Воспитание в советской стране такому мировосприятию способствовало, потому что мы были изолированы от многих мировых культурных ценностей. А высокомерие западной культуры, ставило этот храм именно на ее территорию, признавая за другими культурами роль младших братьев.

    Но в том то и дело, что этого храма мировой культуры давно нет, он разрушился на много мелких частей, а искусство перешло на уровень прикладного использования (музыка для мобилок, дизайн квартир), личного переживания человека, а также пиара и маркетинга, если дело касается продажи. Не секрет, что любое произведение можно продать, если хорошо раскрутить. Развитие технологии и масс-медиа сделало искусство доступным миллиардам людей. В эпоху Баха, даже чтобы услышать его музыку, нужно было принадлежать к числу избранных, чтобы попасть в например в церковь, где его месса исполнялась. Когда писал стихи Пушкин, в Российской империи было только 10% грамотного населения. Раньше художники сами делали краски, теперь их может купить любой человек, а про фотоаппараты я уже молчу. Создать фотографию, что может быть проще. Да и литераторам можно развиваться сколько угодно. Интернет, блоги, электронные книги. Нести в типографию уже не обязательно.

    Метафорически можно сказать, что результате доступности искусства вместо разрушенного большого “храма культуры” образовалось много маленьких, некоторые из которых успешно выросли настолько, чтобы быть видными со стороны. И сейчас количество этих новых “храмов культуры” так велико, что даже познакомиться со всеми не хватит жизни. Можно быть очень известным художником или музыкантом, но в других сообществах тебя не будут знать и не узнают никогда, потому что таких как ты будет еще несколько сотен или тысяч. Это часто вызывает раздражение людей, считающих себя мэтрами. Но жизнь, как известно, регалии признает не всегда.

    Искусство перешло на уровень личного переживания человека. Т.е. если мне что-то нравится и оно вызывает отклик, я это выбираю. Я могу повесить дома или в офисе понравившуюся картину и мне не важно, что говорят искусствоведы. Другому человеку может нравится совсем другое, а в другой стране или культуре тем более. Такая индивидуальность восприятия роднит искусство с медитацией, т.к. медитация это тоже индивидуальный опыт, личное переживание, которое нельзя передать через знание. Этот опыт можно только прожить. Если раньше считалось, что все должны восхищаться от шедевров мировой культуры, то сейчас это навряд ли это актуально, хотя есть вещи, которыми действительно восхищаешься. Но это происходит потому, что они находят отклик в душе, а не по разнарядке “классику надо любить”

    Такое состояние современного искусства дает отличные условия для развития каждого человека. Тем более, что выбор направлений очень большой. Потому так популярны дизайн помещений, хендмейд и пр. Искусство растворилось среди людей, стало прикладным и доступным каждому. Поэтому можно не считать высшими существами художников и других творцов, а создавать самому и в свое удовольствие. И не надо переводить стрелки на детей, когда речь идет о живописи и рисовании. Это по силам любому взрослому. А не хотите рисовать, есть множество других сфер творческого приложения.

    Мы живем в интересное время. Творчество  и медитация стучатся в нашу жизнь.

    © Дмитрий Рыбин, http://rybin-studio.narod.ru
    При перепечатке указание ссылки на автора и его сайт обязательна!

    Есть 2 комментариев к публикации
    “Медитативное творчество и смерть искусства”
    1. Неплохая реклама.
      Но искусство никогда не будет доступно каждому. Оно доступно тем, кто выходит на уровень этого самого искусства.
      И именно потому, что его позиционируют, как доступное каждому, сейчас появляется море никому не нужных и не ценных шедевров. Потому что все считают себя гениями, которые могут поставить грабли на унитаз, назвать это инсталляцией и выставить в модном арт-центре.

      Сейчас время, когда многие (НЕ ВСЕ) творцы больше находятся курсе тенденций и всего происходящего в “арт-мире”, чем творят что-то стоящее сами.
      ИМХО. Абсолютное имхо.

    2. Неплохая реклама.
      Но искусство никогда не будет доступно каждому. Оно доступно тем, кто выходит на уровень этого самого искусства.
      И именно потому, что его позиционируют, как доступное каждому, сейчас появляется море никому не нужных и не ценных шедевров. Потому что все считают себя гениями, которые могут поставить грабли на унитаз, назвать это инсталляцией и выставить в модном арт-центре.

      Сейчас время, когда многие (НЕ ВСЕ) творцы больше находятся курсе тенденций и всего происходящего в “арт-мире”, чем творят что-то стоящее сами.
      ИМХО. Абсолютное имхо.

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий