• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • О портале
  • Начинающим практикам: О практике осознанного действия (продолжение)

    Академия медитации 517 Просмотров

     Начало

    ПРАКТИКА

    Стремление к практике начинается всегда со страданий. Не обязательно это страдания, поводом для которых являются социальные обстоятельства. В редких случаях человек может страдать, испытывая абстрактное угнетение (удушение) собственного духа или души.

    Такое страдание сильнее, чем страдания, спровоцированные внешними ситуациями. Страдания толкают человека к практике – рано или поздно каждое существо приходит к практике.

    Когда за счет практики мы лишаем самость питания нашей жизненной силой, самость начинает задыхаться и беситься. Это всегда тяжело переносится, но это серьезные перемены. Это начало борьбы за осознанность и за свободу.

    1. Вообще, практика никогда не получается сразу. Если она у вас получается легко и сразу – значит, самость вас водит за нос, и вы всего лишь бессмысленная марионетка в ее «ловких и натруженных руках». Практика – это бой с самостью за вашу жизнь. А еще практика похожа на тренировку летчиков. И хотя я никогда не был летчиком, но я смотрел о них фильмы, а потому безусловно считаю себя экспертом и в летном деле тоже.

    2. Сначала мы разбираем теорию, изучаем, осмысливаем самонаблюдение. Делаем это на «летных тренажерах» – то есть на тех ситуациях, которые уже произошли с нами в прошлом. Пытаемся вспомнить, чем мы руководствовались, какие эмоции испытывали, что делали и почему. Хорошо бы еще проследить последствия этих действий – на самом деле, последствия никогда нас не радуют. Но из-за невнимательности к нашей жизни эти последствия мы воспринимаем как независимые новые ситуации. На начальных этапах практики проследить последствия трудно, мы пока не умеем наблюдать за тем, какую реакцию мира порождают те или иные наши действия.

    Конечно, практика перепросмотра всех событий жизни неизбежна, если мы говорим о высоких целях реализации человеческого существа. За счет поступательного вспоминания всей жизни мы можем дойти своим пониманием и осознать причины наших страданий.

    3. Потом мы, летчики, выходим в тренировочный полет – то есть на работу (например). Попадая в привычную обстановку, мы забываем о том, что мы уже без пяти минут летчики. Мы включаем автопилот и как обычно наслаждаемся – на нас выливают ведро грязи, а мы в ответ бочку дерьма. Рабочий день прошел.

    Вернулись мы домой и вспомнили, что хотели попробовать порулить! Мы уже тысячи раз проводили рабочий день на автопилоте (а выходные проводили между постелью и холодильником с полуфабрикатами). И мы знаем, что этому нет конца. Мы же хотели попробовать поступить хоть как-то иначе! А тут попали в привычную обстановку, рабочий процесс нас захватил в накатанные рельсы – ничего не осталось.

    Нос не вешаем – через этот период проходят все начинающие практики. В этом есть очень хорошая новость – вы не уникальны. Ведь в противном случае – см. п.1.

    Итак, мы не вешаем нос, а переходим к предыдущему пункту меню (п.2) и начинаем вспоминать, кому и что мы сказали, на кого обиделись, на кого разозлились, кому кнопок в чай подсыпали и т.д.

    Привычка перепросматривать события дня очень важна. Но делать это желательно не тогда, когда вы еще не «остыли» от дневных баталий. Лучше это делать на эмоционально благоприятном фоне, улыбаясь внутри себя минувшим событиям. И если во время такого вспоминания вас опять захлестнут эмоции, то это означает, что боевая ситуация для самонаблюдения происходит с вами прямо сейчас (ниже будет написано, как технически мы должны реагировать на бурю эмоций).

    Помните, что практикой человек овладевает по капельке каждый день. И длится это всю жизнь. Характер практики с десятилетиями будет меняться. Практика самонаблюдения будет расширяться. Когда-нибудь она вырвется за рамки самостных ограничений, она будет уходить в недосягаемые глубины и высоты. Вы сможете уходить вдаль по нитям внимания и касаться сознанием совершенно неописуемых вещей, но одно останется неизменным – это принцип «по капельке каждый день».

    Более того, если на каком-то немыслимом (для сегодняшнего сознания) этапе вы вдруг обнаружите отступление от этого принципа, то сразу возвращайтесь в п.1. Нередко бывает, что практик говорит себе: «ну, я уже такой великий практик, что п.1 уже не для меня!» Это глубокое заблуждение. Выбраться из этого заблуждения непросто. Человек бывает опьянен своими возможностями. На определенном этапе мироздание предлагает ему много чудесных способностей. Увы, такое предложение – это все тот же причинно-следственный механизм. И если мир такое вам предложит, то не забывайте себя спросить: «почему»? И если ответ будет такой: «потому, что я лучезарнейший!», смело переходите к п.1 …если хватит на это сил…

    Только труд может сделать из нас действительно человеков. А труд – это не великие победы. Это то, что происходит ежедневно и незаметно, по капельке каждый день. Пусть продвижение поначалу бывает медленным. Но это только кажется. Ведь привычка к ежедневному труду над собой – это само по себе огромное достижение. Я бы сказал, что это самое важное, определяющее и ключевое достижение.

    4. Так однажды, находясь на работе, мы неминуемо вспомним, что мы хотели порулить сами! А это означает поддерживать состояние самоанализа внутренних процессов в то время, когда эти процессы происходят. То есть не постфактум. При этом мы пользуемся наработками, которые применяли дома – ведь дома при вспоминании мы тоже попадали в эмоциональные бури. В присутствии других людей все будет немного иначе, но мы должны постараться управлять своим вниманием сами, а не автоматически. Для этого мы начинаем наблюдать за нашим внутреннем пространством – не уходим с головой в общение с коллегами, а на 60-80% остаемся внутри. Но вот нас вызвал начальник на ковер… и о нашем самонаблюдении мы уже вспомнили только дома.

    Так происходит со всеми. Будут дни и даже недели, когда вы вообще не будете вспоминать о практике, но если однажды вы это начали делать, то это означает, что вы будете возвращаться к ней снова и снова. Вы уже созрели до уровня неизбежности практики, до понимания необходимости изменить текущее положение вещей вашей жизни.

    МАЛЕНЬКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ.

    Довольно часто приходится слышать высказывания такого рода:

    а) «Ни с чем бороться не нужно, мы и так все уже просветленные».

    Если мы и так уже все просветленные – вообще отлично должно быть этому человеку. Эта статья тогда не должна быть им читаема. Зачем Ему? Однако по моим наблюдениям такие люди все-таки читают подобные тексты, и нередко они пытаются опровергнуть какие-то высказывания, чтобы доказать, что автор статьи не такой уж просветленный по сравнению с ними. Но зачем и кому они это доказывают? Каждый, кто понимает причины своих поступков, рано или поздно начинает понимать и подлинные причины поступков других людей. Мы не такие уж разные. Поэтому, если практика была хорошей, такое понимание сопровождается не осуждением, а пониманием и сочувствием. В конечном итоге, никто из нас не лучше другого. За это откровение стоит бороться.

    б) «Ни с чем бороться не нужно, достаточно лишь верить в бога, и все дано будет». К сожалению, чаще всего эти слова принадлежат людям, у которых бог – это часть подсознательного описания, то есть бог – кукольный персонаж театра их самости. Вера в Бога в этом случае – это лишь декорация, сооруженная подсознанием для одурманивания неразвитого сознания. Получается, что религия – опиум для народа? Главное – курите ее осмысленно, а не на «автопилоте».

    Безусловно, Вера в Бога – великая вещь, ибо все нити мироздания уходят к Нему, но понять Его нашим сознанием невозможно, ведь Он не является субъектом созданного Им мира. Что же нам остается? Наверное, все те же Любовь и Вера. Наверное, только это мы можем проявлять по отношению к Нему. Но чтобы это проявлять, нам надо покинуть театр теней, а не пытаться искать Бога среди них.

    в) «Ни с чем бороться не нужно, борьба – это насилие». Это вообще пустое словоблудие. Можно привести сотни примеров, когда святые люди самых разных религий боролись с чем-либо в своей жизни. В ряду борцов стоят и родоначальники основных мировых религий: Христос, Будда, Мухаммед. Примеры их борьбы (преодоления) каждый может найти в соответствующей духовной литературе их жизнеописания. Подобными высказываниями люди ставят себя выше указанных личностей. С чего бы?

    Только самость и гордыня человека ставит его мнение выше всего на свете. А мы как раз ведем речь о том, как нам освободиться от такого пьедестала.

    г) «Ни с чем бороться не нужно, нужно принимать все как есть». Безусловно. Наш текст как раз об этом. Однако чтобы научиться принимать все как есть, необходимо пройти дорогу самоочищения. В противном случае мы будем принимать все не как есть, а как укажет нам цензор – наша самость.

    д) «Надо работать здесь, на Земле, а не стремиться улететь в какой-то непонятный космос». Такой аргумент тоже приходилось слышать. И это совершенно верно. Однако в этом тексте речь идет о внутренних переживаниях и внутренней практике излечения. Очищенное сознание открывается для восприятия удивительных граней обычной реальности – это не уход в «космос». Наоборот, это возвращение из подвалов и подземелий на поверхность нашего мира. Радужного, цветного, радостного, волшебного мира.

    Итак, вернемся к теме основного повествования. Если на работе мы потеряли из виду план наблюдать за собой, то знайте – это обычное дело. А все, что обычно – это хорошо. На то и существует разбор полетов, чтобы разбирать поминутно все то, что мы наблюли в себе за день, что упустили из наблюдения, на каком этапе наше внимание вообще покинуло наше внутреннее пространство и больше туда не вернулось.

    5. Со временем мы научимся не терять самонаблюдение, даже когда нас будут пытаться ввергнуть в эмоционально нестабильные состояния. Чем больше мы будем стараться практиковать, тем все сильнее будет и натиск обстоятельств. Такие испытания тоже часть механики мироздания. С нашей человеческой точки зрения мир как бы проверяет, испытывает нашу решимость и верность нашей практике. Порой мир говорит нам: «откажись от практики и получишь повышение по службе, заключишь долгожданную сделку, найдешь богатого мужа или красивую и умную жену» и т.д. Часто одновременно с этим мир показывает и альтернативный вариант развития событий: «продолжишь неповиноваться самости – лишишься работы, твоя фирма разорится, муж бросит тебя, к вам навсегда переедет теща».

    Мир такой злой? Разумеется, нет. Это всего лишь механизм. Тут нет никакого специального вселенского зла. Мы очень долго создавали вокруг себя это окружение, в котором находимся. Я имею в виду все окружение – друзья, род деятельности, должность на работе, семейное положение, отношения с родителями. Мы всю жизнь это создавали. Кто-то подумает: «но я не создавал себе такое окружение! Оно само прилипло! Так просто сложилось!». Конечно, «оно само» – это и есть наши неосознанные поступки и действия. Мы не осознавали это, но делали – создавали свою «ячейку» в пирамиде Самсары.

    Когда мы начинаем практиковать, мы тем самым совершаем попытки выпрыгнуть из этой ячейки. Отсюда и сопротивление нашей практике. Можно сказать, что это Самсара сопротивляется, а можно сказать, что это мир предоставляет нам шанс скорейшей отработки нашей кармы (греховности). Ведь мы же именно для этого «назвались груздем»? Вот мир и идет нам навстречу – дает больше шансов и для самоотречения, и для самоистязания. Все только для нас! По-моему, это замечательно.

    Не переживайте, если вы сломаетесь и уступите обстоятельствам. Второй заход всегда возможен. Так бывает, что человек сгибается под натиском «предложений» (кнут/морковка). Этот опыт хорош тем, что можно воочию убедиться, как работает механизм продажи нашей души (жизни) за мимолетный успех в театре миражей.

    КАКИМ ОБРАЗОМ УМЕНЬШАЕТСЯ НАША КАРМА?

    Карма всегда уменьшается страданиями.

    Но когда страдания сопровождаются выплеском негативных эмоций и действий, то карма пополняется. Наблюдая за собой, мы ослабляем наши эмоциональные выплески, а значит, и их последствия. Так мы уменьшаем ношу греха – страдаем, но не порождаем негатив. Мы понимаем, зачем так делаем. Этот аспект прекрасно описывается словом Смирение.

    В то же время практика самонаблюдения не имеет отношения к насильственному удержанию поноса внутри себя. Мы позволяем ему произойти. Но при этом мы не говорим, что это не наш понос или что не мы виноваты в этом поносе. Мы говорим себе – да… вот такое получилось… и как много ведь как! Со временем наши извержения станут не такими напористыми и ураганными. Они будут слабеть просто от нашего внимания к ним. Ведь оружие самости – ее невидимость. Она крепчает (а мы слабеем), когда она действует от нашего имени, когда она становится нашим «я». Но она слабеет, лишается питающей жизненной силы, когда мы разворачиваемся к ней лицом и наблюдаем ее поведение внутри нас. Так мы пытаемся отделить наше «я» от нее. Мы отделяем наблюдателя в себе от того, кто притворяется нами.

    Мы больше не слепые марионетки, мы зрячие марионетки с глазами, повернутыми внутрь. Жутковатый образ. И что мы видим внутри? Что мы – марионетки. Такое наблюдение истощает самость. Своим вниманием мы останавливаем поток жизни, который уходит на ее пропитание. Как это происходит? Это фундаментальное магическое свойство внимания. Это просто происходит – мы наблюдаем процесс питания нашей самости и этим замедляем отток нашей жизненной силы к ней. Поток питания для самости будет неминуемо слабеть.

    6. Так однажды мы обретем такую силу, что сможем просто улыбнуться тому несчастному, который не смог сдержаться и выплеснул на нас все накопившееся у него за день. Ведь мы будем понимать и видеть (осязать непосредственно), что это он сделал не потому, что у него был выбор, а потому, что он – несчастная марионетка в руках его самости. И нет у него никакого выбора, поскольку нет понимания причин своих собственных страданий – в них он обвиняет все, что создал вокруг себя сам.

    Теперь мы с благодарностью и улыбкой примем от него очищающую процедуру. И это будет очень хорошо, хотя и неприятно. Но карма не только не будет образовываться, но и начнет легчать! И это мы будем чувствовать!

    Ай, красота!

    7. Однажды придет освобождение от самости. С годами самость будет становиться слабее, все меньше будет оставаться ситуаций, когда она сможет дернуть нас за свои ветхие нити. Наступит день, когда мы улетим далеко-далеко от тех мест, к которым она нас приковывала. Мы обнаружим, что океан не только велик, но и невероятно многообразен, наполнен жизнью и чудесами. А все, что мы раньше считали своим «я» – это лишь малюсенькая точечка на карте нашего другого древнего глубинного «я», которое всегда было внутри нас, вернее, являлось собственно нами. И все-таки, что есть «я», на этом этапе пока останется нерешенной загадкой.

    8. Мумия возвращается. Потом окажется, что самость тоже не так уж тривиальна, что кроме той примитивной самости есть еще мета-самость, которая будет нас поджидать на других горизонтах сознания. Но это уже совсем другая история. Эта статья адресована начинающим практикам. А начало практики заканчивается на п.7.

    Просветление без труда? Хочу! Хочу! Хочу!

    Эта тема обычно навевает грустные настроения на читателя.

    Существует сравнительно легкий способ освободиться от диктата самости.

    В результате специфических внешних воздействий сознание человека может смещаться относительно основного положения восприятия. Это происходит в результате воздействия сильного человека с устойчиво смещенным положением сознания, в результате некоторых энергетических техник, во время болезней (например, при гриппе) или при употреблении наркотиков. Однажды сознание может выпрыгнуть с «насиженного» места и «переехать» (сместиться) в другую область внутри существа (речь идет не о далеких смещениях, а о состояниях повышенного осознания – это близкое смещение).

    В случае раскачки за счет наркотиков, такой «переезд» возможен после прекращения принятия наркотиков, когда в организме накапливаются силы и увеличивается количество сознания, а предварительно расшатанные границы «насиженной» лунки уже не так прочны. Тогда сознание выходит за пределы лунки и закрепляется в другой области. Но это скорее редчайшее исключение, чем методика, поскольку при употреблении даже легких наркотиков обычно реализуется совсем иной сценарий.

    При «переезде» сознания на новое место меняется мировосприятие, самоощущения, человек больше не наблюдает в себе прежних автоматических реакций, в его сознании устанавливается тишина и радость, становится возможным видеть то, что раньше было скрыто. По всем признакам налицо клиническая картина просветленного состояния. Но есть и коренные различия, о которых мало где написано.

    А именно, куда же делись все прежние отягощения? Выходит, что Закон Кармы можно вот так просто обмануть?

    Разумеется, обмануть мы способны только себя, чем и занимаемся с удовольствием. В христианской литературе подобное состояние практикующего человека обозначено словом «прельщение». И вот почему.

    Прежние отягощения (которые были в человеке до «просветления») никуда не испарились. Сознание человека покинуло место, где эти отягощения расположены (то положение сознания, в котором были восприняты травмы). Поэтому отягощения вошли в спящий режим. Но человек по-прежнему носит их внутри себя и по-прежнему свобода сознания ограничена этими загрязнениями. Стоит только сознанию краешком зацепить прежнее положение, как тут же оживут все эти нечистоты и заполнят человека изнутри. А в жизни каждого неизбежен момент, когда это наступит. Его можно оттягивать до самой смерти, но его нельзя избежать.

    Чем опасно прельщение?

    Такой практик более не встречает в окружающем мире указаний на внутренние загрязнения (поскольку они не проявляются, они спят), но это скорее беда, чем удача. Свобода сознания ограничена, в то время как человек доволен собой. Он обольщен состоянием свободы от самости, которое на самом деле основывается на неверном ощущении своего «я», и как следствие, неверной информированности о степени загрязненности. Когда-нибудь окажется, что наше «я» определяется не только тем, где наше сознание находится сейчас, но и совокупностью всех возможных положений сознания, которые мы способны принимать в принципе.

    Я хорошо знаком с этим ложным механизмом освобождения от нечистот на собственном опыте. Он был связан с практикой осознанного сновидения, с которой я начинал когда-то, и которая привела к устойчивому смещению «дневного» сознания в другую область. Но догадавшись через несколько лет о ложности этого пути, я вернулся в авгиевы конюшни своего начального положения сознания и начал практику почти с нуля. Мне потребовалось десять лет труда, чтобы разобраться в этом вопросе – загрязнения никуда не исчезают волшебным образом.

    Накопление положительной кармы (которое происходит в «просветленных» состояниях такого рода) не вызывает уменьшение отрицательной кармы. В данном случае плюс и минус не аннигилируют, поскольку относятся к разным положениям сознания в объеме человеческого существа. Если рассматривать эту проблему чуть шире, то можно сказать, что добрые дела в отрыве от Воли Бога не ведут к высшей реализации человека. А слияние с Волей Бога происходит лишь в результате работы по исчерпанию своих загрязнений (а не бегству от них в другую область восприятия). К чему именно приводит накопление положительной кармы, каждый узнает сам в результате собственной практики по исчерпыванию отрицательной кармы – только через этот процесс приоткрывается завеса тайны кармических механизмов.

    Мне бы очень хотелось, чтобы весь род людской очистился и просветлел. Но пока каждый человек не сделает свой выбор, этого не произойдет.

    КАК ЖЕ СТРОИТЬ ПРАКТИКУ?

    Следует придерживаться срединного пути в этом вопросе – стараться блюсти баланс между внешним «раскачивающим» воздействием на ваше сознание и собственными усилиями по внутреннему очищению текущего «я». Встречи с сильными и свободными людьми полезны, однако не стоит забывать про собственную практику. Нельзя заменять собственный труд на эйфорию от взаимодействия с более свободными людьми.

    Достаточно часто восприимчивые люди чувствуют окрыленность и даже эйфорию от такого взаимодействия. Люди, свободные от кармы, воздействуют на наше сознание прямо, а не по каналам нашего обычного восприятия (где цензурой будет отрезано все то, что может навредить цензору). И если по какой-то причине наш предыдущий жизненный опыт сделал нас восприимчивым к такому взаимодействию, то наше сознание начинает стремиться двигаться в ту же сторону, в которой находится сознание у этих людей.

    Наши сознания имеют одну природу (более того, сознания отдельных людей – это капельки некогда единого моря сознания). По этой причине положения сознания разных людей стараются скоррелироваться. Так в общении со свободными людьми мы начинаем чувствовать окрыленность и счастье (но порой и наоборот, нас может «плющить», а окрыленность возникает позже). Из-за такого эффекта появляется желание расслабиться и ничего не делать. Взаимодействие со свободным человеком дает нам глоток воздуха в мире Самсары, и поэтому нам начинает казаться, что и так все неплохо.

    Однако если мы на фоне этого взаимодействия будем стараться практиковать самостоятельно, мы тем самым оптимизируем нашу практику и получим максимальный КПД от нашей жизни. Иными словами, следует использовать дарованную нам окрыленность не для наслаждения эйфорическим кайфом, а инвестировать приобретенное состояние в процессы осмысленного внутреннего очищения нашего существа.

    Баланс этих двух подходов (собственная практика и смещающее взаимодействие) позволяет избежать недостатков каждого из них. Именно поэтому в самых эффективных духовных течениях и религиях мира применяется такое сочетание.

    ТЕХНИКИ САМОНАБЛЮДЕНИЯ

    Есть конкретные технические приемы, которые помогают окрепнуть практике самонаблюдения.

    1. В начале практики внимание еще поверхностно, поэтому слова «наблюдаем внутреннее пространство» могут вообще ничего не означать. В этом случае можно наблюдать, из какой точки тела разворачивается та или иная эмоция. Например, нас охватывает раздражение, гнев, зависть, алчность, ревность, похоть, страх и т.д. Поначалу кажется, что эмоция мгновенно захватывает нас – и вот уже от нее не избавиться. Мы поглощены ею.

    Но если мы будем снова и снова пытаться поймать вниманием момент, когда эта эмоция возникает (как реакция на внешний стимул), то мы обнаружим, что она затопляет нас не мгновенно, а как бы волной. Следующим шагом мы обнаружим, что эта волна пробегает (например) снизу вверх или слева направо.

    При более пристальном наблюдении, мы сможем локализовать центр возникновения каждой эмоции (именно найти область на теле).

    Затем при наблюдении этой волны все более пристальным вниманием мы обнаружим, что она слабеет от такого рассматривания – и вот уже она не затопляет нас с потрохами, а пробегает по всему нашему «телу» и затухает. Или пробегает только половину дистанции и затухает. Можно дойти до такого уровня концентрации внимания, что, заранее сфокусировавшись на точке возникновения волны, не позволить эмоции даже зародиться. Это можно проделать, если вы заранее знаете свою реакцию на своего начальника (как было у меня) и знаете после какой его фразы вас затопит раздражение (злость, похоть, обида, алчность…).

    Это не имеет отношения к подавлению эмоций и не имеет отношения к внушению себе, что такие эмоции испытывать грешно. Мы не пытаемся отвернуться или отрицать эти эмоции. Как раз наоборот – мы поворачиваем к ним все наше внимание. Пусть реализовываются, если смогут.

    Это хорошая тренировка внимания, но сама по себе эта техника – ни к чему не приводит.

    2. Остановка внутреннего диалога при ходьбе – «рассматривание» звуков, слежение за стопами или за движением колен. Это можно делать, пока идете на работу.

    3. Медитации на серединах ладоней. Минут 10-20-30 в день. Можно делать, пока едете на работу в общественном транспорте. Смотреть на ладони не обязательно, но можно и смотреть. Медитация на середине груди – тоже 10-20-30 минут в день (по ощущениям).

    4. Попытки увидеть ладони во сне. Это имеет прямое отношение к процедуре остановки внутреннего диалога. А внутренний диалог имеет прямое отношение к подсознательному механизму создания театра миражей. Перед тем, как любая эмоция зародится в нас, происходит мгновенный процесс отождествления текущей ситуации с «банком» аналогичных ситуаций в прошлом. И если соответствующая ячейка этого «банка» содержит гнев – мы тут же его являем. У разных людей в похожих ситуациях могут проявляться разные эмоции (тем самым распределяя ситуации по разным сценарием) – злость, обида, зависть, радость, недоумение. Все зависит от того, что находится в соответствующей ячейке «банка» ситуаций. Вы скажете: «Так не бывает! Любому не понравится, если коллеге-сослуживцу повысят зарплату, а его самого оставят без повышения!» Это только так кажется. Есть люди, которым это будет безразлично; есть те, кто искренне порадуются за товарища; есть те, кто обидятся на начальника; есть те, кто будут мстить сослуживцу; есть те, кто обвинит во всем Бога. Это не теория и не умозрительный эксперимент – я лично знаю этих людей, у которых были столь разные реакции на именно этот внешний раздражитель (повышение зарплаты коллеге).

