Окружающий мир. Что это?
У каждого из нас свой окружающий мир. И дело тут не в том, что каждый физически живет в отдельной вселенной, дело тут в тех описаниях окружающего мира, которые подсознательно строятся у нас. Для одних окружающий мир – это, прежде всего, родственники, семья, забота о них, строительство дачи, теплиц для экологических овощей. Для других – карьера, построение отношений с коллегами, начальством, подчиненными, прохождение тренингов для повышения квалификации, надежды на фантастический отпуск на Бали, который хотя бы на 2 недели наполнит жизнь радостью. Для третьих окружающий мир – это астрология, очень важно понять механизмы влияния светил и планет на судьбы людей и политику.
Каждый из людей имеет свои ценности, которые являются метками важности того или иного события. Так расставание с половым партнером для одного человека вообще никак не затрагивает его эмоциональную сферу – смена партнера для него как игра, а для другого человека – это может быть «трагедией всей жизни». В то же время, серьезным ударом судьбы для первого человека может оказаться продвижение по карьерной лестнице его конкурента, а для второго эта ситуация вообще останется не замечена (он мог даже не подозревать, что его кандидатуру рассматривают как альтернативу для продвижения).
Все эти обстоятельства мы воспринимаем как внешние по отношению к нам – предательства любимых, карьерные неудачи, сложности в отношениях с родителями и т.д. Причем зачастую, успехи в бизнесе или карьере мы связываем с проявлением наших личных качеств, а вот неудачи связываем с коварством внешних обстоятельств.
Однако все наше окружение мы сами же вокруг себя и создаем – и те обстоятельства, которые мы обозначаем как хорошие, и те, которые мы обозначаем как плохие. Мы создаем наше окружение – это означает, что из всего существующего мирового многообразия мы притянули к себе только те проявления мира (ситуации, людей), которые отвечают нашему текущему внутреннему содержанию. Поэтому все наше окружение всегда соответствует тому, что мы собой представляем на сегодняшний день.
Это совсем не значит, что если мы хотим денег, то у нас их будет много. То, что мы декларируем сами себе о нас (о том, какие мы), и то, что как мы действительно проявляемся в мире – это несвязанные вещи. Проще говоря, хотеть денег и извлекать их из социума – разные вещи. Мы редко способны объективно оценивать наше собственное поведение. Чаще всего то, как мы описываем себя – это самообман. Мы можем вообразить себе чего угодно – что мы ценим добро, дружбу, любовь, честность – в основном все то, что нам внушали с детства под ярлыком «это хорошо». А потом мы можем сказать, что несмотря на то, что мы это ценим, у нас в жизни нет друга, нас никто не любит, с нами все нечестны и не добры. Это значит, что окружающий мир отражает не наши надуманные ценности, а реальные наши проявления в нем. Ведь для окружающих людей мы проявляемся в виде каких-то наших поступков, дел, действий, слов, мыслей, а не форме наших надуманных деклараций о самих себе.
Вот и получается, что действия, слова, мысли у нас такие, что формируют именно это наше окружение. При этом наши действия мы оправдываем внутри себя, объясняем их с «благостной» позиции («я ему отомстил, потому что он сам сволочь, с хорошим человеком я бы так не поступил»). Но несмотря на все наши самооправдания, совершенные нами поступки всегда притягивают ответную конфигурацию окружающего мира. Чем больше мы поступаем «по справедливости» (отомстив при этом кому-то), тем больше людей нас будет окружать, которым надо будет причинять вред для восстановления этой «справедливости».
А все потому, что по Закону Кармы существует разделение ответственности живых существ. Согласно этому разделению ваши поступки выглядят так: «это только ваши поступки», а не так: «это ваши поступки, потому что он вынудил…». Никакого «потому что он…» в Законе Кармы нет. Все, что касается «его» будет рассматриваться по отдельному протоколу, отдельно от вас, и уж тем более не под вашим надзором. Это относится ко всем живым существам Вселенной всех иерархий. Поэтому в каждой ситуации, где вы действовали под влиянием обстоятельств, вынуждающих вас действовать именно так, достаточно удалить все эти оправдывающие факторы – и мы получим именно ту картину, по которой и будет оценен ваш поступок.
Например, сослуживец рассказал вашему руководителю, что вы регулярно опаздывали на работу, пока тот был в отпуске. Руководитель сделал вам выговор. Тогда вы подошли к компьютеру сослуживца (когда тот отошел в туалет) и удалили там презентацию для иностранных клиентов, которую он подготавливал вот уже неделю. В такой ситуации вам кажется, что вы восстановили справедливость – ему не надо было совать свой нос куда не следует. Сослуживец хотел заработать очки перед начальством, вот и рассказал про ваши опоздания. А вы восстановили равновесие – теперь он провалит выступление и возможно не получит повышения, ради которого он так старательно вас опозорил.
Но с точки зрения работы Закона Кармы дело было совсем не так: вы подошли и со злорадством уничтожили недельный труд другого человека. Все, больше ничего не было. И это, безусловно, породило дополнительное отягощение вашей Души, и запрограммировало в вашем будущем определенные события, которым вы точно не будете рады. Ваша самость (эго, гордыня) осталась довольной – вы реализовали ее план, тем самым укрепив ее власть над вами. За это она вам позволит испытать немного низменной радости в виде ощущения «восстановленной справедливости».
Вы скажете, что нельзя рассматривать ваш поступок отдельно от контекста, что вы бы так не поступили, если бы он сам первый не поступил плохо. Да, именно так все себя и оправдывают. Но Закон Кармы не содержит возможности полемизировать – то есть в этом Законе не содержится того элемента, который бы выслушивал ваши оправдания. Поступок сослуживца по отношению к вам уже был отражением вашего внутреннего мира – того мира, который вы сами же и создали своими предыдущими деяниями (не опозданиями на работу, а другими делами, которые вы скорее всего и не помните). Поэтому в этом действии на вас со стороны внешнего мира (в виде сослуживца) равновесие как раз восстанавливалось, а не нарушалось. Но самость вас заставила восстанавливать справедливость, в ситуации, когда на самом деле вы и без того натворили достаточно плохих дел (но не помните об этом, или не хотите помнить).
Если вы уж такой борец за справедливость, то вам надо было бы принять наказание от начальника со Смирением и благодарностью Богу за предоставленную возможность восстановить мировое равновесие – то есть за возможность претерпеть страдания (унижения или позор) как подлинному виновнику ситуации. Это был бы поступок, уменьшающий ваши отягощения, это был бы маленький шаг к освобождению Души. Однако выбор восстанавливать ваше частное личное понимание справедливости, а попросту мстить сослуживцу, порождает дополнительное отягощение для вас – человека, который и без того уже достаточно отягощен предыдущими поступками. Вы подумаете, что это еще надо доказать, что вы чем-то там отягощены. Но смотрите, доказательство перед вами – об этом свидетельствует само наличие в вашей жизни подобных случаев.
Что касается поступка вашего сослуживца – не вам его судить и не вам рассматривать его грехи. Он сам будет отвечать за свои действия, но не перед вами. А если у вас есть тяга к рассмотрению грехов – начните с себя. Почему нет? Это не так интересно? Почему же?
На зло надо отвечать добром, а не ответным злом – чтобы переломить в себе эту тягу к «справедливости». Через это вы будете приучать себя принимать все проявления вашего мира со смирением, т.е. пониманием того, что это и есть именно то, чего вы заслуживаете сегодня. Это вы заслуживаете не от конкретного сослуживца, а от вашего собственного отражения во внешнем мире. Просто в этом частном эпизоде вы отразились в мире именно через вашего сослуживца. Так в чем же его вина? В том, что он предоставил вам возможность восстановить в этом малом эпизоде частичку мировой справедливости? Тем, что он предоставил вам возможность сделать шаг к очищению вашей Души от забвения? Если это для вас пагубно, то почему? Вы спросите себя, почему спасение вашей Души пагубно для вашего «я»? Что это за «я», которое хочет, чтобы вы погрязли в отягощениях и низменных эмоциях и радостях? Что это за «я», которое стремиться к вашему забвению?
Что это за «я», которое так сильно борется за восстановление личной справедливости? Или под влиянием этого «я» вы перепутали себя с Богом, которому лишь одному дано право судить поступки Его существ? Судить – это не осуждать, судить – это измерять. Мы всегда измеряем поступки других относительно своих «эталонов». Но так ли чисты эти наши «эталоны»? Если они настолько чисты, что мы позволяем этими эталонами мерять поступки других, то почему мы еще не в раю? Почему мы болеем, страдаем, испытываем страх перед смертью?
Наличие страданий, боли, болезней, страхов – прямое свидетельство того, что мы не в раю, что мы не святые угодники. Иными словами, мы – грешники. Так может ли один грешник быть мерилом поступков другого грешника? И уж тем более может ли грешник брать на себя урегулирование мировой справедливости, т.е. попросту наказывать кого-то за его поступок? Конечно, все это проявление своеволия, безбожия и самостного беспредела.
Кому-то может показаться, что мы не все одинаково греховны, и тот, кто греховен меньше («а это, конечно же, я» – подумает каждый), тот может оценивать поступки другого и восстанавливать справедливость. Так работает самсара, т.е. мир страстей – каждый считает себя эталонным мерилом других людей. Конечно, далеко не каждый себе формулирует это именно так, но гораздо важнее, что каждый действует автоматически исходя из этого.
В действительности же тот из нас будет менее греховен, над кем его грех довлеет сильнее. Такому человеку уже не придет мысль о том, что он достаточно безгрешен, чтобы быть мерилом поступков других людей. Такой человек не сможет в своих поступках машинально и не задумываясь исходить из того, что его личная справедливость – самая справедливая в мире.
Так с осознания своей греховности, своей личной кармы начинается Смирение и подлинное духовное очищение. Когда это происходит, мы уже в меньшей степени склонны к обвинению нашего окружения в их поступках и больше склонны к наблюдению за своими непроизвольными реакциями в различных ситуациях. Мы начинаем задумываться над тем, откуда берутся эти реакции (эмоции, слова, действия)? Они появляются еще до того, как мы успеваем сообразить, правильно ли явить эту реакцию миру – мы просто являем ее и все. Лишь задним числом понимая, что поступили скверно и в первую очередь навредили себе. А окружающая реальность с избытком предоставляет нам различные жизненные ситуации – и все для того, чтобы мы могли практически с любой микроскопической точностью созерцать проявления наших грехов в поступках, в желаниях, в эмоциях, в помыслах, в словах.
Каждая болевая эмоция, каждая неприятность, каждый дискомфорт – это указание на отделенность нас от Господа. В каждом таком случае содержится информация о том, какой именно своей частью мы проявили отделенность от Него, в каком нашем прошлом периоде скрываются причины нашего отделения. Т.е. каждый случай полон информации, стоит только научиться разгадывать эти знаки.
Все случаи нашей жизни можно разделить на категории, каждая из которых сформирована каким-то одним нарушением в нас. Например, нас все время на работе заставляют делать чужую работу. Мы уже поменяли три-четыре места работы, и все время одна и та же история – проходит 3-4 месяца и на нас наваливают то, что должны делать другие. В личной же жизни наш партнер постоянно «вытирает ноги» о нас. И это тоже повторяющаяся история. Очевидно, что это все можно отнести к одной категории, ведь дело не в людях, которые нас окружают, а в том нарушении, которое присутствует в нас. Этим нарушением мы провоцируем их (добрых и честных) на такое проявление по отношению к нам.
Нарушение – это и есть причина отделенности от Бога. Рассматривая все случаи жизни таким образом можно заметить, что подобных категорий у нас не бесконечное множество, а всего несколько. И все множество неприятностей нашей жизни сформированы комбинациями этих нескольких видов нарушений. Остается лишь найти причины в себе, породившие каждое из них.
Неужели все? Нет, это только начало. Но эти первые шаги всегда даются с большим трудом. После того, как будет проделана эта работа, дальнейшие шаги будут уже более широкими, радостными, уверенными, поскольку после первичного очищения мы сможем воспринимать помощь Господа и опираться на него, а с Его помощью все становится проще. И пусть выметать остатки, мешающие воссоединению с Создателем, придется до конца своих дней, это уже не будет происходить в состоянии полной слепоты и захваченности страстями. Эта ювелирная работа будет проделываться уже в Свете Божьем, в котором будут высвечиваться все мельчайшие соринки в своем глазу.
Что же такое непроизвольные реакции? Это те наши реакции, которые не подчиняются нашей воле, а происходят в нас сами по себе – мы завидуем, злимся, боимся, испытываем чувство вины и т.д. не по нашему осознанному выбору. Часто мы даже не задумываемся о том, что мы не выбирали испытывать эти ощущения. Мы просто испытываем их и все тут. Но наш выбор оставлять ситуацию такой, какая она есть или попытаться поменять это правило, согласно которому не мы являемся хозяевами нашего внутреннего эмоционального пространства. То же касается и пространства мыслей, пространства действий.
Если мы прочитали где-нибудь в эзотерической литературе, что ревность и чувство собственности по отношению к другому человеку – это не хорошо, то мы можем обнаружить, что само по себе такое прочтение не меняет наш мир – мы по-прежнему будем испытывать чувство ревности. Это происходит потому, что согласиться с чем-то на формальном умственном уровне и освободиться от источника этих эмоций – вещи разные. Настоящая практика начинающего духовного искателя – это освобождение себя от источников непроизвольных реакций.
Те из нас, кто с головой погружен в мир страстей, постоянно сталкиваются со всевозможными неудобствами и неудовлетворенностями. Однако и те, кто посвятил свою жизнь Богу (как бы мы Его себе не называли – Аллах, Христос, Шива, Абсолют, или как-то еще) постоянно сталкиваются с соблазнами и трудностями. Эти трудности различны по своей тонкости для разного уровня практикующего, но главное – они всегда указывают нам на недоработки, которые содержатся в нас.
Если для начинающего практика соблазном является получение взятки на его работе от поставщиков, то для продвинутого практика в этом нет никакого соблазна (а потому и взяток ему уже никто не предлагает), однако соблазном для него может стать способность понимать, т.е. тяга к глубокому пониманию процессов мироздания. Наверняка найдется кто-нибудь, кто скажет: «но ведь глубоко понимать – это же так трудно и это же есть суть духовного роста!» Да, это так. Но это уже не для продвинутых практиков. Для них – это соблазн свернуть с основного направления. Ведь есть люди, для которых и получение взятки является пределом духовного роста, и они всеми силами стремятся занять такую должность (где предлагают взятки), чтобы больше не промышлять разбоем и квартирными кражами. Их духовное восхождение уже привело к пониманию того, что разбой – это грех, а взятки – это благо.
В мире страстей все относительно, но твердой точкой отсчета является лишь Господь, а мы все одинаково субъективны в сравнении с Ним. Кто-то скажет, что воровать, конечно, грех, но мы же не такие. А какие мы?
На каком-то этапе надо аппарат осуждения нашего окружения развернуть на нас – чтобы мы увидели себя, свои поступки в свете собственного судилищного аппарата. А аппарат оправдания себя полезно развернуть на наше окружение, чтобы увидеть, что поступки других людей ничуть не хуже наших, если их оправдывать так, как мы оправдываем свои поступки.
Однако на следующем уровне Смирения мы понимаем, что не нам судить, какие мы сами. Так приходит понимание, что пора расставаться с аппаратами суждения и оправдания. Ведь ощущать собственный грех, т.е. карму – это не одно и то же, что судить себя. Окажется, что судить себя также греховно, как и другого. На этом этапе, чтобы двигаться дальше нам придется оставить эту оценочную работу Богу.
Но если мы прилепим эту «истину» к своей жизни раньше того, как проживем этап (ступень) с рассмотрением наших поступков в свете нашего же мерила поступков, то мы лишь пополним арсенал нашего оправдательного аппарата. То есть мы начнем оправдывать себя еще и тем, что не наше дело себя критиковать, ведь это работа бога. Так очень часто без должного трансцендентального понимания слова истины становятся словами лжи и самообмана. К сожалению, современная эзотерика в значительной степени отравлена подобным материалом, когда вместо очищения Души Господа (единственной подлинной практики), люди заблуждаются во всякого рода умственных моделях поведения а-ля «просветленности» или «истинности».
Правило
Так за каждой вершиной духовного роста следует новая, но чтобы узреть эту новую вершину, надо себе признаться, что текущие достижения – лишь иллюзия, порожденная тем, что наш взгляд устремлен не вверх, а на ту вершину, на которой мы сейчас и находимся. Эта вершина, на которой мы сейчас, когда-то была вверху, и мы преодолели длинный и трудный путь отречений, продвигаясь к ней, но вот со временем мы ее достигли, и эта вершина вошла в нашу жизнь, стала обыденностью. Чтобы идти дальше, нам придется потерять эту вершину из виду (отказаться от этих достижений) – и опять искать следующую вершину над своей головой, а не под ногами.
Так происходит подъем. Если же мы, находясь на какой-то ступени, будем примерять к себе истины, доступные на более высокой ступени, то мы будем прельщены иллюзией подъема. Но подъема не наступит. Подъем начинается всегда с отказа от достижений текущего уровня (на каком бы уровне мы не находились бы), а не с изучения каких-то изречений, соответствующих более высоким вершинам.
Чтобы этого не произошло надо внимательнее смотреть на жизненные ситуации вокруг нас. Мы можем их использовать для очищения нашей жизни от того лишнего, что мешает нам обратить наше внимание к Свету. Другой выбор – потакать своим непроизвольным реакциям, реализуя их в ситуациях жизни, укрепляя этим самым власть непроизвольных реакций и погружая нашу жизнь все глубже в хаос, невежество и заблуждения.
Поэтому, я призываю начинающих практиков приучать себя относиться к любой, даже незначительной ситуации вашей жизни, как к отражению вашего внутреннего содержания во внешнем мире. Иными словами, рассматривать любую ситуацию в контексте того, что она является лишь следствием вас самих, следствием того, чем вы являетесь на данный момент. Это называется «принять себя», это начало практики Смирения. «Принять себя» — это признать свой текущий статус в жизни, как справедливый по отношению к вам, как отражение того, чем вы являетесь. Лицом к лицу рассмотреть этот статус, не перекладывая ответственность на обстоятельства, которые вас вынуждают быть такими, не жалуясь на несправедливость по отношению к вам. Эта простая мысль может быть палочкой-выручалочкой на пути к более твердым реалиям – вершинам, скрытым в облаках. И двигаться от этих более твердых реалий к еще более реальным реалиям придется используя это же правило.
Как этим пользоваться? Прежде всего, надо приучить свой ум к этой мысли. Если вы прочитаете эту заметку, согласитесь с ней, но не вспомните об этом, находясь внутри ситуации (а для некоторых такой ситуацией является само прочтение этого текста – ведь самость некоторых негодует и раздражается, читая этот текст), то можно сказать, что это прочтение только тешило ваш ум лже-пониманием и лже-сопричастностью к чему-то. Поэтому, прежде всего, вы должны приучить ваш ум к мысли о том, что ничего с вами принципиально не может произойти другого, кроме того, что вы заслуживаете на данном этапе вашей загрязненности. Это Правило. Оно повествует о Смирении воина. И оно должно жестко войти в вашу жизнь без искажений и поправок.
Однако даже на этом начальном этапе уже процветает самообман.
Обман первый состоит в том, что вы начинаете думать, что это правило относится не только к вам, но и ко всем остальным участникам ситуации (субъектам вашего мира). Нет. Это уловка вашего ума. Это правило относится только персонально к вам! Никого другого оно больше не касается. Когда появится эта мысль, а она обязательно появится – гоните ее прочь! Это ваша практика по очищению вашей же Души. Это ваше взаимодействие с Законом Кармы тет-а-тет.
Причем тут другие люди? Причем тут ваши оценки их отношения к этому правилу? Были бы вы не таким человеком, то и другие бы не этими, а другими. Они не поступали бы так по отношению к вам. Они бы поступали как-то по-другому. Но они – это они, потому что вы – это вы. И больше причин нет.
Обман второй
«Да, окружающий мир – это мое отражение. Я, должно быть, очень хорош, если в моей жизни присутствуют такие великие Гуру, как Йога-Шива-Йога-С-вами-Вано-Ибн-Хаттаб-И-Его-Друзья, к которому месяц назад я приехал в Ашрам и случайно попал на особый ритрит «не-для-всех», который бывает раз в пять лет. Ведь если бы я не был достаточно чист, в моем мире бы не возникло такого престижного Гуру! И обстоятельства не привели бы меня на этот редкий ритрит».
Не обманывайте себя. Помните, что когда вы делаете один шаг к Господу, он отвечает девятью навстречу к вам. И если вы делаете шаг навстречу Гуру, он, будучи отражением воли Господа, делает девять шагов вам навстречу. Однако такое движение со стороны Гуру – это всегда подарок. Это проявление Его сострадания к заблудшим, это проявление Любви Господа через Него.
Принимайте такое общение и стечения обстоятельств с большой благодарностью как великий подарок, который вы еще не заслуживаете, но возможно когда-нибудь заслужите, если продолжите практиковать смиренно и тщательно.
Кому быть благодарным? Конечно, многие гордые воины света тут же дают правильный ответ: Конечно, Богу, то есть Абстрактному Абсолюту, кому же еще? Это же Он послал нам Гуру и заставил его принять нас на ритрит. Гуру просто не куда было деваться – он вынужден был подчиниться Абсолюту».
Но что для вас есть Бог? Абстрактный Великий Абсолют? АВА? Это фантазия вашей гордыни, которая не позволяет вам действительно выразить благодарность Богу. Потому, что для вас Бог был в этом Гуру. Гуру – это не просто такой же человек, как вы, который отделен от Бога, но по какой-то непонятной причине вынужден Ему подчиняться. Гуру слит с Господом настолько, насколько необходимо для того, чтобы вести вас в пучине самсары. Поэтому Гуру для вас – и есть Бог. И это великое благо, что такое вообще возможно.
А если Гуру – это Бог, то кто же тогда Бог для Гуру? Я хочу общаться с тем Богом, с которым общается Гуру. На меньшее я не согласен!
Это всего лишь одно из многих типичных рассуждений, которые подкидывает вам гордыня, чтобы отвернуть вас от Бога, и через это продлить свою власть над вами.
Но помните правило? Все внешнее – лишь отражение внутреннего. Поэтому есть вы, есть этот Гуру. А где Абсолют? Видимо Абсолют пошел общаться с другими, более достойным.
Еще одно осложнение этой истории связано с тем, что свои шаги к ученику Гуру делает в пространстве своего мира, а не вашего. Для вас же эти шаги вряд ли могут быть зримы и будут оставаться таковыми еще долгое время. И это также есть испытание. Рано или поздно рождается мысль, что вот вы уже столько много сделали для Гуру и его ашрама (сева, бхакти), а он, зараза, не только не испытывает чувства благодарности за все ваши искренние труды и лишения, но даже не замечает их! Конечно, такие мысли свидетельствуют об отсутствии смирения. Любые ожидания от Гуру, все ожидания, которые могут быть описаны в терминах вашего мира – это не смирение. Так или иначе, это ваши социальные игры, торговля «ты мне – я тебе», понятия о справедливости, которые вы хотите перенести на духовное поле. Но в чужой монастырь не ходят со своим уставом. А в монастыре духовного Пути нет никакой человеческой личностной справедливости.
Справедливость – это продукт ваших ожиданий от мира, это мысль «я ожидаю, что люди должны поступать так-то и так-то» свернутая в мгновенную мыслеформу – «чувство справедливости». Но окружающий мир – это отражение вас самих. Как же можно быть недовольным вашим окружением (обвинять его в несправедливости), если ваше окружение – лишь есть отражение вас самих в зеркале мира. То есть вы обвиняете ваше отражение, что оно не такое, какое вам хочется? Согласитесь, просто полная глупость. Как говорят «нечего на зеркало пенять коли лицо такое».
Есть справедливость Господа, но она нам недосягаема. Познать мы ее не можем, но мы можем ей подчиняться, реализуя Закон Божий и отражая проявление Его Воли на Земле. А можем не подчиняться, придумывая свои игры, реализуя свои «более правильные, справедливые законы по понятиям» — то есть, творя беззакония и грех. Выбор только такой.
Поэтому всегда оставляйте ваши «правила» за воротами монастыря, ведь в подлинном монастыре под них никто подстраиваться не будет. Есть мириады живых существ, и вы – лишь одно из них. Вам выбирать – жить по Закону Божьему или по беззаконию. Истинные Правила устанавливает только Господь. А вымышленные правила от ума и гордыни ведут лишь в фантазии и заблуждения Души.
Итак, повторим Правило:
окружающий мир – это отражение вас самих.
Поэтому, окружающий мир – это иллюзия.
Иллюзия – это одно из описаний реальности, иллюзия – это не то, чего не существует, это не мираж и не фантазия. Иллюзия реально существует. Но существует только в одном из срезов мира. Поэтому иллюзия – это реальность, но все-таки не конечная реальность, а как бы одна из возможных. Это касается не только того, как разные люди воспринимают по-разному одни и те же события. Это касается и вибрационного среза воспринимаемого мира. Если такой срез изменить, сместив осознание, то категория, которой вы оперировали на уровне предыдущего восприятия, растворяется, исчезает, ее просто нет в другом вибрационном восприятии. Когда практикующий добирается до таких возможностей в управлении своим сознанием, то ему наглядно видно, что любой воспринимаемый мир – иллюзия.
Однако в это трудно поверить, когда все время, которое вы себя помните, вы воспринимали один только срез реальности. Трудно поверить, что мир лишь функция положения сознания, если у вас всегда было только одно положение, и вы даже не понимаете, что означают слова «другое положение».
В это трудно поверить. Ну, а надо ли в это верить, чтобы начать движение к очищению?
Обман третий
«В моей жизни есть существенные события, в которых надо практиковать, а есть незначительные, где неважно как я себя поведу». Это еще одна уловка вашего ума. Если событие эмоционально выделяется из общего фона вашей жизни (какую бы эмоцию вы не испытали), значит, это событие состоялось как значительное. Если оно состоялось, значит, оно на что-то указывает вам. Но на что может указывать незначительное событие? Каждый раз это знак, указывающий на какой-то вид вашей отделенности от Господа. Проще говоря на какую-то травму или психологический стресс в прошлом, особенно в детстве.
Все на выборы
Также часто люди мучаются сомнениями – как поступить, так или иначе? Что же выбрать из возможных действий?
Однако нет никакой разницы, куда идти и что делать. Значение имеет только выбор в пользу очищения или загрязнения Души. С этой точки зрения надо и рассматривать все возможные ситуации выбора. Все другие формулировки выбора лишь иллюзии – они туманят ум и уводят от единственно реального выбора – выбора между Богом и Дьяволом в вашей Душе.
Конечная реальность – это сам Господь. Неописуем, невыразим, недосягаем. А потому, для нас, грешников, он тоже нереален. Его проявления в мире каждого из нас могут выражаться в чем угодно. Тут нет правил или схем Его проявлений.
Так не обманывайте себя в своей практике!
Своя практика – практика Бога
Для меня практика сводится к выполнению правил, чем-то похожих на принципы яма и нияма, то есть на принципы правильных ограничений и правильных стремлений. Если вы ищете пути духовного восхождения, то эти принципы должны стать вашими постоянными спутниками, при этом трансформируясь и утончаясь в процессе роста вашего осознания и расширения восприятия. Если, кто-то не знает, в чем состоят эти принципы, то в интернете можно найти подробное описание принципов яма и нияма в самых разных изложениях. Особенно приятно то, что эти принципы настолько просты, что их невозможно неправильно перевести или истолковать. Внимательно читая описание этих принципов, вы поймете, почему я уделяю им так много внимания.
Порой люди совершают ошибку, думая, что эти принципы занимают только начальный этап практики. Это не верно. Действительно, во многих описаниях практики все начинается с них, но это не означает, что потом они становятся неважны, и их можно выкинуть из головы, как сданный экзамен. Это путеводитель вашего духовного подъема, а не одна из его ступеней. Очень хороша аналогия с дорожным движением – забывание материала после сдачи экзамена на водительские права чревато неприятностями на дороге.
Отношение к принципам правильных ограничений и стремлений как к практике начального уровня совсем неправильно.
Во-первых, это неизбежно приводит к пренебрежению ими. Мы начинаем торопиться постигать другие, более высокие материи через более сложные на вид техники – это более престижно, это нам сулит какие-то скорые специфические эффекты, которыми мы будем бравировать перед коллегами по цеху (например, в кружке по йоге). Но эти техники сложны только на вид, а впечатляют они лишь начинающих практиков и их друзей, неискушенных в вопросах глубины и тонкости процессов. Для искушенного практика любые техники, даже изъятые из какой-либо достойной традиции, но лишенные прочной духовной базы – лишь поверхностная рябь на воде. Впрочем, иногда диву даешься, как дорого такие техники продаются под видом практики «не-для-всех». Конечно, ведь каждый новичок духовного поиска клюнет на это: «О! Круто! «Не-для-всех» — это как раз для меня! Это же я и есть тот самый «не-для-всех!»
Однако использование этих техник без прочного основания, т.е. без выстроенной практики правильных ограничений и стремлений, приводит к тому, что возникающие энергия, сила, осознание, ясность и сидхи лишь отягощают неочищенную душу. Так эти великолепные техники толкают человека не к духовному подъему, а наоборот способствуют духовной деградации, подводя к мучительной смерти. За счет тренировки сложных техник человек получает дополнительные возможности. Однако если база мировоззрения осталась прежней, то весь эффект от тренировок будет уходить в наполнение этой базы. То есть прежние жизненные ориентиры соответствуют социальным (общепринятым) ценностям, но мы не можем их называть правильными с точки зрения практики, поскольку они ориентированы на развитие в социуме, но никак не на духовное развитие.
В то же время, применяя тренировки, созданные для духовного продвижения, вместе с прежними не духовными ценностями и ориентирами, мы будем наполнять эти ценности и ориентиры силой. Это зачастую приводит к решению многих проблем и достижению результатов, которые для человека имели большую важность в его бездуховном мировоззрении. Однако такое поведение сопряжено с быстрой деградацией Души, что рано или поздно скажется и на социальном статусе, в котором он поначалу получил успех. Далее за счет наращивания сложности и интенсивности техник можно продлить или даже развить состояние успеха. Но чем больше мы влияем на социальное поле нашей жизни духовными практиками на бездуховной основе, чем больше материальных благ мы получаем за счет постепенной продажи своей Души, тем более хлесткой и губительной будет отдача. Конечным результатом такой жизни всегда являться тяжелая, мучительная смерть. Безусловно, преданность практике правильных ограничений и стремлений меняет такую ситуацию, предавая нашим усилиям в тренировках и упражнениях вектор духовного подъема, а не вектор социального успеха.
Это все было «во-первых».
А во-вторых, кроме принципов ограничения и стремления больше ничего и не нужно. Все остальные техники лишь вспомогательные по отношению к правильным стремлениям и правильным ограничениям. Вспомогательные техники могут быть телесные (фитнес, гимнастика, некоторые стили боевых искусств, эксперименты с пищеварением), энергетические (управление энергией в сосредоточении, ци-гун), телесно-энергетические (йога-асана, ци-гун, некоторые стили боевых искусств), интеллектуальные (работа с прошлым, остановка ума, выслеживание своих эмоций, мыслей, реакций), астральные (упражнения в теле не физическом), и т.д. Однако надо понимать, что сами по себе эти техники помогают полнее и детальнее овладевать принципами правильных ограничений и стремлений. Вот на что нацелена помощь этих техник, а вовсе не на облегчение жизни, не на продление молодости и не на обретение власти над человечеством.
Можно ли обойтись вообще без вспомогательных техник? То есть, как бы вообще ничего не практиковать? Конечно, можно – достаточно распространять правильные ограничения и правильные стремления на каждый элемент вашего мира в каждый момент вашей жизни. Для реализации человеческой Души в Боге больше ничего не нужно. Однако в состоянии поиска Пути (т.е. пока Господь не призвал вас), соблюдать эти правила без технической поддержки со стороны упражнений довольно сложно.
Правильные принципы (принципы ограничения и стремления) нацелены на воссоединение человека и Бога. Правильные ограничения убирают все то лишнее, с помощью чего мы прячемся от Него, а правильные стремления заставляют нас разворачивать наше внимание в Его сторону. Ведь каждый знает – то, что мы живем в безбожии – есть плод наших усилий, которые проявлены в нашем текущем состоянии. Мы скрываемся от Бога, боимся довериться, заслоняемся от Него, как только можем – за рациональными доводами, за мыслями, за ложью, и даже веру в Него мы можем использовать как ширму от Него же. Безусловно, это не будет истинной Верой, ведь истинная Вера – это и есть Он сам.