    Каждое обращение к любой ячейке «банка» укрепляет связь окружающей реальности с этой ячейкой и придает ей больший вес (она может расширять спектр внешних ситуаций, на которые она будет активизироваться). Это все часть процесса подсознательного описания мира. Прерывание внутреннего диалога затормаживает механизм сверки ситуаций с «банком» эмоций. Становится возможным отследить вниманием работу этого механизма и со временем понять, какие ситуации нашей жизни пополнили (и даже создали) те или иные ячейки нашего «банка». Фактически мы программируем себя поддержанием и укреплением этого «банка» эмоций.

    Надо не только предпринимать усилия по опустошению ячеек, но надо затормозить саму среду, в которой становится возможным автоматическое исполнение этой программы. Остановка внутреннего диалога – хорошее подспорье в этом вопросе.

    5. Попробуйте провести дома половину дня (для начала) с завязанными глазами. Не спать, а поесть, почистить зубы, зашить дырявый носок – вам понравится.

    6. Выписывайте на бумаге все ваши тайные мысли – то, что вы кому-то позавидовали, что вы приревновали, что обиделись, разозлились и т.д. Очень часто люди не могут себе признаться в своих эмоциях (в этом месте многие подумают, что это точно не про них).

    Часто люди даже раздражаются, если им указать на ту эмоцию, которую они испытывают прямо сейчас. Выписывание своих эмоций на бумагу поставит вас перед нелицеприятным фактом того, что вы испытываете. Читая такое о себе, мы задействуем канал восприятия внешних процессов (зрительный канал) для описания внутренних переживаний – такая техника имеет особое воздействие на нашу психику.

    Это заход на самость с тыла, ведь она не привыкла к такому внутреннему распорядку. Обычно все внешнее мы воспринимаем по внешним каналам, а внутреннее самоописание не покидает пределы черепной коробки. Самость привыкла, что по внутренней петле обработки информации ей нужно составлять подсознательное описание в ключе самооправдания поступков (эмоций и т.д.). В то время как вся информация, приходящая по внешним каналам, окрашивается самостью в тона осуждения поступков.

    В процедуре выписывания своих эмоций на бумагу мы по каналам осуждения пускаем информационный поток, который всегда шел по каналам самооправдания – мы обманываем самость. Но для нашей психики такое откровение может составить заметную и даже шокирующую нагрузку. Возможны реакции «отключения» психики. Например, быстрый уход в сон, апатия, приливы бодрости и т.д. Тут кто во что горазд, лишь бы не продолжать упражнение.

    Аналогично работает и проговаривание каких-то внутренних переживаний (например, чтение вслух того, что вы написали о своих эмоциях в недавней ситуации). Значение имеет именно проговаривание вслух, когда задействуются участки мозга, отвечающие за внешнее звуковое восприятие.

    7. Не стоит играть в компьютерные игры. Да, это очень жестко, но необходимо.

    8. Совершайте несвойственные вашей самости действия – «тихони» скандальте, «скандалисты» молчите и виновато улыбайтесь, делайте добро в ответ на зло и пр. глупости. Тут дело не в философии. Наша тактика – сбить с толку нашу самость, дезориентировать ее.

    9. Если вас захватила эмоция, смоделируйте внутреннее ощущение, как бы вы себя чувствовали без этой эмоции? Как бы вы ощущали себя? Что бы вы сейчас делали? Какое у вас было бы настроение?

    10. Практика прощения наших обидчиков (настоящих и прошлых). Это, например, процедура дарения воображаемых цветов нашим обидчикам. Или дарение радужных шаров в нашем воображении. Важно представлять лицо обидчика. Можно протянуть к нему наши дружеские руки и погладить по голове. Можно написать на бумаге 40 раз: «Саша, я тебя прощаю за то, что ты, сволочь последняя, меня бросил». Потом прочитать вслух. Потом еще написать 40 раз, но «сволочь» можно уже опустить. Потом можно добавить «хороший человек». Ведь дело не в том, кто такой Саша. Дело в том, кто такой лично вы. А вы – страдающий индивид.

    Если есть страдания, то есть и их отсутствие. А значит есть путь от страданий к их отсутствию. Вы – тот, кто должен пройти этот путь. Причем тут какой-то Саша? Если бы не он, то был бы Сережа, Коля, Галя. Ведь дело не в этих людях – они лишь миражи вашего театра. Актеры не виноваты, что им достались такие роли. Если уберете этих, то пришлют других. Ведь самости важно, чтобы театр жил.

    Настала пора решать вопрос кардинально – надо уволить сценариста этой затянувшейся пьесы.

    11. Практика внутренней улыбки в жизненных ситуациях – улыбаемся ситуациям, улыбаемся людям. Вернее, стараемся это делать, по возможности, конечно.

    12. Контролируем привычки – не засоряем речь словами-паразитами, не производим машинальных жестов.

    13. Многословию – бой! Помним, что вместе со словами нас покидает внимание, а внимание – это наш инструмент самонаблюдения. Когда мы говорим, мы направляем наше внимание вслед словам. Не стоит увлекаться этим.

    14. Полезно приучать себя делать дела без привязки к результатам. Ориентация на результат ценится в социуме. Ориентация на процесс ценится в практике. Пусть результатом практики для вас станет процесс ее выполнения. Погоня за результатами в практике – это всегда погоня за миражами ума.

    15. Полезно приучать себя не быть потребителем тех благ, которые вам предоставляет социум в обмен на ваш труд. Так постепенно ваши эмоции и желания перестанут быть связаны с объектами вещественного мира. Эмоциональная привязанность к материальным вещам и результатам своего труда отдаляет нас от практики. Работу и разные дела следует выполнять так, как будто вы делаете это для других, а не для того, чтобы самому насладиться плодами своих усилий. Такое отношение к труду приведет к тому, что любая деятельность превратится в практику. Не следует в качестве результата труда ожидать того, что вас оценят, ждать похвалы, работать с целью получения материальных благ. Это не означает, что не надо работать. Это означает, что любое действие можно превратить в практику по разотождествлению себя и результатов этого действия. Это важная практика, но уровень этой практики уже не совсем начальный – для ее выполнения необходима определенная зрелость. В противном случае вам не будет понятно, как ее выполнять и зачем она нужна.

    16. На начальных этапах я также могу рекомендовать и различного рода психотерапию или элементы таковой. Необязательно обращаться за помощью к специалисту, хотя и это тоже неплохо работает. Главное – это цель. Если ваша цель – облегчить себе жизнь, то вы сможете лишь на время достигнуть этой цели. Возвращение Кармы можно отсрочить, но отменить невозможно.

    Если же ваша цель – реализация вашей жизни в высшем смысле, то через какое-то время вы устойчиво облегчите себе жизнь в том понимании, которое у вас есть сейчас. Весь трюк в том, что понимание жизни также изменится, поэтому облегчение в одном обернется трудами практики на других полях – тех, что сейчас скрываются за горизонтами вашего восприятия. Однако эти труды будут уже гораздо радостнее и светлее.

    САМСАРА

    Кому-то может показаться, что мы не все одинаково греховны, и тот, кто менее греховен, тот может оценивать поступки других и восстанавливать справедливость. Именно так работает Самсара (мир страстей). Ведь каждая самость себя считает менее греховной, а «значит кому, как не мне быть мерилом поступков других людей» – такая установка вшита в нашу самость. Конечно, далеко не каждый себе формулирует это в виде слов, но гораздо важнее то, что каждый действует исходя из этого.

    С осознания своей греховности, своей личной кармы начинается духовное очищение. Когда это происходит, мы уже в меньшей степени склонны к осуждению нашего окружения и больше склонны к наблюдению за своими собственными реакциями в различных ситуациях. Мы начинаем наблюдать, откуда берутся эти реакции (эмоции, слова, действия)? Они появляются еще до того, как мы успеваем сообразить, правильно ли явить эту реакцию миру – мы просто являем ее и все. Лишь задним числом понимаем, что поступили скверно и в первую очередь, навредили себе. А окружающая реальность с избытком предоставляет нам различные жизненные ситуации – и все для того, чтобы мы могли практически с любой микроскопической точностью созерцать проявления наших грехов и душевных отягощений в поступках, в желаниях, в эмоциях, в помыслах, в словах.

    (Продолжение следует)

    Главы из статьи «Начинающим практикам»

    Автор: Илья Бондаренко

    http://meditationacademy.ru/

     

    Настрой для развития целеустремленности и стабильность, и развития баланса логики и чувств
    Активация денежного потока (для женщин)
    Товары за 100+ руб.
    Товар недели