Правильные стремления мы заменяем нашими желаниями. Это желания денег, выйти замуж, стать директором, разгадать «код Абсолюта», быть хорошим, духовно развиваться, познать Бога…
Правильные ограничения заставляют человека убирать свои ширмы и щиты, чтобы Свет Благодати Господней мог хоть как-то проливаться на заблудшую Душу, питать ее. В своем пределе правильные ограничения указывают на безраздельность внутреннего и внешнего. Правильные стремления заставляют постоянно искать своим внутренним взором Бога, а не посвящать себя миражам ума, то есть реализации собственных желаний. Правильные стремления заставляют все свои деяния посвящать Богу. В предельном своем значении правильное стремление указывает на то, что существует один лишь Бог.
Итак, правильная практика – это практика правильных ограничений и правильных стремлений. Все остальные техники – факультатив.
Вместе с правильной практикой наш мир неизбежно начинает включать в себя иные формы взаимодействия, нежели чем «твердые» трехмерные. Очень важно при этом на эти новые формы распространять правильные ограничения и правильные стремления. Каждый новый элемент вашего мира кроме возможностей содержит и соблазны. Соблазном могут стать радость от достижений или попытки разрешить новыми возможностями какие-то прежние ситуации, которые как хвосты могут тянуться из вашего «недуховного» прошлого и тормозить «очумелый духовный взлет». Это все таит в себе опасность прельщения и потери духовной нити.
Оградить себя от подобных явлений, которые с практикующими людьми случаются очень часто, можно только одним способом – впитать в свою кровь и плоть принципы правильных ограничений и правильных стремлений. Впитать их настолько, что никакие достижения не отвлекут вас от них – ведь они указывают нам единственно подлинное направление, в котором нет места вашим достижениям. Есть место только ограничениям и стремлениям.
Таким образом, это правило должно касаться всего, из чего будет состоять ваш мир на каждом этапе духовного подъема. Так шаг за шагом, ступень за ступенью, начнется подъем по лестнице. Сначала ваш «твердый» мир станет мягким, потом текучим, а потом опять начнет твердеть, но уже по-другому – твердеть в хрустальном исполнении. Так из аморфного он станет кристаллическим. Такой законченный цикл изменения мира происходит медленно в течение всей жизни практикующего или по крайней мере занимает несколько десятилетий. Обретение финальной твердости мира будет свидетельствовать о завершении алхимического преобразования ваших тел.
Ни сила, ни проницательность, ни сидхи, ни осознание, ни любовь, ни вера, ни господь – ничто не поработит вас на пути к Богу, достаточно лишь приложить правильные ограничения и правильные стремления к любому новому проявлению вашего мира – и очередная иллюзия превратиться в то, чем и является – в ничто.
Что такое правильные ограничения? В целом – это прагматичное (в смысле трезвое, умеренное, не восторженное, аскетическое) отношение ко всему тому, из чего состоит ваш мир. Т.е. глубокое внутреннее признание того, что все ваши текущие достижения преходящи, а потому не стоят вашего дальнейшего внимания.
Например, если вы стали богаты и теперь можете постоянно кушать много вкусной еды, ограничивайте себя в этом. Иначе еда ограничит вас – вы просто растолстеете и не сможете практиковать гимнастику. Если вы пошли дальше и овладели гимнастикой – ограничивайте себя в этом. Поскольку если вы не ограничите гимнастику, гимнастика ограничит вас. Вы будете слишком заняты гимнастикой, чтобы научиться управлять умом. Если вы стали хозяином своего ума, есть соблазн заиграться им, поскольку подконтрольный ум способен на чудеса. И так во всем, на любом уровне постижения мира есть свои достижения, которые должны становится ограничениями. Я не упоминаю тут начальные ограничения – не убей, не укради, не лги, не траться в сексе без причины, не поклоняйся идолам (кумирам, придуманным богам, карьере, деньгам и пр.), не словоблудь (особенно актуально для современного эзотерического комьюнити)…
Что такое правильные стремления? Прежде всего, это правило подразумевает, что любое действие вы отныне будете делать ради Бога. Т.е. это посвящение Богу всех производимых действий, произносимых слов. Как следствие, это правило приводит к постановке «невыгодных» целей в вашей жизни. «Выгодные» цели – это зарабатывание денег, поиски мужа, укрепление своего социального статуса, власти, карьерный рост, различные путешествия, развлечения и т.д. Словом это все то, из чего состоят стремления человека, жизнь которого согласована с социальными ценностями. Причем само расходование жизни в соответствии с социальными ценностями вносит вклад в поддержание этих ценностей в актуальном состоянии для всего остального социума.
Так мы, люди, своей жизнью сами создаем и поддерживаем в живом состоянии те ценности и ориентиры, на которые сами же и ориентируемся. Движущей силой работы этого механизма являются жизни людей за счет того, что они расходуют время и силы своей жизни на достижения социально одобренных целей. С самого рождения мы перенимаем ценности общества, в котором растем. Так ценности общества становятся ориентирами нашей жизни. Так формируется наша самость. Самость реализуется через управление нашими жизненными ресурсами, расходуя их на достижение социально значимых целей. Она внушает нам, что достигнув этих целей, мы будем счастливы, получим какое-то особое упоение. В стремлении достигнуть благодати сокрыто желание человека обрести потерянный рай. Только вот самость плохой советчик в таком поиске. Все цели, которые она нам предлагает в качестве достойных, чтобы на них тратить время жизни, никуда не ведут. Это просто миражи. Человек не обретает ни счастья, ни благодати даже когда поднимается на вершину социальной пирамиды. Все потому, что эта вершина ведет не к Богу, а наоборот.
Значит, стремления, которые внушает нам самость в виде «выгодных» целей не ведут к реализации жизни человека в Боге. Отсюда правильные стремления – это деятельность, которая не приносит реализации вашей самости. Это может быть любая деятельность вплоть до подметания пола. Если вашей самости это претит, то это правильное стремление – подметать пол. Однако делать это не с отвращением, а с пониманием, что вы это делает для Бога. Если вы это делаете для Бога, то это и будет делаться именно для Него. То есть это не аллегория и не какое-то нелепое самовнушение. Правильные стремления – это также стремление к очищению Души, к открытию сердца, стремление к любви, к доверию людям, к остановке мыслей, стремление к прощению наших обидчиков, стремление просто быть. Но все это – для Бога. Как только мы это начинаем делать для чего-то другого (для себя или для людей), так сразу в этом проявляются происки самости.
Как же так? Неужели плохо делать что-либо для людей? Такой вопрос может задать ваш ум. Сердце каждого из нас априори знает, что в каждом человеке есть отражение Бога, частица Бога. Поэтому на языке подлинной практики выражение «для людей» эквивалентно выражению «для Бога». Если это понимание пока недостижимо (не понимание умом, а духовным прямым видением этого вопроса), то лучше не отвлекаться на умные рассуждения, а делать все только для Бога. Тогда все частные случаи Его проявления будут подразумеваться этим правилом. Ведь даже в посвящении своей жизни людям может притаиться промысел гордыни. А промысел гордыни будет вести нас не к Богу, а наоборот.
Конечно, тут тоже можно начать себя обманывать. Например, сейчас я для бога поеду в SPA, а потом для Бога зайду в Суши-Бар, где есть Wifi, я там посижу в чате с подружками (для Бога), потом поеду на массаж для Бога, потом обучаться Рейки, а поздним вечером мы вызываем духов предков – это вместе с общиной «Выпредух», что и расшифровывается как «вызов духов предков». Все – только для Бога.
Чтобы таких обстоятельств не складывалось, существует ряд практик, направленных на выявление источников желаний, мыслей, действий, эмоций. Без них на каком-то уровне не обойтись, иначе «для Бога» можно делать все, что нравится самости. Чтобы применять эти техники нужно внимание, интеллект, но главное – сформированная потребность действительного духовного роста, а не потребность участия в прикольной тусовке «Выпредух».
На каждом уровне вашего понимания правильные стремления должны выражаться в формулировке, указующей на следующую вершину одухотворенности. Т.е. достижения текущего уровня не могут больше быть правильными стремлениями, как было на предыдущем уровне. Теперь эти достижения должны подчиняться правилу правильных ограничений. А правильные стремления – это опять «невыгодные» вершины. Все вместе это и есть дорога отречения и смирения.
Например, можно иметь даже несколько стремлений (например, стремиться к духовности, очищать Душу, воспитывать ум, раскрывать сердце), однако ваше понимание этих стремлений с ростом духовности будет трансформироваться – из неясных, порой фантазийных образов, эти стремления будут приобретать отчетливые очертания конкретного способа реализации этих стремлений. А после того, как вы реализуете в себе эти стремления, они должны переходить в область ваших ограничений.
Именно с этой стороны следует рассматривать и вспомогательные техники, прикладывая к ним, как к идеям, правильные ограничения и правильные стремления.
К вспомогательным техникам я советую отнести следующие техники, которые я разделил на какие-то категории. Такое деление довольно условное, техники дополняют друг друга, порой перекрываются по эффекту, так что сложно сказать, в какую категорию их лучше отнести.
Работа с травмами своего прошлого:
- выслеживание своих реакций в жизненных ситуациях,
- изменение прошлого (стирание запрограммированных реакций с помощью перепросмотра прошлого),
- поступайте так, как вам не свойственно («тихони» скандальте, «скандалисты» молчите и виновато улыбайтесь),
- прощение наших обидчиков (настоящих и прошлых) – например, процедура дарения воображаемых цветов нашим обидчикам,
- практика внутренней улыбки в жизненных ситуациях (улыбаемся ситуациям, улыбаемся людям),
- работа с привязанностями (находим источник привязанности и стираем его в себе – тоже как часть перепросмотра прошлого),
- контролируем привычки (не засоряем речь, не производим машинальных жестов и пр.)
Обуздание ума:
- принудительная остановка внутреннего диалога,
- запрещение уму вести непродуктивную деятельность (т.е. запрет думать мысли ради поддержания процесса непрерывного продуцирования мыслей),
- приучение ума к правильным мыслям (например, что окружающий мир отражает лишь нашу собственную неидеальность или что каждая ситуация – это способ обучиться чему-то духовному, то есть смирению, прощению, терпению и пр.),
- показываем уму, что его описание не есть единственно верное, т.е. демонстрируем неверность его запрограммированных ответов и реакций,
- практика внутренней улыбки нашему уму (мы улыбаемся нашему уму в медитации).
Работа с энегией:
- сосредоточение на внутренних потоках, созерцание внутренних потоков,
- укрепление нижнего даньтяня (умеренное воздержание от секса, голодание, телесная гимнастика, очищение от желаний),
- укрепление среднего даньтяня (практика внутренней улыбки из сердца в сосредоточении, доверие людям, открытие любви),
- укрепление верхнего даньтяня (формирование культуры ясного мышления, развитие интеллекта и речи, развитие восприятия высоких вибраций),
- раскрытие цепочки алхимического преобразования материи в организме человека,
Работа с осознанием:
- тренировка фокусировки внимания (фокусировка на частях тела, фокусировка на событиях прошлого, фокусировка на внутренних потоках энергии),
- практика фиксации внимания (вверх, вниз, на поверхность, к центру и т.д.), ускорение/замедление скорости восприятия,
- попытки смещать сознание в другие положения,
- практика внутренней улыбки в тех положениях сознания, которым внутренняя улыбка не свойственна (животные положения сознания).
Не все из упомянутых здесь техник будут доступны сразу. Однако практикуя то, что доступно для вашего уровня, вы постепенно доберетесь и до остального.
Переживание сильной душевной боли
Кто не испытывал нечто подобное? Если кто-то не испытывал, вы многое пропустили!
Сильная душевная боль может стать соблазном для процветания ненависти, озлобленности, ревности внутри вас, даже для самоуничижения или саморазрушения. Однако она же может стать сильным толчком в практике очищения Души от всего наносного и лишнего.
Страдания очищают Душу – это правда и это надо использовать прагматично и трезво. Страдания – это трамплин. Однако можно предаваться полету, превращая его в падение, т.е. просто страдать и тратить эту возможность на пустые преходящие эмоции, а можно сосредоточиться на том, чтобы прыгнуть как можно выше и постараться не терять высоту полета.
Зачастую перестрадав какую-то ситуацию, мы все равно ничего не меняем в своей жизни – не пересматриваем наши ценности и ориентиры. В результате этого Душа опять загрязняется прежними социально-бытовыми установками, которые сами по себе существуют только для того, чтобы сохранять нас в невежестве и отдельности от Господа.
Время сильных душевных страданий – это хорошее время, чтобы остановиться и задуматься над тем, что же происходит с вами? И почему именно с вами? Ответ, который будут вам навязывать ваши прежние установки такой – это происходит потому, что мир плохой и несправедливый (или конкретный человек плохой и поступил как сволочь). Однако время душевных страданий – это всегда и время душевной чистоты и душевной открытости, а значит, это время особой духовной силы, открывающейся внутри вас. Поэтому вы имеете эту возможность – рассматривать эту ситуацию как шанс, а не как ваше большое невезение или горе. Если же в такие дни вы не находите в себе сил, чтобы приступить к отбрасыванию лишнего из своей жизни – значит ваше страдание недостаточно глубоко, либо это вообще фарс и искусственное накручивание состояния пребывание в страдальческом образе (зачастую в таком поведении вы не признаетесь даже себе). Я встречал случаи, когда реализация этого образа приводила к реальному самоубийству. Но это ничего не меняет – все равно это была лишь игра на публику. Порой мы далеко можем зайти в своем желании быть кем-то оцененными.
Однако есть такие страдания, когда уже не до поддержания образов и не до социальных игрушек. Все наносное как бы отступает в такие времена. И если вас настигло такое – можно сказать, что вы в «большой игре».
Что же с этим делать?
Для начала заставьте себя рассмотреть эту ситуацию не как несчастье, а как быстрый возврат вашей же кармы, дающий вам шанс закрепиться на новых рубежах вашего духовного роста.
Затем надо набраться терпения и ждать, стиснув зубы, пока боль изживет себя, перегорит в вашей душе. Это не ожидание, когда вам наконец-то станет легче, чтобы опять вернуться к прежней жизни. Возврата быть не должно. Если вы вернетесь к прежней жизни, то через какое-то время все опять повториться. Ведь надо понимать, что именно ваша прежняя жизнь привела вас к такой боли. Не бойтесь отрекаться от ваших прежних ценностей – не так уж они хороши, если заставили вас так страдать. На определенном этапе, когда боль становится чуть тише, вы можете начать бояться перемен, которые происходят внутри вас. Переступите через этот страх. Не вы первый, не вы последний проходите этот путь.
Итак, это переживание боли связано с процессом возврата вашей кармы и не должно сопровождаться культивированием в себе страдальческих мук на публику, в то же время это не должно быть состоянием «у разбитого корыта». Это должно быть ожиданием, когда боль утихнет, чтобы вы имели силы начать действия по перемене того, что вызывает такие страдания. Хотя само по себе такое ожидание – уже действие в этом направлении.
Ваши прежние установки начнут призывать вас либо потакать себе в горе (как правило, подключая к этому родственников, друзей, экстрасенсов), либо наоборот, начнут призывать вас убежать от этого, предлагая вам отвлечься от переживания боли (это может быть силовая гимнастика йогов, алкоголь, новые знакомства ради флирта, отпуск вдалеке от знакомой обстановки). Надо найти в себе силы не избегать возврата кармы. Ведь это ваша собственная карма, и никто кроме вас ее не делал и никто кроме вас ее не будет расхлебывать. Сейчас она возвращается слишком быстро, вызывая такую сильную боль, но разве это плохо? Психотерапевт вам скажет: «Конечно, плохо! Надо это поскорее заретушировать, забыть, задвинуть в дальний ящик, и двигаться навстречу «новым горизонтам»…
Двигаться на встречу «новым горизонтам» с такими «задвинутыми ящиками» – это просто двигаться к еще одной ситуации, которая опять откроет эти ящики, но уже с прибавлением, которое вы приобретете по дороге к этим «горизонтам».
Возврат кармы отложить можно, но отменить – никогда. На какой срок вы желаете отложить возврат кармы? На год, на 10 лет, на жизнь? Вы хотите отложить на жизнь? Если эта перспектива вас радует, значит тот факт, что эта заметка попала к вам в руки – ошибка. Но бывают ли ошибки в мироздании?
Увы, психотерапевт не знает, что «новые горизонты» заканчиваются смертью и последующей болью за бессмысленно потраченную жизнь. Эта боль страшнее той, что может испытать человек при жизни даже если его одновременно бросили и муж и жена. А по счетам придется платить так или иначе, и никогда это не будет забавно и легко. Расплата за грехопадение – это всегда страдания и боль.
Порой меня спрашивают, что можно практиковать во времена сильных душевных страданий? Переживание такой боли само по себе является практикой, требующей от организма предела возможностей. Так что единственная практика при этом – это созерцание боли, переживание ее как таковой. Не уход в самоуничижения, не уход в развлечения, не уход в образ вселенских страданий, не обвинение того, кто спровоцировал страдания. Человек, который спровоцировал страдания – просто не мог поступить с вами иначе, ведь он – лишь повод, а причина – это вы. Причина – загрязненность вашей Души и одновременная готовность выходить из-под гнета этой загрязненности.
И пока эта боль с вами, неплохо будет поразмыслить на следующие темы. Какие ценности в вашей жизни существуют? Нет ли среди них лишних? Откуда эти ценности в вашу жизнь были привнесены? В каком возрасте? Какие из этих ценностей были навязаны вам в процессе воспитания в обществе, а какие вы приобрели в процессе самостоятельного осмысления жизни? В конце концов, какой части вас выгодно поддерживать те или иные ценности как важные ориентиры вашей жизни? И что будет, если вы откажитесь от этой игры – игры в реализацию текущих ценностей?
Это те вопросы, ответы на которые Вы не найдете вовне. Даже прочитав умные книги на эту тему, ответы на эти вопросы вам придется открывать в себе заново. Если вы не будете готовы к откровенному рассмотрению своих ценностей, то я уверен, рано или поздно вы все равно будете готовы. Так уж устроено.
Да, я знаю, что порой приходится ждать по многу месяцев или даже годы пока душевная боль растворится и изживет себя. Но такая ситуация – самая обычная, однажды это случается со всеми. Далеко не с первого раза человек может догадаться извлечь из этого правильные уроки, но однажды наступает момент, когда он поступает как воин. Увы, иногда требуется несколько жизней, чтобы подойти к такому ракурсу рассмотрения ситуации. Но возможно, как раз эта ваша жизнь – та самая?
Мужчины, женщины и мы (женатые люди)
Еще мне говорят, что в моих заметках хоть и пишется об этом, но все-таки не до конца объяснено, как же строить гармоничные отношения между мужчиной и женщиной?
Дорогие мои лояльные читатели, если хотите гармоничных отношений – ставьте себе целью избавление от кармы (т.е. от самости). Если хотите избавления от кармы – ставьте себе целью достижение целостного осознания. Хотите достигнуть целостного осознания – ставьте целью принятия Бога, а хотите принять Бога – ставьте цель полного самоотречения, а хотите полного самоотречения – переставайте хотеть полного самоотречения…
Я не знаю методов улучшения семейной жизни, ведь с моего ракурса обозрения семейная жизнь существует не для достижения какой-то благодати или счастья без Бога, а как один из способов обучения Смирению и Любви Бога, и через это принятие Благодати от Него – единственного источника подлинного, а не суррогатного (социального) счастья.
Источник:
Спасибо! Отличная статья. Очень поможет
Спасибо! Отличная статья. Очень поможет
Благодарю автора-). Мне тоже хочется просто сказать : “Отличная статья”. Она действительно – пропущена ” через себя”.
Благодарю автора-). Мне тоже хочется просто сказать : “Отличная статья”. Она действительно – пропущена ” через себя”.